Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(187)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Пасхина С.С. ПАРАДИГМА КАК ПРИНЦИП МАССОВОСТИ В МИРЕ МУЗЫКИ И МОДЫ В РОССИИ В ПЕРИОД С 1991 ДО НАШИХ ДНЕЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 17(187). URL: https://sibac.info/journal/student/187/250955 (дата обращения: 26.04.2024).

ПАРАДИГМА КАК ПРИНЦИП МАССОВОСТИ В МИРЕ МУЗЫКИ И МОДЫ В РОССИИ В ПЕРИОД С 1991 ДО НАШИХ ДНЕЙ

Пасхина Софья Сергеевна

студент, наук, кафедра теории и истории культуры, факультет гуманитарных и социальных, Российский университет дружбы народов,

РФ, г. Москва

Черкасова Ирина Константиновна

научный руководитель,

кафедра теории и истории культуры, старший преподаватель факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов,

РФ, г. Москва

Современное общество подвергается стремительным изменениям, что естественным образом влияет и на культуру, которая как формируется, так и формирует окружающее пространство, её содержание и наполнение: расширение информационного поля, его заспамленность и переизбыток данных с каждым днём всё больше актуализируют проблему трансформации мирового информационного порядка.

Пространство общения людей изменилось на столько быстро и сильно, что это разорвало связь между культурами и заготовило почву для формирования новых систем коммуникаций и образования до этого еще несуществовавших компонентов образования культуры. Это мы можем увидеть, проанализировав некоторые факторы повседневности. В первую очередь культурный диалог сегодня строится на основе наиболее известных символов и знаков, поле общения формируется под влиянием поверхностных знаний, которые «живут» в течение определенного времени в культурной среде и уже многим знакомы, что снижает их ценность и лишает идентичности культурное поле, в котором эксплуатируется. Точками влияния овладевают общеизвестные клише, образцы и копии как наиболее приспособленные и простые компоненты любой среды. Очевидно, что именно стереотипы легко закрепляются в доступной среде, являясь наиболее привычными и простыми для обывателей, при этом исчезает осмысленная беседа между культурами. Так же стоит заметить, что доминирующее свойство культуры-относительное постоянство начинает стираться в потоке столь быстро меняющейся действительности. И так же формированные годами культурные ценности подвергаются деконструкции, это происходит с невероятной скоростью, что не даёт возможности новоиспечённым символам подстроиться к сформированному синтезу знаков и ценностей. Образы вместе с устаревшей культурой обретают новую интерпретацию или отправляются в лету, а новые знаковые системы отличаются от классических, что культурообразующий смысл может обретать новый смысл или менять старый до неузнаваемости.

Культура не способна к самообновлению, когда новые компоненты идут врозь с установленными правилами системы, эти компоненты не успевают адаптироваться друг к другу, что нарушает общую синхронизацию: новые компоненты не переживают накопленный традициями опыт, а становятся новым навыком культуры.

Возникает субстанция, где реальный мир находится под абсолютным контролем виртуальности и созданных ею образов. Спроектированный мир является не просто отражением действительности и посредником между технологиями и накопленной эмпирией, а сам становится этой эмпирией. Создание некоторой виртуальной наднациональной ментальности привело к сильным модификациям в структуре отношений между культурой народной, элитарной и массовой. Культура сегодняшнего дня определяется обществом как сопровождающий фактор на пути к счастью, а не как пункт назначения общества, но статус культуры в целом упал.

Глобализация сильно повлияла на иерархию и взаимоотношение элитарной и массовой культур, сделав массовую культуру основным звеном в постиндустриальном пространстве. И тут массовую культуру можно квалифицировать не просто как культуру в строгом смысле слова, а как ту ипостась, которую принимает культурное развитие в условиях индустриальной цивилизации.

Массовая культура и есть культура современности, а не одна из её отражений, и главной её колляцией является одухотворение окружающей действительности. Массовая культура и есть реальная и правдивая, в то время как элитарное искусство на фоне современности представляется лишь как поле для экспериментов.

Авангардная культура с её смыслами и знаками пустила на своё место массовую культуру, которая стала лишь украшением существующих образов. То, что мы сейчас наблюдаем, есть не процесс вырождения высокой культуры в массовую, а процесс опровержения высокой культуры действительностью. [5 C. 6]  И основная цель такой культуры это спасти индивида от проблем и опасностей реальности.

