Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(18)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Шагжиева Е.Б. ТЕМА МЕСТИ И ВОЗМЕЗДИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://sibac.info/journal/student/18/87478 (дата обращения: 26.12.2024).

ТЕМА МЕСТИ И ВОЗМЕЗДИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Шагжиева Евгения Балдановна

магистрант, Институт филологии и массовых коммуникаций, Бурятский государственный университет,

РФ, г. Улан-Удэ

Месть – это естественная реакция человека на несправедливость, которая считается отголоском инстинкта сохранения рода. Закон возмездия заложен в самой природе, значит, и в самом человеке. Если человек создает большое зло, то природа отворачивается от него, даже совершается возмездие, если «злодеющий» человек совершенно неисправим» [1, c. 22].

Тема мести и возмездия в литературе была актуальна во все времена. Так и в литературе XIX в. популярна идея возмездия, связанная с надеждой на преобразование человеческой жизни в лучшую сторону. Поэтому тема мести и возмездия весьма распространена в творчестве многих деятелей того времени (произведения А. С. Пушкина – «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Цыганы», «Пиковая дама», «Борис Годунов, творчество декабристов: «К временщику», «Видение императрицы Анны» К. Ф. Рылеева, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера).

Рассмотрим данную тему в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

Лермонтовское возмездие родилось из постоянного, мучительно-неотступного одиночества поэта. Например, в стихотворении «Смерть поэта» (1837г.) мы можем услышать призыв к возмездию, разрушению несправедливого мира. Лермонтов обвиняет в смерти А. С. Пушкина «свет завистливый и душный», который своей клеветой добился своей цели:

«Погиб поэт! - невольник чести, -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!.. <…>

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?..» [6, с. 84]

В этих строках мы можем отметить, что Лермонтов наделяет великого поэта жаждой мести.

В заключительных строфах он выражает уверенность в возмездии за смерть Пушкина. Бог всё видит и будет справедливо судить виновных, его нельзя подкупить золотом, деньгами:

«Но есть и божий суд, наперсники разврата!

‎Есть грозный суд: он ждет;

‎Он недоступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью —

‎Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

‎Поэта праведную кровь!» [6, с. 86]

В этом стихотворении выявляется не характерная для Лермонтова черта – вера в Бога: Бог свершит возмездие во имя поэта, который умер от рук «убийцы», который:

«Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..» [6, с. 85]

Тема возмездия широко использовалась в поэмах, в которых Лермонтов не только исследует проявления мести, но и классифицирует их. В поэме «Боярин Орша» (1835-36гг.) Лермонтов изображает личную месть, которая не преследует справедливость. Орша – богатый боярин, у которого единственная дочь влюблена в раба. Узнав про их любовь, боярин в гневе сажает Арсения на цепь и пытает, а дочь запирает на замок. Но раб сбегает и остается жив. Несколько лет спустя, на войне происходит встреча между героями, боярином Орша и Арсением. Орша умирает от ран, но всё так же жаждет мести:

«А жаль лишь то, что час мой бил,

Покуда я не отомстил,

Что не могу поднять меча,

Что на руках моих, с плеча

Омытых кровью до локтей

Злодеев родины моей,

Ни капли крови нет твоей!..» [5, с. 268]

На что раб отвечает:

«Старик! О прежнем позабудь…

Взгляни сюда, на эту грудь,

Она не в ранах, как твоя,

Но в ней живет тоска-змея!

Ты отомщен вполне, давно,

А кем и как – не всё ль равно?» [5, с. 269]

Всех героев постигло несчастье: отец погибает, так и не защитив свою честь, дочь умерла, не дождавшись любимого человека, а Арсений остается в одиночестве, чувствуя свою вину и потеряв смысл жизни.

В поэмах «Демон» (1829-39гг.) и «Ангел смерти» (1831г.) также присутствуют мстители, но месть не личная, а демоническая. Здесь месть является реакцией души на конфликт с Богом и с миром. Например, Ангел смерти изначально был ангелом утешения, встречи с которым люди считали «сладостным уделом». Увидев страдание Зораима от близкой смерти Ады, он её «оживил своей душой». Но Зораим ради славы и богатства становится воином и погибает, не оценив ни возвращенную любовь, ни того,

«… что ангел нежный

Оставил рай свой безмятежный,

Чтоб сердце Ады оживить;

Что многих он лишил отрады

В последний миг…» [7, с. 143]

Поэтому Ангел смерти становится совсем другим:

«Прошло печали в нем волненье,

Как улетает призрак сна, и только хладное презренье

К земле оставила она:

За гибель друга в нем осталось

Желанье миру мстить всему…» [7, с. 147]

Таким образом, Ангел смерти начинает мстить за несовершенство мира, человеческой природы.

Герои этих произведений мстят Богу не только за себя, но и за весь обиженный мир.

