Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(189)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13

Библиографическое описание:
Насырова А.А. ОТРАЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РОМАНЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 19(189). URL: https://sibac.info/journal/student/189/254125 (дата обращения: 05.11.2024).

ОТРАЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РОМАНЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Насырова Азалия Азатовна

студент отделения иностранных языков Елабужский институт Казанского федерального университета,

РФ, г. Елабуга

Пучинина Ольга Павловна

научный руководитель,

cтарший преподаватель, Елабужский институт Казанского федерального университета,

РФ, г. Елабуга

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию системы человеческих ценностей героев романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Рассмотрены ключевые персонажи произведения и проанализированы их жизненные приоритеты и ценности, приведены примеры из текста.

 

Ключевые слова: Оскар Уайльд, роман «Портрет Дориана Грея», система ценностей, приоритеты, смена жизненных ориентиров.

 

Оскар Уайльд (Oscar Wilde) – ирландский писатель, критик и прозаик. Является одним из самых известных драматургов поздней Викторианской эпохи и европейского модернизма. Одними из самых известных его произведений являются: роман «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray»), повесть «Кентервильское привидение» («The Canterville Ghost») и сборник сказок «Счастливый принц и другие сказки» («The Happy Prince and Other Tales»).

Целью данной работы является рассмотрение ключевых персонажей произведения «Портрет Дориана Грея», анализ их приоритетов и жизненных ценностей в контексте нарративной линии книги. Так в ходе развития сюжета романа и раскрытия героев можно рассмотреть определенную систему человеческих ориентиров у каждого из них.

В своем романе Оскар Уайльд рассказывает нам историю про молодого и удивительно красивого юношу по имении Дориан Грей, который "влюбляется" в свой портрет, написанный художником Бэзилом, его другом. Им овладевает мысль недолговечности своей красоты, и он хочет сохранить ее любой ценой. Он желает, чтобы этот портрет старел, а он сам навсегда оставался молодым и прекрасным.  По удивительному стечению обстоятельств в этот момент молодой человек знакомится с лордом Генри Уоттоном — саркастичным гедонистом, презирающим традиционные человеческие ценности. Попав под дурное влияние порочных идеи лорда Генри, Дориан подается разврату и похотям общества. Его желание о вечной молодости исполняется, так как все изменения внешности происходят на портрете, при этом главный герой сохраняет свою красоту. Но его история заканчивается весьма плачевно, Дориан решает измениться к лучшему, он решает уничтожить уродливый портрет и вонзает в него нож. Но герой сам умирает от удара, а портрет обретает свой первоначальный прекрасный облик.

Рассмотрим ключевых персонажей романа. Главный герой произведения, Дориан Грей, молодой парень двадцати лет наделен невероятной красотой и очарованием. Он чист душой и сердцем, он незнаком с прочностью общества и видит лишь прекрасное в нем. Так например, играя на пианино он сказал: «You must lend me these, Basil,” he cried. “I want to learn them. They are perfectly charming» [1, c. 20] (Ты должен одолжить мне эти, Бэзил, — воскликнул он. «Я хочу выучить их. Они совершенно очаровательны) (Здесь и далее перевод автора – А.А.). Лорд Генри, увидев его, понял, почему Бэзил так боготворил юношу: «There was something in his face that made one trust him at once. All the candour of youth was there, as well as all youth’s passionate purity. One felt that he had kept himself unspotted from the world» [1, c. 21] (В его лице было что-то такое, что сразу заставляло ему поверить. Вся искренность юности была здесь, как и вся страстная чистота юности. Чувствовалось, что он сохранил себя незапятнанным от мира). Здесь мы видим еще невинного юношу, но в ходе развития сюжета произведения, персонаж раскрывается с совсем другой стороны. Попадая под влияние речей лорда Генри, Дориан делает новые открытия в сфере наслаждений. И так первое проявление жестокости и агрессии юноши мы можем увидеть в моменте его ссоры с Сибил Вэйн, актрисой и возлюбленной Дориана. Молодая девушка была так взволнована присутствием Дориана и его друзей в театре, что сыграла свою роль ужасно. Главный герой, вместо того чтобы понять и поддержать любимого человека, повел себя агрессивно. Здесь мы уже видим другого Дориана, тщеславного и эгоистичного: «You make yourself ridiculous. My friends were bored. I was bored» [1, c. 88] (Ты смехотворна. Моим друзьям было скучно. Мне было скучно). По мере развития сюжета, эти черты характера становятся все заметнее и ярче. Мир похоти и разврата поглотил его, он потерял свою былую невинность и чистоту, став при этом объектом для сплетен, человеком не самых высоких моральных ценностей: «That curiosity about life which Lord Henry had first stirred in him seemed to increase with gratification. The more he knew, the more he desired to know. He had mad hungers that grew more ravenous as he fed them» [1, c. 134] (То любопытство к жизни, которое впервые пробудил в нем лорд Генри, казалось, возрастало с удовлетворением. Чем больше он знал, тем больше хотел знать. У него был безумный голод, который становился все более ненасытным, когда он кормил их). Спустя годы Дориан не потерял своей красоты, но его ужасный внутренний мир и душа отразились на портрете, который был хорошо спрятан от посторонних глаз.