За последние 50 лет массовая культура впитала в себя столько опыта и смыслов, основанных на интенсивном росте материальных богатств, что ей нужны новые взаимоотношения и действия людей. Непринужденные чувства, спонтанность, неожиданность, индивидуальность - всё это не качества массовой культуры. Для неё не важны чувства и анализ жизненного опыта, ей нужны действия и повествовательный мотив, без места для чувств. Раньше важным жанром в культурной среде была трагедия, которая повествовала зрителю внутренний мир своих героев, их переживания и радости. Сама жизнь современного человека лишает его времени на внутренние проблемы и их драматизацию, что раньше занимало центральное место во всех видах искусства, будь то музыка, стихи, кино или театр.

Весь колорит возможных реакций личности на определенные жизненные обстоятельства, которые раньше интересовали любого деятеля искусства, сегодня не представляют особого интереса для культуры масс. Разговоры и мысли, основные посылы великих произведений остаются лишь связующими звеньями между реально происходящими событиями и действами, как связка между фейерверками акробатических номеров и технических эффектов, декоративная сторона в зрелище важнее содержания.  И первое не побуждает к мысленному процессу, а поражает своей эффектностью, в то время как всё остальное уходит на второй план.

Важнейшими компонентами массовой культуры являются общедоступность, серийное и машинное производство. Она создает сама себя как самостоятельная субстанция смыслов и кодов, где надстраивается уже поверх реальности, которая не многими осознается как целостная структура.  Этого достаточно для определения главных характеристик массовой культуры, в то время как другие её качества, как, например, бедность духовного мира или излишний минимализм не являются принципиальными или обязательными сопроводителями. При анализе отдельных конкретных явлений эти черты наблюдаются далеко не всегда.

Так же стоит обратить внимание и на то, что каждая культура-это суммарный результат множества факторов, таких как вкус, среда, время и пр., а вовсе не монолитная субстанция, какой может показаться. Таковой может выглядеть лишь та культура, которая закрытым пластом уже канула в лету, которая представляет собой пережиток прошлого общества, его быта и знаков.

Как справедливо отмечает А.В. Тонконогов, в России феномен массовой культуры уникален еще и тем, что фактически заменил культуру народную. Это обстоятельство в значительной степени определило связь элитарной и массовой культуры в нашей стране, что, с одной стороны, позволяло до определенного момента масскульту создавать образцы, конкурирующие с образцами элитарной культуры, однако, с другой стороны, негативно влиять на развитие культуры в целом. [7 C. 31]

Отсутствие равновесия в культурном пространстве сегодняшнего дня уже не несёт столь безобидный характер, учитывая, что диспропорция приняла продолжительный характер, и новое поколение-люди, которые родились после её возникновения не имеют аналогов для сравнения, они не знают другой культуры, она проявляет агрессию относительно других способов проявления культуры. Неизменность и продолжительность такой компромиссности провоцирует исключение из культуры её фундамента в форме системы общечеловеческих интересов и ценностей.

Массовую культуру нужно анализировать как динамичный и живой процесс возникновения, утверждения и интерпретации знаков, а не как совокупность замкнутых в себе артефактов, и результатов человеческой деятельности, соответствующих определённым ценностям. Главной задачей является интерпретация черт этого процесса «культурной реальности». И несмотря на то, что возникающие факторы жизни уничтожают границы между «элитарной» и «массовой» культурой, прежде всего «культура», не важно какая, олицетворяет глобальную общечеловеческую культуру во всём своём единстве и многообразии. В такой интерпретации культура одна единственная и её нужно изучать как уникальное явление. Но если всё-таки культуру разделить и подчинить анализу массовую культуру, то именно она воспитывает обычного человека, делая элитарные ценности для него более доступными. Исключив человека из «большой» истории, массовая культура предоставила ему иные возможности самоидентификации. Свое самоопределение человек, как известно, обретает лишь посредством связей. И массовая культура связала человека с миром в целом. Она дала человеку возможность узнать то, чего он, ограниченный физическими условиями пространства и времени, ни при каких обстоятельствах не мог знать раньше.

Мода на протяжении всего своего существования продолжает проецировать различные темы для дискуссии относительного своей значимости и статуса своего места в мире искусства. Культурный феномен до сих пор ставит под вопрос однозначность, прихотливость и серьезность модной индустрии в рамках социально-психологической парадигмы, где мода как объект возникает благодаря причудам общественного или же личного вкуса. И действительно, мода-явление непостоянное и скоротечное, но цикличное и замкнутое, а это значит, что вечное. [8 C. 19] И в моде отражается временная эпоха, правила поведения общества, определенные знаки и символы общества в целом или определенной субкультуры.

