Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(181)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Мустафина И.Ф. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 11(181). URL: https://sibac.info/journal/student/181/244636 (дата обращения: 14.11.2024).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ

Мустафина Индира Фаритовна

студент, кафедра физики и технических дисциплин, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

Арискин Владимир Геннадьевич

научный руководитель,

канд. физ.-мат. наук, доц., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

PRACTICAL RESULTS OF THE APPLICATION OF DIDACTIC GAMES IN THE PROCESS OF TEACHING PHYSICS TO SCHOOLCHILDREN

 

Indira Mustafina

Student, Department of Physics and Technical Disciplines, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Russia, Ulyanovsk

Vladimir Ariskin

scientific supervisor, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Russia, Ulyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрен один из наиболее эффективных путей мотивации обучающихся к учению - организация игровой деятельности. По результатам проведенного педагогического эксперимента было доказано, что применение дидактических игр положительно отразилось на оценках детей экспериментальной группы.

ABSTRACT

This article discussed one the most effective ways to motivate students to learn – the organization of gaming activities. According to the results of the pedagogical experiment, it was shown and proved that the use of didactic games had a positive effect on the assessments of the children in the experimental group.

 

Ключевые слова: образование, мотивация, дидактическая игра, активизация познавательной деятельности.

Keywords: education, motivation, didactic game, activation of cognitive activity.

 

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Экспериментальным путём в процесс обучения поставляются новые методы, средства и техники обучения. В данной статье мы будем рассматривать то, как строится педагогический эксперимент, какие имеет этапы проведения и посмотрим на результаты применения дидактических игр в процессе обучения физике в рамках педагогического эксперимента [3].

Педагогический эксперимент состоит из трёх этапов, каждый из которых имеет свою роль и задачи:

- Констатирующий этап;

- Формирующий этап;

- Контрольный этап.

На констатирующем этапе проведения педагогического эксперимента проводится начальный срез знаний учащихся с целью выявить уровень знаний и особенности контрольной и экспериментальных групп. Первая группа в свою очередь нужна для того, чтобы сравнить полученные в результате эксперимента данные с результатами не экспериментального процесса обучения.

Формирующий этап заключается в анализе первичных данных по эксперименту, с целью отследить его динамику, в выявлении детальных особенностей класса и его педагогической характеристики для более точного интерпретирования результатов.

Задача контрольного этапа – собрать итоговые данные по эксперименту, провести их анализ и интерпретацию, на этом этапе подводятся итоги экспериментального обучения, оценивается его эффективность.

Подводя итоги и анализируя данные, нельзя утверждать, что тот или иной педагогический эксперимент не удался. Если экспериментальная система обучения не показала эффективности по результатам педагогического эксперимента, то сам эксперимент выполнил свою главную задачу- показал эту эффективность и перспективы использования этой системы на практике [2].

Мною был проведен педагогический эксперимент на базе одной из школ города Ульяновска. В ходе эксперимента были выбраны два 10 класса в качестве контрольной и экспериментальной групп.

На констатирующем этапе предполагалось, что, если в процессе обучения школьников физике применять дидактические игры, то увеличится их интерес к предмету, что приведет к повышению общего уровня знаний и повышению уровня оценок. Далее мы провели диагностику для выявления исходного уровня знаний по физике в 10 классах средней школы.

Полученные оценки на вводном тестировании показаны в процентном соотношение на рисунке 1:

 

  

Рисунок 1. Распределение оценок за вводное тестирование

 

Видим, что общий уровень знаний учеников 10 «Б» класса находится на среднем уровне.

На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент, задача которого – повысить уровень знаний учащихся, средний уровень обучаемости и качество знаний за счет применения в процессе проведения урока дидактических игр.

После входного тестирования были проведены 12 очных занятий для контрольной и для экспериментальной групп. Для второй группы на 6 из 12 уроков были применены различные дидактические игры и раздаточный материал.

На контрольном этапе данного педагогического эксперимента, была проведена контрольная работы по разделу «Механика». По результатам контрольной работы в 10 «Б» и 10 «А» классах приведен рисунке 2.

 

   

Рисунок 2. Определение успеваемости, качества знаний и степени обученности (СОУ) на контрольном этапе эксперимента

 

Проведем вычисление статистических показателей для контрольного этапа эксперимента. Для этого рассчитаем средние арифметические величины для каждой группы по следующей формуле:

,

где X - значение отдельного измерения; n - общее число измерений в группе. Для экспериментальной группы получаем , для контрольной группы

Дабы убедиться, что экспериментальная группа благодаря применению в ней дидактических игр и раздаточного материала, имеет показатели лучше, необходимо доказать статистическую достоверность различий (t) между рассчитанными среднеарифметическими значениями.

Для этого в обоих группах вычисляем стандартное отклонение по следующей формуле:

,

где -наибольший показатель,  – наименьший показатель,  К-табличный коэффициент (в нашем случае число измерений в каждой группе 22, значит табличный коэффициент К=3,82)

Для экспериментальной группы , для контрольной .

Далее вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения по формуле   (так как наше n<30).

Для экспериментальной группы , для контрольной .

Вычисляем среднюю ошибку разности:

 .

Далее вычисляем степень свободы: 22+22-2=42.

По таблице значения t- критерия (Стьюдента) в зависимости от числа степеней свободы определяем табличное значение . Сравниваем его с полученным значением :    [18].

Заключение: В результате проведенного эксперимента была показана правильность гипотезы, в процессе обучения физике с применением дидактических игр, увеличился интерес к предмету, что привело к повышению общего уровня знаний и повышению уровня оценок экспериментальной группы.

 

Список литературы:

  1. Акулова О.В. Возможности школьного учебника для разработки ситуационных задач / Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. С. 36-39.
  2. Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
  3. Зверев В.А. Учет психологических особенностей учащихся //Физика в школе. 2005, № 2.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.