Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(182)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Веденяпина Я.А. БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ УЛИЧНОЙ ШАЛОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 12(182). URL: https://sibac.info/journal/student/182/245667 (дата обращения: 19.04.2024).

БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ УЛИЧНОЙ ШАЛОСТИ

Веденяпина Яна Андреевна

студент, факультет рекламы и связей с общественностью, Государственный университет управления,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема непринятия общественностью уличного искусства. Целью работы послужило исследование изменений в сфере стрит-арта, а также специфики взаимодействия райтеров с потенциальными потребителями. Приводятся статистические данные из российских и зарубежных источников. Особое внимание уделено тенденции становления граффити как вида искусства. Даются рекомендации по совершенствованию процесса развития стрит-арта.

 

Ключевые слова: стрит-арт, граффити, райтеры, уличное искусство, вандализм.

 

Еще недавно граффити воспринималось обществом не иначе как уличное хулиганство. Художника могли оштрафовать, а его творение – и вовсе закрасить. Даже после отмены таких радикальных мер против райтеров, людей, не поддерживающих эту тенденцию, не сильно убавилось. Любить это направление или быть против него – личный выбор человека. Но сегодня стрит-арт получает всемирное признание. Граффити-индустрия переживает свою «эпоху Возрождения». Ежегодные фестивали, многочисленные программы обучения, восторженные поклонники и профессиональные критики – все это не дает повода усомниться в том, что творения уличных художников шагнули в большое искусство.

Стрит-арт сегодня активно развивается, актуален в контексте современного искусства и дизайна, выступает в роли проводника художественных инноваций, многообразен и требует подробного изучения. За период с 2000 по 2020 г. количество стрит-арт художников постоянно росло, качество их работ повышалось, а уровень интеграции стрит-арт композиций с городской эстетической и коммуникационной средой, а также современным дизайном возрастал. Во второй половине 2000-х появились первые крупные фестивали стрит-арта, где творцам была предоставлена возможность продемонстрировать свои работы в большом формате. До этого уличное искусство представляло собой наклейки и небольшие рисунки, соразмерные с ростом человека. С фестивалями у мастеров получилось создавать масштабные произведения. Благодаря таким мероприятиям в современном обществе сформировался образ стрит-искусства. Производитель красок Montana провел опрос, согласно которому 69% российских художников, начинавших свой путь на улицах, рисуют не только в общественных пространствах, но и создают работы в студиях, продают их, сотрудничают с компаниями, занимаются коммерческими проектами. Значительная часть уже не работает на улицах, поэтому называть их «уличными художниками» неправильно. Из-за этого в Санкт-Петербурге в 2015 году был предложен термин «художники уличной волны». Известные мастера зарабатывают на своем деле приличные суммы. Имиджевый граффити проект может стоить до 500 000 рублей, а "продуктовый", большого объема и тиража, - от 1-1,5 миллиона рублей и выше. Такое творчество привлекает даже строительных инвесторов. Масштабные граффити-произведения обращают внимание людей к зданиям или даже к целым кварталам, что ведет к повышению цен на недвижимость. Так, в 2017 году подмосковный пост-граффити дуэт Aesthetics group разрисовал старые девятиэтажные дома в Челябинской области, а британская художница Камилла Валала оформила фасад промышленного здания в Бруклине 40-метровой росписью. Помимо инвесторов в недвижимость, организация фестивалей по росписи фасадов интересна брендам как хорошая рекламная акция. В качестве примера можно привести очень крупное мероприятие под названием Like it Art, которое прошло летом 2012-го года в Казани при поддержке муниципалитета города, одного из сотовых операторов «большой тройки» и других спонсоров. Граффити прошло большой путь от кривых набросков в метро и подворотнях до высокохудожественных концептуальных работ. Однако такое искусство долго не принимали. Сейчас художники работают в условиях общественного признания их творчества как части современной культуры, произведения стрит-арта становятся объектом внимания средств массовой информации, проводятся первые отечественные фестивали и специализированные выставки. [5] Райтеры получают доступ к оформлению городского публичного пространства, более тесно взаимодействуют с государственными и частными структурами. Широкое распространение сети Интернет предоставляет большие возможности для раскрутки бренда художника; тенденции к освоению инструментов медиа и глобальной сети, намеченные в начале 2000-х гг., нарастают в среде стрит-арта. 98% райтеров перебрались во всемирную паутину. Широкое распространение получают работы российских стрит-арт художников, созданные исключительно для сети Интернет, например, короткие видеоролики, на которых запечатлены различные авторские инсталляции и перформансы.