Но переломным моментом для персонажа стало убийство друга, Бэзила. Художник, пытаясь спасти Дориана и его смертную душу, стал жертвой жестокости главного героя. Ярость и безрассудство ослепили Дориана. Для него уже не существуют такие понятия как настоящая дружба и любовь, нравственность. Он знает лишь лицемерие, безразличие и безжалостность: «The friend who had painted the fatal portrait to which all his misery had been due had gone out of his life. That was enough» [1, c. 157] (Друг, написавший роковой портрет, из-за которого были связаны все его несчастья, ушел из его жизни. Этого было достаточно). В развязке произведения мы видим некое озарение персонажа. Дориан после всех своих деяний осознает, в кого он превратился и признает свои ошибки: «It was his beauty that had ruined him, his beauty and the youth that he had prayed for» [1, c. 213] (Это его красота погубила его, его красота и молодость, о которых он молился). Так мы видим, что главный герой сожалеет о содеянном, но уже ничего не изменить.

Следующий персонаж произведения, который внес особый вклад в развитие произведения, Лорд Генри Уоттон, представитель высшего общества и гедонист. В ходе романа прослеживается четкая жизненная позиция данного героя: наслаждение жизнью, пороками общества, при этом не думая о последствиях своих поступков. Парадоксальные взгляды аристократа сильно повлияли на молодого Дориана, лорд Генри сыграл роль некого змея-искусителя, который наставлял юношу на неверный путь. Так например, рассказав о смерти Сибилы Вэйн Дориану, лорд Генри не проявил ни капли сочувствия к бедной девушке: «The girl never really lived, and so she has never really died» [1, c. 103] (Девушка никогда по-настоящему не жила, а значит, по-настоящему и не умерла.). Здесь прослеживается жестокость и бесчеловечность в его речах. Такие моральные ценности как любовь, верность, сострадание не свойственны гедонисту. Это мы можем увидеть в его бесчисленных парадоксальных монологах: «Never marry at all, Dorian. Men marry because they are tired; women, because they are curious: both are disappointed » [1, c. 50] (Никогда не женись, Дориан. Мужчины женятся, потому что устали; женщины, потому что они любопытны: оба разочарованы). Святость брака, верность и сострадание чужды ему.

Одним из самых нравственных персонажей романа является художник Бэзил Холлуорд. В отличие от своего друга аристократа, Бэзил не придерживается таких радикальных мнений об общечеловеческих ценностях таких как любовь, дружба: «I hate the way you talk about your married life, Harry, I believe that you are really a very good husband, but that you are thoroughly ashamed of your own virtues» [1, c. 11] (Я ненавижу то, как ты говоришь о своей супружеской жизни, Генри, я считаю, что ты действительно очень хороший муж, но ты полностью стыдишься своих собственных достоинств). Здесь мы видим, как он верит в добродетель лорда Генри и дружба многое значит для него. Одной из его отличительных черт также является привязанность к Дориану Грею и желание защитить его от дурного влияния гедониста-аристократа. В ходе развития сюжета Бэзил замечает, что юноша все больше становится похожим на лорда Генри, но к сожалению, никак не может этому помешать: «A strange sense of loss came over him. He felt that Dorian Gray would never again be to him all that he had been in the past. Life had come between them» [1, c. 81] (Его охватило странное чувство потери. Он чувствовал, что Дориан Грей никогда больше не будет для него тем, чем он был в прошлом. Жизнь встала между ними). Сострадание и сочувствие Бэзила мы можем увидеть в моменте, когда он приходит к главному герою сообщить печальные новости о Сибиле Вэйн. В противовес лорду Генри, художник был крайне опечален этим событием и сильно переживал за эмоциональное состояние юноши: «I can’t tell you how heart-broken I am about the whole thing. I know what you must suffer. But where were you? Did you go down and see the girl’s mother?» [1, c. 107] (Я не могу передать тебе, как мое сердце разбито из-за всего этого. Я знаю, что ты должен страдать. Но где ты был? Ты спускался вниз и видел мать девушки?). Смерть совершенно незнакомой для него девушки сильно огорчило Бэзила, в отличие от самого Дориана. Безразличие главного героя к данной ситуации тревожит художника. Мы можем также увидеть настоящее проявление верности данного героя.

Спустя много лет, встретившись с Дорианом, Бэзил проявил заботу по отношению к главному герою, его тревожили слухи о репутации Грея: «I do want to preach to you. I want you to lead such a life as will make the world respect you» [1, c. 147] (Я хочу проповедовать тебе. Я хочу, чтобы ты вел такую ​​жизнь, которая заставит мир уважать тебя.). Желание спасти душу Дориана является роковым для художника. Увидев портрет нарисованный им же, он приходит в ужас. Он узнал каким стал Грей, он увидел его душу. Однако даже в этой ситуации он не отвернулся от друга, для него было важно спасти его: «Pray, Dorian, pray,” he murmured. “What is it that one was taught to say in one’s boyhood? ‘Lead us not into temptation. Forgive us our sins» [1, c. 155] (Молись, Дориан, молись, — пробормотал он. «Чему учили говорить в детстве? «Не введи нас в искушение. Прости нам наши грехи»).

Таким образом, рассмотрев и проанализировав ключевых персонажей романа и их систему человеческих ценностей, мы можем сделать вывод о том, что герои обладают как нравственными, так и порочными жизненными ориентирами, которые отражаются в их поступках и речах. Мы рассмотрели и проанализировали смену человеческих ценностей главного героя романа, его перерождение из невинного и наивного юноши в жестокого и порочного человека, наслаждение для которого стоит превыше всего.

 

Список литературы:

  1. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея. Роман (на английском языке). Изд. К.: «Днипро», 1978. – 231 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.