Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(187)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Бочарова О.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 17(187). URL: https://sibac.info/journal/student/187/250943 (дата обращения: 20.11.2024).

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бочарова Ольга Васильевна

студент, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Москва

Бутурлова Вера Владиславовна

научный руководитель,

асс. департамента методики обучения, Институт педагогики и психологии, Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу необходимости применения игровых методов обучения английскому языку в начальной школе. Актуализируется потенциал игровых технологий в обучении, воспитании и личностном становлении младших школьников. В работе представлен анализ теоретических положений, обуславливающих неразделимость процессов игры и обучения в младшем возрасте. Статья содержит авторскую разработку урока английского языка в 3 классе, учитывающего возможности игровых технологий в формировании эмоционального отклика на тематику занятия, стойкого интереса и внимания у учащихся.

 

Ключевые слова: игровые технологии, обучающий потенциал игры, английский язык.

 

В настоящее время мировые процессы глобализации интенсифицируют многочисленные сферы деятельности человека, не оставляя в стороне и образование, которое отражает динамику требований к профессиональной компетентности педагогов и подвержено влиянию подвижности рыночной конкуренции и высокого запроса на педагогическую мобильность специалистов. Сегодняшний учитель начальной школы должен не только обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо адаптироваться к изменениям образовательного процесса, стремиться к профессиональному самосовершенствованию и уметь найти нестандартные подходы к обучению. Важным для начального образования является мастерство педагога в организации учебной деятельности с учетом интересов школьников, для которых наряду с учебной деятельностью остается важным элементом психического развития игра. На уроках английского языка применение игровых технологий особенно актуально, так как позволяет повысить заинтересованность, мотивацию, вовлеченность в тематику, внимание учащихся за счет их адаптивного и увлекательного характера.

Игровая технология представляет собой «целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем» [5, с. 76]. Т. Ю. Муравьева выделяет несколько отличительных характеристик игровой технологии — это ее целенаправленность, результативность и дидактический потенциал взаимосвязанности с содержанием других дисциплин. На практике игровые технологии состоят из отдельных игр и элементов урока, применение комплекса которых педагог определяет в соответствии с учебно-познавательными задачами урока.

По мнению В. П. Беспалько, игровая технология представляет собой метод обеспечения единства эмоционального и рационального в процессе обучения. Игровые учебные ситуации предоставляют пространство для коммуникативного взаимодействия по распределению ролевых позиций, проявления индивидуальности, постановки целей и критериев соответствия им результатов, снятия эмоционального напряжения и стимулирования поисковой активности учащихся [1].

Н. Е. Щуркова определяет игровую технологию как «сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей» [7, с. 12]. Такое понимание понятия делает акцент на его обучающем потенциале и согласуется с современными образовательными стандартами, указывающими на необходимость не только узкодисциплинарного обучения английскому языку, но общего личностного развития. Также Щуркова отмечает, что для успешного и адекватного применения в образовании игровых технологий необходима соответствующая профессиональная подготовка в виде активной игровой практики.

Еще одно понимание игровой технологии предлагает Х. Т. Жуманов, определяя ее как «способ взаимодействия с учеником, имитирующий какую-либо серьезную деятельность в мнимой ситуации и требующий от участников принятия ролей» [2, с. 89].

Истоки подобного понимания игровых технологий можно найти в работах М. Монтессори, говорившей о невозможности разделения детской деятельности на педагогическую работу и игру, эти составляющие взаимодополняемы. Она видела в игровой деятельности основной потенциал для формирования и развития намеренной и выносливой деятельности рабочего характера. Монтессори-педагогика опирается на целый комплекс развивающих игр с различными дидактическими материалами, что позволяет всесторонне развивать у учащихся навыки и стремление к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию [4].

Также понимание игры как необходимой для развития индивида деятельности в любом возрасте подчеркивает ее целевой и организованный характер. Игра неотделима от жизни, лишь видоизменяется с годами, и для успешности образовательных усилий педагогу необходимо учитывать это [3].

В работах Ж. Пиаже этот тезис был выражен в сущностных признаках игровой технологии — четко спланированная цель и конечность результата, неразделимость аффективной и когнитивной сфер, развитие смысловой сферы ребенка и его мыслительных процессов. Особенностью понимания Пиаже обучающей игры является роль учителя — он выступает в качестве помощника ученика в освоении учебных материалов, а также заложенных в них межкультурных особенностей и нравственных принципов [6].

В качестве иллюстрации грамотного применения игровых технологий на уроке английского языка была разработана авторская методика проведения занятия в 3 классе на тему «School Days».

На первом, мотивационном этапе урока учащимся предлагаются картинки школьных принадлежностей: предметы узнаваемы, но английской лексики для их правильного называния не хватает. Игровое взаимодействие с карточками может быть организовано как в индивидуальном порядке, так и в групповом в рамках командного соревнования.

Следующий этап, открытие новых знаний, представляет собой сочетание дидактических и игровых технологий: учащиеся работают с учебником, осваивают новую лексику через чтение диалогов, аудирование, просмотр видеофрагментов и интерактивную игру с собственными школьными принадлежностями. Для лучшего усвоения новых слов можно использовать медиа-приложения разной сложности: более простое — составление пар «слово – картинка», посложнее — восстановление порядка букв в словах [8].

Этап речевого закрепления новой лексики по теме проводится в форме творческой деятельности — работы с бумажной поделкой «Собираем портфель в школу». Такая работа позволяет ученикам расслабиться, снизить умственное напряжение, при этом проговаривая новые слова, а также ее можно сочетать с рефлексией урока.

Таким образом, игровые технологий на уроках английского языка в начальной школе стимулируют эмоциональную вовлеченность учащихся, их интерес и внимание, психическое и психологическое развитие. Эффективность игры как педагогической и дидактической технологии проявляется в сочетании основной цели урока (овладения иностранной речью) с естественностью общения в процессе, причем как между учениками, так и в диаде ученик – учитель. Важно учитывать обучающий потенциал применения игровых методов на уроке с его этапами и необходимой работой по плану определенного учебно-методического курса.

 

Список литературы:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989.
  2. Жуманов Х.Т. Понятие и педагогические возможности игровой технологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-2. С. 88-90.
  3. Зейналлы А. Ш. Дидактический потенциал игровых технологий // Збiрник наукових праць педагогiчнi науки, Херсон. — 2016. — LXXI, т. 1. — С. 24-28.
  4. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.
  5. Муравьева Т.Ю. Игровые технологии на уроках иностранного языка со школьниками младшей ступени // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №8-3. С. 74-78.
  6. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
  7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. -М.: Педагогика, 1992. 56 с.
  8. https://learningapps.org/watch?v=pum6h7fz222;
  9. https://learningapps.org/watch?v=pvxz68pqc22.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.