Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(184)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Крючкова А.С. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 14(184). URL: https://sibac.info/journal/student/184/247445 (дата обращения: 15.05.2024).

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Крючкова Анастасия Сергеевна

студент, кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы, Ставропольский государственный медицинский университет,

РФ, г. Ставрополь

Козловская Галина Юрьевна

научный руководитель,

канд. псих. наук, доц. кафедры дефектологии, русского языка и социальной работы, Ставропольский государственный медицинский университет

РФ, г. Ставрополь

SPEECH THERAPY WORK ON THE FORMATION OF GRAPHIC SKILLS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

 

Anastasia Kryuchkova

Student, Department of Defectology, Russian Language and Social Work, Stavropol State Medical University,

Russia, Stavropol

Galina Kozlovskaya

Scientific supervisor, PhD. Psycho. Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Russian Language and social work, Stavropol State Medical University,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

В статье описаны направление логопедической работы по формированию графических навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приводится типология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП спастическая диплегия). Делается вывод о необходимости направленной работы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ABSTRACT

The article describes the direction of speech therapy work on the formation of graphic skills in children with disorders of the musculoskeletal system. The typology of children with disorders of the musculoskeletal system (cerebral palsy spastic diplegia) is given. The conclusion is made about the need for directed work of children with disorders of the musculoskeletal system.

 

Ключевые слова: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, спастическая диплегия, формирование графических навыков, логопедическая работа.

Keywords: children with disorders of the musculoskeletal system, spastic diplegia, formation of graphic skills, speech therapy work.

 

Нарушение графических навыков письма негативно сказывается на всем процессе обучения. Развитие письменной речи не может быть успешным без овладения самой техникой письма без овладения изобразительным (графическим) навыком. Сам графический навык зависит от развития общей и мелкой моторики, что в свою очередь вызывает трудности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это приводит к тому, что младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата фактически зависят от уровня развития мелкой моторики, в том числе навыков письма, состояния моторики и умений, составляющих основу трудовой, игровой, учебной деятельности, которая необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современное общество.

В связи с этим целью исследования является выявление психолого-педагогических условий формирования графических навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Объектом нашего исследования является процесс формирования графических навыков у младших школьников.

В ходе исследования использовались следующие методы:

Теоретические: анализ и обобщение специальной психолого-педагогической и методической литературы.

Эмпирические: наблюдение и эксперимент.

Интерпретационные количественный и качественный анализ результатов исследования.

Графический навык – это соблюдение общественно установленных норм исполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения написанного текста, способствующих удобству и быстроте письма и отвечающих эстетическим требованиям [5].

Во-первых, графический навык представляет собой очень сложное рукодвигательное действие. Которое проявляется как интеллектуальное и как двигательное [1]. М.М. Безруких выделяет три этапа формирования графического мастерства:

1. аналитический (освоение отдельных элементов действия);

2. синтетический (объединение отдельных элементов в одно действие);

3. автоматизация (формирование собственного навыка письма).

Мелкая моторика, это координация движений пальцев, умение ребенка «использовать» эти движения; основа развития психических процессов: внимания, восприятия, мышления и речи [2].

Многие исследования ученых, педагогов, психологов, таких как Л.С. Выготский, Л.Я. Желтовской, В. А. Сухомлинского, В. Г. Горецкого и др. были посвящены вопросу формирования навыков графического письма. Которые отражают принципы обучения навыкам письма, заложенные в содержание программы начального образования: ясность, осознанность, повторение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Опыт, представленный педагогами Е. Н. Потаповой и Н. Г. Агарковой, взят за ядро их собственного подхода к формированию изобразительного мастерства. Анализ этих подходов показал, что, несмотря на положительные изменения в системе работы по формированию навыков графического письма, некоторые результаты нельзя признать удовлетворительными. Например, в работах Е. Н. Потаповой особый интерес представляет прием формирования навыка письма через развитие тактильной памяти: ощупывание букв, вырезанных из наждачной бумаги. Но не учитываются особенности детской недифференцированности восприятия, выражающиеся в неумении ребенка вычленять в буквенном знаке отдельные его части (элементы) и их отношения. Исследования Н. Г. Агарковой посвящены вопросам, отражающим принцип фрагментарного изучения письма, основанный на воссоздании конфигурации письма, т. е. построении его с помощью шаблонных элементов. Однако этот опыт не учитывает психологической особенности формирования образа буквы: у первоклассника понятие графического письма буквы формируется при формировании ощущения, а ощущение формируется через трогать. Затруднения, возникающие при овладении техникой письма, имеют различные причины: физиологические, медицинские, педагогические.

При организации логопедической работы по нарушению сформированности навыков изобразительного письма у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата была определена категория детей с детским церебральным параличом, а именно дети со спастической диплегией.