Каждый временной промежуток запечатлеется в одежде, её форме, тканях и силуэтах подобно микроорганизмам в срезе земной коры, накладываясь новыми и новыми слоями поверх старых, смешиваясь и контрастируя. В период феодального строя общества костюм являлся визитной карточкой сословия и показывал привилегированность одного человека перед другим. [3 C. 123]

Сегодня одежда говорит о многом и уже не является объектом статуса, но на так же продолжает играть жизненно важную функцию для человека-это его презентация самого себя обществу и выражение собственной аутентичности. С модой тесно связан инстинкт подражания. Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды и ее противоречием. Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих его людей.

Но ведь мода, в широком понимании этого слова, является не только одежда, мода-это что-то актуальное, сиюминутное в данный день, месяц и год.[1] Мода диктует свои правила всем сферам человеческой деятельности от легкой промышленности и произведений искусства до ракетостроения и лечебного дела. Сегодня мода-это история не только про эстетику, это ещё и история про эргономичность в первую очередь.  И именно потому одним из самых важных качеств моды является её проникновение во все сферы культуры и существует множество факторов влияния на развитие и изменчивость моды. Таким и является музыка. Влияние музыкального творчества на моду невозможно преувеличить, ведь мода и музыка давно идут рука об руку, а благодаря различным субкультурам мода в определенный момент стала революционной. «То был своего рода поэтический дискурс, где фигурировали замкнутые в себе и перекликавшиеся между собой предметы» Только сегодня мода и музыка уже не просто перекликаются, а общаются и дополняют друг друга, потеряв обособленность своего присутствия, они становятся связанными в рамках единого целого, в основе этого тандема лежит самая суть, полученная путем упрощения элементов кода, и исчислимость их отношений. [1 C. 35]

Мир fashion-индустрии стремительно поглощает реальный мир во всех его проявлениях, путем взаимодействия с культурой, политикой и музыкой. Музыка является двигателем моды, она воодушевляет своих фанатов организовывать музыкальные коллективы, она взращивает новые поколения на результатах творческой деятельности старого поколения, продолжая или меня вектор модной трансформации в ту или иную сторону. Таким образом через феномен моды вкупе с музыкальным творчеством происходит постепенное перерождение музыкальной культуры и модной индустрии как в определенных субкультурных кооперативах, так и в обществе в целом.

Моду и музыку так же связывает внутренняя духовная подоплека-их суть-это дух свободы, новизны, силы и протеста, их спутники-это популярность и общественное признание, а их целевая аудитория-это люди с отличным вкусом. [8 C. 28] То есть мода с музыкой являются зеркалом постоянно меняющегося общественного содержания и мыслей отдельных индивидов, показывая сиюминутное отношение человека к одежде и аксессуарам, помогая проявиться индивидуальности, уничтожая запреты, избавляя от комплексов, или подталкивает смиренно упаковывать внутренних демонов в строгое облачение и многослойность.

Сегодня в эпоху глобализации и всемирно распространившихся масс-маркетов с одной и той же одеждой, людям необходимо себя как то идентифицировать и музыка тут является отличным спасателем, потому что она позволяет соединяться отдельным личностям в группы по интересам, а так же обособленнию и идентификации одних групп от других. Так мода позволяет осуществить некое социальное выравнивание индивидов. Своим внешним видом и музыкальными предпочтениями определенная группа людей может визуально подчеркнуть свою аутентичность относительно окружающего пространства, то есть мода выполняет функцию универсальной формы для участников определенного окружения, осуществляя функцию объединения переферийных и центральных участников одного круга интересов посредством внешней схожести.

Определенные элементы моды, бытующие в среде небольших культурных групп иногда проникают на прилавки масс маркетов. Молодежь является самым быстрым каналом восприятия моды и музыки, именно она немедленно реагирует на малейшие изменения в мире моды, на смену стилей и манер знаменитостей из мира музыки. Молодежь привносит в массы новые идеи модных течений, именно ей принадлежит статус двигателя модной индустрии.