Лермонтов также описал гражданскую месть в следующих произведениях: «Последний сын вольности» (1831г.), «Литвинка» (1832г.) и «Измаил-Бей» (1832г.). Герои этих поэм являются защитниками своего народа и могут ради своей Родины погибнуть, отомстив обидчикам. Слова черкеса Измаил-Бея выражают не только его эмоции, но и эмоции литвинки Клары и последнего сына новгородской вольности Вадима:

«Нет, нет, не будет он спокоен,

Пока из белых их костей,

Векам грядущим в поученье,

Он не воздвигнет мавзолей

И так отмстит за униженье

Любезной родины своей». [4, с. 201]

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837 г.) любимый опричник царя Кирибеевич влюбляется в жену купца и рассказывает об этом Ивану Грозному. Царь велит ему посвататься к Алёне Дмитревне, не зная, что она уже венчана. В один день купец Степан Парамонович приходит домой и не застает жену дома. Только вечером приходит простоволосая Алёна Дмитревна и рассказывает мужу, что Кирибеевич опозорил её перед людьми. Она просит мужа защитить её имя. На следующий день на Москве-реке устраиваются кулачные бои, на которых купец собирается отомстить за поруганную честь своей семьи. На этих боях и свершается судьба героев: Калашников убивает Кирибеевича, а самого его казнят. В этой поэме наблюдается справедливая личная месть героя. Возмездие осуществилось не только волей купца, но и совестью опричника:

«…Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний лист:

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…» [8, с. 113]

В данном произведении присутствует и другой вид мести: царь Иван Васильевич мстит за смерть любимого бойца и казнит Калашникова, хотя сам обещал победителя наградить:

«И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною… <…>

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трёх дорог:

Промеж тульской, рязанской, владимирской…» [8, с. 116]

Степан Калашников похоронен как преступник («промеж трёх дорог», а не на кладбище), но могила его не забыта народом, ведь он отомстил не только высокопоставленному обидчику, но также выступает против произвола самодержца.

Все эти виды мести собраны в романе «Вадим» (1832-34гг.). Главный герой – «существо бедное, у которого вместо души есть одно только ненасытимое чувство мщения» [9, c. 18]. Он мстит за общественную (разорение семьи Вадима помещиком Палицыным, последующая нищета, жизнь в монастыре) и «Божью» несправедливость (врожденное уродство). В разговоре с Ольгой Вадим раскрывает свои чувства: «Они заставляли меня благодарить бога за мое безобразие, будто бы он хотел этим средством удалить меня от шумного мира, от грехов… Молиться!.. у меня в сердце были одни проклятья!..» [9, с. 31]. Он присоединяется к пугачевскому движению, но не из-за сочувствия к мятежникам, которых он на самом деле презирает и называет «подлыми рабами», сколько его желанием использовать их в своих целях и, наконец-то, исполнить последнюю просьбу отца: «…отомсти, сын мой, извергу… чтоб никто из его семьи не порадовался краденым куском…» [9, с. 22]. Месть Вадима представлена Лермонтовым разрушительной. Он осуждает как пороки дворян, так и «бессмысленный и беспощадный» крестьянский бунт.

В более поздних произведениях Лермонтова мы также прослеживаем тему мести и возмездия. Евгений Арбенин из пьесы «Маскарада» (1835г.) и Григорий Печорин из романа «Героя нашего времени» (18) – «мстители» зрелого творчества Михаила Юрьевича. Их месть выступает как личный протест героя против обыденности и пошлости, «где преступленья лишь да казни». В «Маскараде» Арбенин мстит своей жене не за измену, а за ложь, в которой он её подозревает:

«Я вырву у неё признанье

Угрозой, страхом. Я ей отомщу,

Как прежде мстил – без состраданья». [3, с. 40]

Но в том, что герой мстит Нине, заключается и месть «света», который не простил Арбенину его счастливой семейной жизни. «Свет» казнит Нину руками Евгения, а затем и его самого: «гордый ум» Арбенина сломлен. Всё, чем жил герой до встречи с женой, восстает против него: князь Звездич обманывает мужей так же, как Арбенин; Неизвестный мстит Арбенину за то, что он разорил его за карточным столом и на все просьбы засмеялся. В конце концов, Евгений Арбенин остается в одиночестве: «Они все чужды мне, и я им всем чужой».

Лермонтов осуждает саморазрушительный эгоизм героя. Автор вершит суд над мстителем самой действительностью, ее объективными законами. В последние годы жизни Лермонтов сильно заинтересован темой возмездия, которое грозит герою-индивидуалисту.

Таким образом, мы можем утверждать, что тема мести и возмездия была одной из основных тем творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. В своих произведениях он смог отобразить месть героев с непохожей судьбой, чувствами, но что объединяло их, так это одиночество.

 

Список литературы:

  1. Дивильковский Э. Panto предвидит всё, или некоторые таинства природы // Природа и человек. – 2006. – № 1.
  2. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М.: Азбука, 2016. – 512 с.
  3. Лермонтов М. Ю. Маскарад. – М.: Азбука-Классика, 2014. – 192 с.
  4. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. Поэмы и повести в стихах. – М.; Л.: Academia, 1935.
  5. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Поэмы. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980.
  6. Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. Т. 2. Стихотворения, 1832-1841. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
  7. Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. Т. 3. Поэмы, 1828-1834. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955.
  8. Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. Т. 4. Поэмы, 1835-1841. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955.
  9. Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. Т. 6. Проза, письма. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

Оставить комментарий