Спастическая диплегия (болезнь Литтля) наиболее частый вариант детского церебрального паралича, характеризующийся спастическим тетрапарезом, более выраженным в нижних конечностях. Наряду с двигательными нарушениями отмечается дисфункция черепно-мозговых нервов (косоглазие, псевдобульбарный синдром, снижение слуха, парезы лица), нарушения речи, в ряде случаев умственная отсталость легкой степени.

Особое развивающее значение в системе коррекционной работы с детьми со спастической диплегией имеют упражнения на добивание, как правой, так и левой рукой. Для увеличения компенсаторного потенциала головного мозга, необходимо давать задания на развитие моторики и координации движений обеих рук (обведение фигур, штриховка, рисование).

Согласно нейропсихологической методике исследования графического мастерства/навыка И.Ю. Левченко выделяют следующие приемы:

- проведение прямой линии;

- проведение прямой линии слева направо;

- проведение прямой линии сверху вниз;

- соединительные точки;

- рисование волнистых и ломаных линий;

- рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг);

- рисование непрерывного графического ряда (держать линию) [4].

Трудности, испытываемые детьми при формировании изобразительных навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием невербальных процессов (внимания, памяти, произвольной деятельности, зрительно-моторной координации и др.). умение держать пишущий инструмент. Причиной этого является несформированность хватательной функции кисти. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетных мышц, нарушение протекание микродвижений, на основе которых строятся двигательные действия письма [5]. Поэтому необходима индивидуальная программа подготовки руки к письму, последовательное развитие и закрепление моторики письма.

Первым и важным этапом работы по формированию графомоторных навыков является обучение ребенка адекватной позе при письме. При этом такие задачи, как:

1. Подбор удобной позы и «рефлекторно-запрещающих» положений, которые позволят минимизировать нарушения мышечного тонуса и выраженность гиперкинезов.

2. Использование специальных фиксирующих приспособлений для конечностей и головы ребенка.

3. Отработка общих поз, удобных для письма, а также обучение ребенка среднему положению головы, поворотам и наклонам со строго выбранным положением рук.

4. Учить ребенка зрительно следить за движением рук в разные стороны.

При этом важнейшим этапом является подготовка руки к письму, несмотря на то, что приемы и методы развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями используются на каждом этапе коррекции изобразительных навыков. При этом необходимо решить следующие задачи:

- обучение ребенка различным движениям пальцев, синхронным движениям пальцев и рук;

- тренировка изолированных движений пальцев и кисти;

- обеспечение формирования правильного дифференцированного захвата предметов (пишущих принадлежностей) в зависимости от их толщины, упругости, веса и других качеств;

- способствующие развитию свободного движения правой руки при удерживании предмета и в процессе различных манипуляций с ним;

- использование метода обмакивания указательного пальца в краску для имитации письма в альбоме;

- проведение комплекса гимнастических упражнений для развития мелкой моторики рук.

Рассмотрим задачу научить правильно держать пишущий инструмент: карандаш, ручку. Наряду с вышеперечисленным, на этом этапе необходимо подобрать индивидуальный способ удержания рукоятки в том случае, если правильный способ у ребенка невозможен из-за выраженных нарушений двигательных функций кисти и пальцев. В основном обучение владению пишущим инструментом включает в себя:

1. Отработка правильного положения рук при письме.

2. Учимся принимать позу руки и пальца, имитирующую держание ручки.

3. Формирование комфортной позы для удержания лежащей перед ребенком ручки (карандаша), принятие им положения для письма.

4. Тренировка расслабления и напряжения пальцев, одновременно удерживая ими пишущий предмет и сохраняя правильное положение для письма.

5. Упражнения на снятие скованности движений пальцев при удерживании ручки.

Формирование у ребенка навыка движения пишущими инструментами при письме включает в себя развитие:

- зрительно-моторная координация – поддержание зрительного контакта с рукой;

- точные, изолированные движения пишущей руки (может быть, как правой, так и левой).

Таким образом, для наиболее успешного коррекционного процесса нарушения формирования графического навыка, нами были выбраны вышеперечисленные направления работы. Работа построена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития младших школьников с нарушениями речи.

Формирование графических навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках русского языка и занятиях по развитию навыков письма в настоящее время является потребностью современного общества в целом и каждого человека в отдельности. Мы считаем, что должное внимание следует уделить формированию изобразительных навыков, особенно это важно сделать для детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Список литературы:

  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. - 2009. – 15-17 с.
  2. Безруких, М.М. Обучение письму / М.М. Безруких. -Екатеринбург, 2009. – 31-40 с.
  3. Белевцева В.В. Как "пальчики" помогают обучать письму // Начальная школа. - 2001. – 56 с.
  4. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 2008. – 16-19 с.
  5. Тишова Н.А. Формирование графического навыка. 2012. – 10-16 с.

Комментарии (1)

# Галина Анатольевна 25.07.2023 02:00
Интересная и познавательная статья. Тема изложена логично и понятно

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.