Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(179)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В АВТОРСКИХ СКАЗКАХ
Авторская (литературная) сказка – авторское художественное произведение эпического жанра, ориентированное на вымысел и фантастическое для решения морально-этических проблем, в котором происходят чудесные приключения традиционных сказочных персонажей и придуманных автором героев; может быть создано в прозе, стихах или драматургии.
Фольклорные традиции — это особое мировоззрение, которое выражает особенности и отражает нравственные нормы и ценности нации. Фольклорные традиции нередко проявляются в произведениях разнообразных жанров. В процессе создания писатели могут вкладывать фольклорные нормы в свои произведения. Основываясь на народных сказках, литературная сказка содержит в себе фольклорные традиции, изучение которых помогает лучше понять народные корни авторской сказки и русскую национальную культуру. Фольклорные традиции литературной сказки проявляются в пяти аспектах.
Во-первых, во многих авторских сказках вводятся традиционные для фольклора образы-персонажи. Литературная сказка может заимствовать у народной систему образов. Обязательно существуют строго положительные и отрицательные персонажи, их помощники: положительность Василисы Премудрой и отрицательность Бабы-Яги не вызывают сомнений у читателей. Обязательно и противостояние добрых и злых героев. Нередко в авторские сказки из народных заимствуются царь, хитрый министр (подданный царя), прекрасная царевна, непутевый герой, волшебные герои, говорящие животные, злая мачеха, солдат, богач и бедняк и другие. Также в авторских сказках нередко упоминаются волшебные вещи: волшебное зеркало, ковер-самолет, сапоги-скороходы, молодильное яблоко и другие.
Во-вторых, авторы литературных сказок предпочитают употреблять неопределенное, фантастическое пространство и время. Например, у А.С. Пушкина действие сказки происходит "в неком тридевятом царстве"," в тридесятом государстве". Кроме того, можно выделить выражения неопределенности: много-много лет назад, далеко-далеко, в большой городе, в некотором царстве, на берегу моря — никаких конкретных определений в сказках не используется, но в современных сатирических авторских сказках могут быть намеки на определенные события, места и временные периоды.
В-третьих, во многих авторских сказках применяют фольклорные формы зачина и концовки, также употребляются эпитеты и средства поэтической речи. Например, в сказке Л. Филатова: "Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец". [1] У Дмитрия Быкова в сказке "Колобок" используется другой фольклорный зачин: "жил был дед и баба, ели кашу и с молоком". [2]
Кроме того, в авторских сказках существуют повторы, которые используются для развития сюжета. Троекратные повторы являются самым обычным примером: в «Сказе про Федота-стрельца, удалого молодца» царь трижды пытался сгубить Федота, генерал трижды приходил к Бабе-Яге за помощью. Также встречаются другие повторы: три собаки, три желания. Троекратное повторение является традиционным приемом для фольклорных произведений, а также встречается в авторских сказках.
В-пятых, авторы нередко прибегают в своих сказках к фольклорным мотивам и сюжетным поворотам: у главного героя необычное происхождение, разрешить проблему помогают волшебные помощники, главному герою поручают невыполнимые задания, врагам помогают злые силы и другие.
Все это указывает на связь авторской сказки с фольклорной и определяет фольклорные традиции в авторских сказках.
Список литературы:
- Филатов. Л.А. Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца. Юность, 1987, с.1.
- Быков. Д.Л. Новые русские сказки. Изд-во:Амфора, 2006, с.41.
Оставить комментарий