Основной проблемой, всегда имевшей место быть в жизни уличного искусства, является непринятие обществом. В Нью-Йорке еще в 1984 годы городские власти приняли меры и начали ликвидацию граффити по всему городу. Новые рисунки сразу же смывали. Также в 80-ые в Лондоне был создан отдел по противодействию вандализму. В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити — «Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)». Сегодня, когда общественность не удивляется раскрашенным фасадам домов, все еще официально не закреплено, какие рисунки можно считать вандализмом, а какие – искусством. Согласно опросу ВЦИОМ, против граффити выступает 61% граждан. Более того, 71% сайтов на просторах российского интернета направлен на искоренение уличного искусства. В Санкт-Петербурге в день 80-летия Иосифа Бродского появилось граффити с его изображением. Его разместили на стене школы напротив дома Мурузи, где жил поэт с 1955 по 1972 год. Изображение представляло собой фотографию Бродского, сделанную в Венеции в 1989 году итальянским фотографом Грациано Аричи. Однако на следующий день граффити закрасили. Неразрешенным остается вопрос о правовой охране граффити как объекта авторского права и соотношении прав автора граффити и прав собственника здания. Свежей проблемой последней пары лет считаются мировой экономический кризис и экономические санкции. Усложнился импорт расходных материалов для граффити и стрит-арта (сократившийся на 84%, согласно данным компании Montana), напряженная внешнеполитическая обстановка затруднила процесс интернациональной коммуникации и обмена опытом, организации совместных мероприятий [2].

Стрит-арт из хобби для подростков превратился в прибыльный бизнес. В мире, где рекламе все труднее завоевать внимание потребителя, компании ищут нестандартные решения. С помощью граффити-рекламы сделать это становится проще. Также художники зарабатывают на росписи офисов, ресторанов, салонов красоты и т.п. Цена зависит от объема и сложности заказа. Минимальный заказ в Петербурге обойдется в 15 тысяч рублей, в Москве – 30. Средний заказ – две маленькие стенки и переговорные комнаты – 100 тысяч рублей. Особенным изменением в сфере стрит-арта за последние годы является расцвет паблик-арта, создаются серии композиций, отражающих актуальную общественно-политическую и культурную повестку, приуроченных к памятным датам и важнейшим событиям в жизни страны. В 2014 г. после присоединения Республики Крым к Российской Федерации получили распространение так называемые «патриотические граффити». Важнейшие спортивные события, среди которых Олимпиада в Сочи в 2014 г. и Чемпионат мира по футболу 2018 г., послужили темой многочисленных произведений стрит-арта, созданных художниками во всех городах, где проходили соревнования. В крупных отечественных мегаполисах получает развитие рекламный коммерческий стрит-арт. Согласно данным Росстата, на 2017 год в рекламную граффити среду были вовлечены 18% компаний, а на 2021 – уже 37%. Графические дизайнеры рекламных агентств используют набирающую популярность стилистику стрит-арта в своих работах; яркий пример — рекламная кампания оператора сотовой связи «Tele2» в 2019 г., данная компания в течение нескольких лет спонсировала стрит-арт фестивали в крупнейших городах России [4].

Самый известный художник стрит-арта в мире – британец Бэнкси.  До сих пор нет 100%-ных сведений о том, кто именно скрывается под маской обезьяны и черным худи, хотя версий на этот счет существует немало. В 2011 году документальный фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Тематический парк развлечений Dismaland, что был открыт в британском городе Уэстон-сьюпер-Мэр с 21 августа по 27 сентября 2015 года, считается одним из самых масштабных арт-проектов художника. Его строительство шло секретно под видом съемок триллера с рабочим названием «Серый лис». Для парка Бэнкси создал 10 новых произведений и отобрал еще 58 работ самых талантливых современных художников от Дженни Хольцера до Дэмьена Херста. Вход на выставку был платный и принес экономике региона примерно 30 миллионов долларов. Хоть знаменитый творец и отрицает капитализм и консюмеризм, сегодня его трафареты стоят шестизначные суммы. В 2008 году работа «Незапятнанность» была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1,87 миллиона долларов. А в октябре 2019-го на Sotheby's выставили Devolved Parliament (заседание британского парламента в образе шимпанзе): через 13 минут работу купили за рекордные (для Бэнкси) 12 миллионов долларов. Художнику она, правда, уже не принадлежала – он распрощался с картиной еще в 2011 году. Фургон, разрисованный творцом еще в конце 90-х, в 2015 году был продан на парижском аукционе Drouot за 850 тысяч долларов. А в 2019 году на британском аукционе Bonhams появился другой лот этого райтера: 17-тонный Volvo FL6, стоимость которого оценили в 1,3-2 миллиона долларов. Таким образом, появляется тенденция инвестирования в граффити как в долгосрочный актив [4].

