Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(189)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
GAME TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY
Maria Vershinskaya
student, Moscow City Pedagogical University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются современные игровые технологии обучения, в частности иноязычной лексике. Выделяются трудности использования игр на уроках иностранного языка и предлагаются методические рекомендации для учителя по эффективной организации игровой деятельности.
ABSTRACT
This article discusses modern gaming technologies for teaching, in particular, foreign language vocabulary. The difficulties of using games in foreign language lessons are highlighted and methodological recommendations are offered for the teacher on the effective organization of gaming activities.
Ключевые слова: игровые технологии, игровая деятельность, лексика, лексические игры, английский язык.
Keywords: gaming technologies, vocabulary of the English language, educational games, speech skills and abilities, gaming activities.
В настоящее время одной из актуальных задач в обучении иностранным языкам (ИЯ) считается поиск новых наиболее эффективных методов и форм обучения, которые позволяют ученикам осваивать новый язык на высококачественном уровне. Эту задачу возможно решить с помощью применения игровых технологий обучения. Такие технологии обеспечивают интенсивное участие всех обучающихся в ходе занятия, а также развитие у них интереса и стремления изучать иностранный язык [1, c. 30–33].
Главная цель игрового обучения – в кропотливо созданных учебных условиях научить обучающихся эффективно трудиться вместе [3, с. 41]. По мнению исследователей, игровые технологии обучения в начальной школе дают возможность сформировать новые качества личности, усвоить нормы поведения в обществе и воспитать человека. При этом игра выполняет большое количество важных функций, которые влияют на развитие умственных способностей ученика, его произвольного поведения, а также сферы познания [6, c. 78–93]. Так, Е.И. Пассов к основным функциям игровой деятельности относит:
- формирование разговорных умений и навыков;
- развитие языковых способностей и психических функций;
- вырабатывание коммуникативных установок;
- освоение приемов запоминания материала, и т.д. [4, c. 178–260].
Кроме того, ученые отмечают, что игра считается некоторой формой, содержанием которой должно быть «учение, овладение видами речевой деятельности», где огромную роль играет мотивированность, коллективное воспитание, развитие психических навыков и способностей, интерес к обучению [4, c. 178–260]. Следует также отметить, что игра – это способ достижения всех задач обучения. Используя игровые технологии на уроках по ИЯ, следует учитывать: какие навыки и умения прорабатываются; какие стоят задачи, что требуется от ученика; чему он научился в ходе игры и т.д. [2, с. 157].
На данный момент существует большое количество работ, которые посвящены вопросам организации обучения ИЯ с использованием игровых технологий, например, «110 игр на уроках английского языка» Дж. Стайнберга, «Игровой метод в обучении иностранному языку» А.В. Конышева, «Использование игровых приемов на уроках иностранного языка» М.Б. Григорьева. Во всех этих работах рассматриваются различные игровые технологии, которые позволяют эффективно изучать английский язык, исследуются их положительные и отрицательные стороны, влияние на процесс обучения и т.д.
Одним из наиболее часто используемых видов игр на уроках ИЯ являются лексические игры. Данные игры способствуют наиболее быстрому и продуктивному запоминанию новой лексики. Рассмотрим примеры игр, которые можно применить при изучении лексики на уроках английского языка в начальной школе.
1. Настольные игры «ПРОслова Английский язык» и «3D Английский язык». Игры-конструкторы могут помочь развить мелкую моторику, логическое мышление, память, сообразительность. Они предусмотрены для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью конструктора дети могут учить новые слова, их правописание и составлять кроссворды, в том числе и трехмерные.
2. Игра «Назови шестое». Ход игры: ученики садятся в круг. Водящий начинает игру, перечисляя слова из изученной лексики, к примеру, 5 профессий, животных, фруктов и т.д. Тот, кого попросили продолжить список, должен быстро добавить еще одно название, то есть назвать «шестое», не повторяя перечисленного до этого. В случае если отвечающий сразу называет шестое слово, то он становится ведущим, если ученик промедлит, то водящий остается прежним. Пример: dog, cat, bear, rabbit, parrot... (lion)
3. «Попробуй, угадай». Это разновидность игры «крокодил», но в данном случае учащимся нужно объяснить слово. Можно провести игру двумя способами. Первый способ заключается в том, что ученик выбирает одну карточку из нескольких предложенных и пытается объяснить другим ученикам слово, которое написано на карточке. Объяснение не обязательно должно состоять из длинных сложных предложений, наоборот, будет лучше и увлекательнее, когда ученик будет делать паузы между предложениями, чтобы другие могли немного подумать. Второй способ заключается в том, что один ученик берет карточку и смотрит, какое слово ему попалось. Его задача состоит лишь в том, чтобы кратко ответить на вопросы других учеников, то есть Yes/No (да/нет). Вопросы необходимо задавать, пока слово не будет отгадано.