Симбиоз моды и музыки начался задолго до появления шоу-бизнеса, но так далеко в дебри мы залезать не будем, а начнем с 50-х годов. Первым, кто смог совершить переворот в сознании, стал модный дом Christian Dior и Ив Сен-Лоран. Они отбросили общепринятые правила внешнего вида и позволили энергии молодости проявиться в одежде. Прочь скромность: в гардеробе элементы рабочей одежды, военной униформы, косухи из крокодиловой кожи, шлемообразные шляпы... С этого момента можно говорить о появлении первых модных субкультур и «молодежной моды». На фоне бунта, король рок-н-ролла Элвис Пресли становится олицетворением стиля «рокабилли». Знаменитая кожаная куртка Perfecto моментально оказывается атрибутом одежды американских пилотов и символом маскулинности, а обтягивающий костюм из денима окончательно покоряет американский континент!

Рок-н-ролльный бунт еще долго сотрясает США, пока не появляется The Beatles и не снижает накал эмоций. «Ливерпульская четверка» вводит в моду приталенные пиджаки «collarless suit» c округлым вырезом без воротника, зауженные брюки в стиле «честерфилд» и мужские туфли на каблуке. Ты думаешь это все? Джон Леннон сделал культовыми круглые очки «тишейды», которые до сих пор ассоциируются с The Beatles.

Многочисленные стили 60-х и 70-х годов вновь и вновь появляются на подиумах и в повседневной жизни селебритис. Постоянные эксперименты, отказ от правил, игра форм и содержания, позволили появиться ретро-футуризму, стилю бохо, панку, а венцом эмоционального накала стал культ андрогинности. За такой короткий промежуток времени произошел невероятный скачок от «детей цветов» 60-х, воспевающих вселенскую любовь, до сумасшедших и агрессивных 70-х, не признающих никаких запретов. Сейчас это кажется совершенным безумием, но тогда панки удерживали баланс между абсолютно разными стилями и мировоззрениями.

Вивьен Вествуд в магазинчике «Seditionaries» создала абсолютно новую культуру, наполненную откровенной сексуальностью и призывом к любви. Модный гардероб первых панков состоял из вывернутых наизнанку школьных жакетов, брюк-дудочек, узких футболок с принтом в виде молнии, пронзающей грудь. Добавьте сюда эротические надписи и английские булавки, вместо украшений и вы поймете, что такое стиль панк в одежде. Революционный фетишизм вышел за рамки подростковой агрессии, его оценили не только друзья дизайнера, но и музыканты.

Удивительно, но в этот момент начинают появляться представители «космического» стиля в рамках существующих направлений, в которых угадываются характерные черты андрогинности. Сложно представить, но в 70-80х годах Дэвид Боуи открыл для поклонников новый эпатажный образ, оставив гендерные особенности для буржуа. В дальнейшем представители «глэм-рока», группа Gossip воспользуется наработками Боуи и в 2007 году вытеснит шаблонную красоту 90-60-90. Солистка Бет Дитто выйдет на подиум, несмотря на маленький рост, полноту, нетрадиционную ориентацию и украсит обложки мирового глянца.

Пост-панк перерастает в 80-х в готическую культуру, погруженную в тотальный черный цвет, бархат и любовь к символам. Именно эксцентричность облика Роберта Смита и меланхоличная экспрессивность Joy Division помогли сформироваться эстетике новой субкультуры.

Мода на протяжении всего своего существования продолжает проецировать различные темы для дискуссии относительного своей значимости и статуса своего места в мире искусства. Культурный феномен до сих пор ставит под вопрос однозначность, прихотливость и серьезность модной индустрии в рамках социально-психологической парадигмы, где мода как объект возникает благодаря причудам общественного или же личного вкуса. И действительно, мода-явление непостоянное и скоротечное, но цикличное и замкнутое, а это значит, что вечное. [8 C. 19] И в моде отражается временная эпоха, правила поведения общества, определенные знаки и символы общества в целом или определенной субкультуры.

Каждый временной промежуток запечатлеется в одежде, её форме, тканях и силуэтах подобно микроорганизмам в срезе земной коры, накладываясь новыми и новыми слоями поверх старых, смешиваясь и контрастируя. В период феодального строя общества костюм являлся визитной карточкой сословия и показывал привилегированность одного человека перед другим. [3 C. 124]

Сегодня одежда говорит о многом и уже не является объектом статуса, но на так же продолжает играть жизненно важную функцию для человека-это его презентация самого себя обществу и выражение собственной аутентичности. С модой тесно связан инстинкт подражания. Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды и ее противоречием. Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих его людей.