В современном российском стрит-арте продолжают развиваться укоренившиеся еще в начале 2000-х гг. тренды: активное использование национального художественно-образного контента и актуальная общественно-политическая тематика; наряду с этим, усиливаются супеграфические тенденции, позволяющие отечественному стрит-арту выступать в качестве универсального декора объектов городской среды. В различных областях дизайна получает широкое распространение стилистика стрит-арта, ассоциирующаяся с молодостью и динамизмом. Можно утверждать, что в настоящий момент интерес к стрит-арту в России находится на пике. Работы российских стрит-арт художников выставляются на крупнейших культурных мероприятиях, оказываются в эпицентре внимания ведущих средств массовой информации, на специализированных форумах и конференциях, активно продвигаются и получают одобрение идеи и проекты, связанные с интеграцией стрит-арта в дизайн городской среды. В России индустрия уличного искусства интенсивно развивается, этому есть множество доказательств. Взять хотя бы многочисленные и массовые фестивали уличного искусства: «Морфология улиц», «Место», Artemoff, «Карт-Бланш», kaliningrART, Meeting of Styles, Union of Free Art и еще по меньшей мере с десяток других. На фестивале Urban Morphogenesis было использовано больше 250 тысяч баллончиков и суммарно раскрашено более 50 объектов, в том числе высотные здания. Одним из самых известных российских граффитчиков является Покрас Лампас. Художник сотрудничает как с локальными, так и международными брендами. В его портфеле – сотрудничество с маркой Fendi, уникальные принты для футболок аdidas в рамках ЧМ-2018, коллаборации с ТЦ «Атриум», «Альфа-Банком», IKEA, Lamborghini и множеством других брендов. Благодаря выпуску «Новая Россия» о молодых талантах на канале «вДудь» (более 4 миллионов просмотров), грамотной коммуникации с аудиторией в социальных сетях и использованию PR-возможностей крупных заказчиков ему удалось за последний год значительно нарастить свой медиавес. Знаковое место в истории российских граффити занимает и команда «Зачем», которая начала рисовать еще в 90-х годах. Участники этой граффити-банды на протяжении долгого времени занимались популяризацией жанра: выпустили несколько фильмов, один из которых – «Девиантное поведение» - имеет такое же значение для локальной индустрии, как «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси для глобальной. Кирилл Кто – один участников проекта «Зачем» - входит в топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника», а также входит в российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет [5].

В будущем, с большой долей вероятности, граффити станет еще одним полноправным видом искусства, со своей техникой и спецификой. Движение к этому происходит с обеих сторон – и со стороны субкультуры, и со стороны общества. Со стороны субкультуры − уже сейчас появляются подростки, которые, приходя к граффити, изначально нацелены именно на одобряемую карьеру райтера и рисуют только в специально отведенных местах для рисования, которые также постепенно начинают появляться, особенно в Европе. Это доказывает опрос от Montana, где 99,2% тинейджеров высказались за такую перспективу. Со стороны общества – появляется все больше таких легальных пространств, где подростки могут упражняться в своем искусстве совершенного легально. В России такие пространства для граффити появляются пока только в рамках фестивалей молодого искусства, где открываются «легальные» стены и приглашаются все желающие, но это только начальный этап развития. Конечно, даже полная легализация граффити и наличие достаточного количества «разрешенных» мест для их нанесения вряд ли полностью избавит общество от нежелательных рисунков и надписей на стенах – но это уже будут другие люди, пишущие на стенах не от скуки. Стрит-арт перестанет быть субкультурой. Многое зависит и от общества – то, насколько аккуратно и с пониманием будут делаться шаги навстречу субкультуре, во многом определит финальный успех. Пока что против граффити выступают 41% граждан по данным ВЦИОМ. До сих пор этот процесс шел естественным путем, но сейчас проблема выходит на уровень государственных решений (выделение пространств под легальные стены).

Вторая важная функция граффити — коммуникативная. В целом, граффити можно представить как реализацию особого информационного пространства. Коммуникативная природа стрит-арта проявляется на разных уровнях: с одной стороны, рисунки и надписи представляют собой диалог, переписку (граффити могут строиться как реплика, обращенная к предполагаемому читателю — условному или вполне конкретному); с другой стороны, общением является и сам факт появления граффити, поскольку, как всякий публичный текст, оно обращено к потенциальному читателю. Существует даже попытка классифицировать граффити по типу адресата: для любого, кто прочитает; для членов определенной группы; для человека, неизвестного автору; для самого себя [1]. Одновременно любой граффити-манифест, как и любой другой вид граффити, выполняет функцию коммуникации между райтером и жителями города, представителями власти. Не последнюю роль в этом сыграло и влияние уличной рекламы: и граффити активно реагируют на рекламные тексты, и реклама все чаше использует стилистику неформальных надписей. Компании, производящие краски для стрит-арта, All City и Molotow, предлагают размещать рисунки в качестве рекламы на заборах строящихся зданий. Согласно статистическим данным, за последние 5 лет строительство домов возросло на 40%, поэтому такая реклама будет привлекать не только случайных прохожих, но и потенциальных клиентов.

