Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(187)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Дычко Д.С. ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 17(187). URL: https://sibac.info/journal/student/187/250482 (дата обращения: 20.08.2024).

ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Дычко Диана Сергеевна

магистрант кафедры вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

Усманова Сайде Аблякимовна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

FEATURES OF CHAMBER-VOCAL MINIATURES IN THE WORKS OF MODERN COMPOSERS

 

Diana Dychko

Master's student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

Sayde Usmanova

Scientific supervisor of the Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В статье делается попытка определить основные черты трактовки вокальных произведений (миниатюр) в творчестве современных композиторов последней трети XX века начала XXI века, которые отличаются типичными национально-стилевыми признаками этой жанровой области.

ABSTRACT

The article attempts to identify the main features of the interpretation of vocal works (miniatures) in the works of modern composers of the last third of the XX century of the beginning of the XXI century, which differ in typical national-style features of this genre area.

 

Ключевые слова. вокальные произведения, музыкальная культура, камерно-вокальный жанр, национально-стилевые черты.

Keywords. Vocal works, musical culture, chamber-vocal genre, national-style features.

 

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений и определяется стремительным развитием камерно-вокальных жанровых форм в творчестве современных композиторов, то есть представителей творческого поколения последней трети ХХ века начала XXI века.

Тенденция камернизации проявилась как доминирующая во многих инструментальных и вокальных направлениях музыкального искусства в конце прошлого века и остается приоритетной до сих пор, и даже послужила переходным звеном между композиционными системами двух веков, с выведением на первый план художественных событий камерно-вокальной музыки в оперно-кантатной и сольной трактовке. И причиной тому является не только традиционность камерно-вокального пения на разных уровнях музыкально-поэтической системы, но и его особое эстетическое основание, обусловленное тремя составляющими: индивидуализацией синтезированного музыкально-словесного содержания; интимизацией выраженных чувственных впечатлений, рефлексивностью положительным возвышением, облагораживанием воплощаемых образов.

Методология исследования определяется историко-стилевым и текстологическим подходами, предусматривает компаративные характеристики композиторского и исполнительского параметров жанровой семантики Научная новизна статьи заключается в раскрытии музыкально-символического назначения жанровой формы камерно-вокальной миниатюры в процессе ее превращения в «стихотворение с музыкой» в творчестве современных композиторов в частности современного крымскотатаркого композитора Мерзие Халитовой.

Мерзие Халитова – композитор, профессор кафедры музыкально-инструментального искусства Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Заслуженный деятель искусств Украины, член Национального Союза композиторов Украины, лауреат премии им. Н. Лысенко, лауреат премии им. Б. Лятошинского, лауреат премии АРК, лауреат Международной премии им. Б. Чобан-заде [4, с. 3].

Анализ и систематизация музыкального творчества М.Халитовой самобытного и яркого крымскотатарского композитора с позиций жанрового развития, преломления национального и инонационального, выявления мировоззренческих основ, нашедших выражение в соответствующих жанровых направлениях.  Творческое наследие автора обширно – более 50 произведений в разных жанрах: балетная сюита «Арзы», 6 симфоний, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, камерно-инструментальные произведения, пьесы для фортепиано, песни для детей и так далее [4, с. 26]. Немаловажное место в творчестве композитора занимают вокальные произведения.

Значение камерно-вокальной музыки для современных крымских художников обусловлено, тем, что  позволяло, с одной стороны записывать музыкальную идею в вокальных миниатюрах, лишенных концептуальной претенциозности, нацеленных дарить наслаждение от прекрасных моментов бытия, впрочем, объединяясь в цикл, то есть образуя циклическую композиционную последовательность, способных достигать сюжетно-драматургической развернутости, значимости, завершенности [1, с. 71]. С другой стороны, камерно-вокальное произведение предоставляют возможность открывать национальные поэтические источники, утверждать национально-стилевые основы музыкального интонирования как сформировавшиеся в поэтически-языковой национальной среде. Есть и чисто музыкально-языковая причина роста роли камерно-вокального произведения: во взаимодействии с инструментальным сопровождением, который обеспечивается фортепиано или инструментальным ансамблем, появляются новые разновидности вокального мелоса, соответствующего изменениям в музыкальном «глоссарии» современной культуры.

Фундаментальной чертой жанровой формы вокально-поэтической миниатюры было и остается диалогическое взаимодействие слова и музыкальной формы, которые модифицируются в зависимости от семантической нагрузки каждого из планов художественной выразительности [2, с. 68]. Своеобразное соперничество поэзии и музыки на самом деле является попыткой лучше всего взаимодействовать друг с другом, выстраивая целостные музыкально-поэтические комплексы. Поскольку поэтическое слово поручается вокальному воспроизведению, то «чистый» музыкальный материал сосредотачивается в инструментальной партии, что предопределяет ее особую миссию [3, с. 49]. В вокальной музыке начала ХХ века мы встречаемся с новым явлением который называем инструментализацией вокальной мелодики, проникновением в нее элементов инструментальной кантилены. Выражается это в том, что границы музыкальных фраз определяются не словом, а закономерностями инструментальной мелодии, то есть не вокальным, а общим вокально-инструментальным развитием, с некоторым преимуществом последнего в структурировании общей композиции.

Таким образом, данный диалог темброво-интонационных уровней входит в музыкально-поэтическую систему встречного ритма, способствуя тенденции условного преодоления словесного текста в музыкальном, то есть тенденции превосходства семантики музыкального материала над образным содержанием словесно-поэтического. Доминирование музыкального материала, а в нем инструментального начала, в том числе инструментальной партии, над вокальной стороной произведения становится отличительным признаком «стихотворения с музыкой». Именно такая жанровая форма знаменует начало нового этапа эволюции камерно-вокального цикла в музыке, как и в других европейских композиторских школах [5]. Выявлено, что вокальная лирика М. Халитовой, наполненная внутренним ощущением многообразия мира и эмоциональными реакциями на определённые проявления этого многообразия, в каждом конкретном случае неразрывно связана с индивидуальностью поэтических текстов. Именно выбором стихотворений обусловливается формирование основных стилистических «блоков» песен и романсов композитора. Важнейший и ключевой из упомянутых «блоков» соотносится с темой Родины, родного края, в данном случае – Крыма с его неповторимой природой и культурой.

 

Список литературы:

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. Кн. 1-2 // вступ. ст. Е. Орловой. 2-е издание. Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Интонация. Композиция / В. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. – 368 с.
  3. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ритмика / В. Васина-Гросман.  М.: Музыка, 1972. – 152 с.
  4. Халитова М. Вокальные произведения / М. Халитова. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2021. – 104 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.