Но ведь мода, в широком понимании этого слова, является не только одежда, мода-это что-то актуальное, сиюминутно в данный день, месяц и год.[1] Мода диктует свои правила всем сферам человеческой деятельности от легкой промышленности и произведений искусства до ракетостроения и лечебного дела. Сегодня мода-это история не только про эстетику, это ещё и история про эргономичность в первую очередь.  И именно потому одним из самых важных качеств моды является её проникновение во все сферы культуры и существует множество факторов влияния на развитие и изменчивость моды. Таким и является музыка. Влияние музыкального творчества на моду невозможно преувеличить, ведь мода и музыка давно идут рука об руку, а благодаря различным субкультурам мода в определенный момент стала революционной. «То был своего рода поэтический дискурс, где фигурировали замкнутые в себе и перекликавшиеся между собой предметы» Только сегодня мода и музыка уже не просто перекликаются, а общаются и дополняют друг друга, потеряв обособленность своего присутствия, они становятся связанными в рамках единого целого, в основе этого тандема лежит самая суть, полученная путем упрощения элементов кода, и исчислимость их отношений [1 C. 35]

Мир fashion-индустрии стремительно поглощает реальный мир во всех его проявлениях, путем взаимодействия с культурой, политикой и музыкой. Музыка является двигателем моды, она воодушевляет своих фанатов организовывать музыкальные коллективы, она взращивает новые поколения на результатах творческой деятельности старого поколения, продолжая или меня вектор модной трансформации в ту или иную сторону. Таким образом через феномен моды вкупе с музыкальным творчеством происходит постепенное перерождение музыкальной культуры и модной индустрии как в определенных субкультурных кооперативах, так и в обществе в целом.

Моду и музыку так же связывает внутренняя духовная подоплека-их суть-это дух свободы, новизны, силы и протеста, их спутники-это популярность и общественное признание, а их целевая аудитория-это люди с отличным вкусом. [8 C. 30] То есть мода с музыкой являются зеркалом постоянно меняющегося общественного содержания и мыслей отдельных индивидов, показывая сиюминутное отношение человека к одежде и аксессуарам, помогая проявиться индивидуальности, уничтожая запреты, избавляя от комплексов, или подталкивает смиренно упаковывать внутренних демонов в строгое облачение и многослойность.

Сегодня в эпоху глобализации и всемирно распространившихся масс-маркетов с одной и той же одеждой, людям необходимо себя как то идентифицировать и музыка тут является отличным спасателем, потому что она позволяет соединяться отдельным личностям в группы по интересам, а так же обособленнию и идентификации одних групп от других. Так мода позволяет осуществить некое социальное выравнивание индивидов. Своим внешним видом и музыкальными предпочтениями определенная группа людей может визуально подчеркнуть свою аутентичность относительно окружающего пространства, то есть мода выполняет функцию универсальной формы для участников определенного окружения, осуществляя функцию объединения переферийных и центральных участников одного круга интересов посредством внешней схожести.

Определенные элементы моды, бытующие в среде небольших культурных групп, иногда проникают на прилавки масс маркетов. Молодежь является самым быстрым каналом восприятия моды и музыки, именно она немедленно реагирует на малейшие изменения в мире моды, на смену стилей и манер знаменитостей из мира музыки. Молодежь привносит в массы новые идеи модных течений, именно ей принадлежит статус двигателя модной индустрии.

 

Список литературы:

  1. Бодрийяр Ж. Б57 «Система вещей» ; [пер. с фр. С.Н.Зенкина]. – М. : РИПОЛ классик, 2020. – 256 с.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.; ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
  3. Махамбетова А. К.  Статья «Взаимодействие моды и музыки» Казахская Нациольнальная Академия им. Т. Жургенова, Казахстан, Алматы – 7 с.
  4. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии, 2006, № 6. – 15 с.
  5. Павелко Н.Н., Бухмиллер В.В. Влияние массовой культуры на формирование личности в условиях глобализации //Социально-гуманитарные знания, 2010, № 4.-7 с.
  6. Сергеев В.В. «О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 4.- 43-56 с.
  7. Тонконогов А.В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России // Социально-гуманитарные знания, 2010, № 5.- 27-37 с.
  8. Цодиков О. «Made in dance 1991-1999: хроники электронной клубной сцены России»  Издание 2-е, исправленное- М.-2019 – 480 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.