Размещение своеобразной граффити-рекламы на заборах и стройплощадках – интересный, но не такой эффективный способ взаимодействия с потребителем, как тематические фестивали, посвященные стрит-арту. Так появился "Лучший город земли" — фестиваль уличного искусства при поддержке департамента культуры. До этого времени уличное искусство в Москве было в основном субкультурным явлением. Из «Лучшего города земли» выросла «Артмоссфера». В эту выставку были включены художники из международного стрит-арт-сообщества. По словам организаторов, первая биеннале, прошедшая в 2014 году, получилась «самой мощной» по присутствию в городе: были расписаны даже троллейбусы. Работы участвовали в сервисе от мэрии "Граффити-помощь", благодаря чему жители Москвы могли выбрать пустое место в городе, которое хотели бы заполнить уличным искусством. Биеннале проходила при поддержке департамента культуры. Такие мероприятия популярны по всему миру: Miau в Испании, Stockholm Urban Art в Швеции, LaBel Valette Fest во Франции и многие другие [3]. Еще одной точкой пересечения автора и потенциального клиента, заслуживающей внимания, считается паблик-арт. В последнее время компании стали часто обращать внимание на такую рекламу и заказывать подобную у авторов. Заслуженное третье место в рейтинге каналов продвижения достается интернету с его многообразием социальных сетей, куда можно загрузить свое портфолио и выставить цену за создание работы.

Становление стрит-арта полноценной культурой – долгий и трудный процесс. Очень важно поддержать это движение и действительно помочь этой сложной и творческой субкультуре встроиться в общество. Для этого, создавая легальные условия и пространства, важно сохранять в них естественную конкурентную среду, которая является ключевым моментом, то есть позволять наиболее популярным и уважаемым райтерам участвовать в управлении пространством. Органам правопорядка следует обращать внимание не столько на законность созданной работы, сколько на идею, фигурирующую в ней, и технику исполнения. Если молодежные государственные программы учтут эти моменты и не собьют процесс полной легализации граффити, уже в ближайшем будущем мы можем ожидать его полного принятия обществом как нового вида современного искусства и появления кружков и секций, обучающих этой технике.

Время, когда граффити считалось вандализмом, прошло. Сегодня уличные художники заняли заслуженное место на пьедестале современного искусства. Городские власти, которые раньше наказывали творцов, теперь заключают контракты на оформление общественных пространств. Работа даже над рекламным граффити профессиональных художников превращает его в арт-объект. Стрит-арт – это, прежде всего, искусство, возможность выразить себя в уникальной индивидуальной манере. Роспись в технике граффити преображает наскучившие однотонные стены, радует глаз, привлекает внимание и заинтересовывает. Уличные художники переосмысляют урбанистический ландшафт и изменяют архитектурный контекст.

 

Список литературы:

  1. Васильева О. А. Адаптационные механизмы поколения Z в условиях стресса, вызванного самоизоляцией из-за пандемии COVID-19 // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2021. -№03. -С. 43-48 DOI 10.37882/2500-3682.2021.03.02;
  2. ВЦИОМ. Граффити – искусство или вандализм? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/graffiti-iskusstvo-ili-vandalizmUrbanism (Режим доступа 16.03.2022);
  3. Кузовенкова Ю. А., «Особенности освоения городского пространства сообществами граффити и стрит-арта» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017 с.66-69: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-osvoeniya-gorodskogo-prostranstva-soobschestvami-graffiti-i-strit-arta/viewer (Режим доступа 13.02.2022);
  4. Пенетова Е. В., «Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм?» // Вестник Прикамского социального института. 2016: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graffiti-kak-fenomen-gorodskoy-kultury-iskusstvo-ili-vandalizm/viewer (Режим доступа 13.02.2022);
  5. PromoAtlas. Реклама как произведение искусства: Граффити. http://promoatlas.ru/reklama-kak-proizvedenie-iskusstva-graffiti/ (Режим доступа 15.03.2022);
  6. Crossarea. Граффити: история, виды, райтеры. URL: https://anysite.ru/publication/graffity?query=publication/graffity (Режим доступа 13.02.2022);
  7. Arzhanova K.A., Dovzhik G.V., Dovzhik V.N. Influencer Marketing as a Way to Influence Consumer Behavior. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V., Vochozka M. (eds) Proceedings of the International Scientific Conference “Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy”. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 398. Springer, Cham. 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94870-2_26;

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.