Необходимо отметить, что при организации игр на уроках ИЯ могут возникнуть такие трудности, как:
- разный уровень подготовленности учеников к игре;
- недостаточное включение учащихся в игру;
- трудности с установлением правил игры;
- затруднения при обозначении игрового места и времени;
- необходимость создания соревновательной мотивации у обучающихся;
- сложности с обеспечением групповой самоорганизации;
- возникновение конфликтов среди учеников во время игры.
В связи с этим предлагаем следующие методические рекомендации по проведению игровой деятельности на уроках ИЯ:
- Педагог должен подготовить методический материал в достаточном количестве, то есть весь материал должен хватить на всех учеников;
- Перед проведением игры преподавателю следует доступным языком объяснить правила, поставить педагогическую задачу, подготовить нужные материалы для игры на уроке, то есть внимательно прочесть описание игры, сделать запись основных моментов; продумать, как объяснить игру, предусмотреть свою помощь; решить, какую роль педагог возьмет на себя: наблюдателя, помощника, участника;
- На начальном этапе обучения преподаватель обязан обеспечить естественную необходимость многократного повторения учащимися языкового материала, то есть игра должна быть построена таким образом, чтобы дети не только запоминали лексику, но и повторениями улучшали свое произношение. Еще приучать учащихся комментировать и объяснять свои действия на английском языке;
- В игре должны принимать участие все учащиеся, чтобы каждый ученик изучил новую лексику, запомнил и отработал ее произношение;
- В случае если у доски осуществляют игровую деятельность часть обучающихся, то все остальные ученики обязаны также участвовать в игре. Например, в качестве помощников (подсказывать учащимся, которые стоят у доски);
- Игра может быть проведена на любом этапе урока. К примеру, в начале урока – повторение пройденной лексике, в середине урока – изучение новой лексики, в конце урока – закрепление новой лексики, пройденной на уроке;
- Преподаватель должен делать пометки, записи, замечания, вопросы, которые образуются в ходе игры, чтобы в конце игры подвести и рассказать, объяснить учащимся, на какую лексику им нужно обратить внимание, над какими словами лучше всего еще раз поработать;
- Педагог обязан продумать, как организовать обратную связь по завершении игры. Например, отметить старания учеников и их сильную сторону, а также разобрать проблемы и ошибки вместе, предложив двустороннее обсуждение. Можно использовать карточки-смайлики, где каждый смайлик обозначает эмоциональное состояние ученика, получилось ли у него все в ходе игры или были трудности. А также можно применять не только карточки-смайлики, но и знаки, флажки или другие предметы, которые все ученики класса одновременно поднимают и удерживают, чтобы продемонстрировать ответ на вопрос или проблему, которую озвучивает педагог.
Эффективность игр связана также и с тем, что дети любят общаться, высказывать свое мнение, рассуждать, особенно это проявляется у школьников среднего этапа. Для них общение стоит на первом месте. Главная задача педагога состоит в том, чтобы правильно и адекватно сделать переход от игровой деятельности к учебной, так как дети быстро вовлекаются в игру. Для этого нужно учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности школьников, уметь правильно донести характер игры [5, с. 184].
Таким образом, можно сделать вывод, игровые технологии – это одни из самых эффективных методов обучения иностранному языку. Я считаю, что игры на уроке ИЯ могут быть самыми разными по сложности, тематике, коммуникативной направленности и т.д. А также игры вносят определенное разнообразие в учебный процесс, делая его увлекательным и эффективным для учащихся всех возрастов и уровней владения иностранным языком.
Список литературы:
- Бексултанова Л.А. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2013.
- Ермолаева, Марина Григорьевна. Современный урок: анализ, тенденции, возможности [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Г. Ермолаева, 2008. - 157 с.
- Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Гриф УМО МО РФ / А.П. Панфилова. - М.: Академия (Academia), 2018.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1989 .
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – С. 184.
- Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999.
Оставить комментарий