Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(174)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Червоненко Е.О. ВЛИЯНИЕ «СЕМИСТРУНКИ» НА РУССКИЙ СТИЛЬ ИГРЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 4(174). URL: https://sibac.info/journal/student/174/240711 (дата обращения: 14.08.2022).

ВЛИЯНИЕ «СЕМИСТРУНКИ» НА РУССКИЙ СТИЛЬ ИГРЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ

Червоненко Екатерина Олеговна

магистрант, кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования, Алтайский Государственный Институт Культуры,

РФ, г. Барнаул

THE INFLUENCE OF THE "SEVEN-STRING" ON THE RUSSIAN STYLE OF PLAYING THE CLASSICAL GUITAR

 

Ekaterina Chervonenko

undergraduate, Department of folk instruments and orchestral conducting, Altay State Institute of Culture,

Russia, Barnaul

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена влиянию русского искусства семиструнной гитары на шестиструнную. Главное достоинство семиструнной гитары – это её мелодическая природа. В основной части раскрывается понятие русского стиля, говорится об основателях и некоторых штрихах/приемах игры на гитаре.  Целью данной статьи является раскрытие понятия русского стиля.

ABSTRACT

The article is devoted to the influence of the Russian art of the seven-stringed guitar on the six-stringed one. The main advantage of the seven-string guitar is its melodic nature. The main part reveals the concept of the Russian style, talks about the founders and some strokes / techniques of playing the guitar. The purpose of this article is to reveal the concept of the Russian style.

 

Ключевые слова: русский стиль, классическая гитара, семиструнная гитара, Сергей Руднев.

Keywords: Russian style, classical guitar, seven-string guitar, Sergey Rudnev.

 

В 19 в. в России школа игры на гитаре была только на этапе формирования, в то время, как в Европе она была уже самостоятельным солирующим инструментом. Основными отличиями русской гитары от европейской стало наличие струн, а также различие в настройке инструмента. В России была наша семиструнная гитара, а в Европе шестиструнная. Влияние «семиструнки» во многом определяет русский стиль. Строй, конструкция инструмента, штрихи и приемы игры являются одним из важных принципов для русского стиля игры.

Что такое Русский стиль игры на классической гитаре? Это стиль, в котором игра должна быть простой, мелодичной, протяжной, гитара должна «петь» [2]. Используются штрихи и приемы игры семиструнной гитары. Например, штрих легато, портаменто, вибрато – важные составляющие исполнения русских народных песен. Арпеджио нужно сыграть так, чтобы была педаль при звучании. Необходимо выработать чистый тон игры, он также очень важен. В стиле ярко выражаются форте или пиано (лиричная игра). Русского человека всегда характеризовали крайности. Крайности характера, если форте, то должно быть два форте и т.д. [2]. Русская песня возвысила семиструнную гитару, и она была основным источником для музыканта. Глиссандо напоминало мелодию песни, протяжность голоса. Принцип строя инструмента представлял собой педализированную игру. Всё это влияет на исполнение в русском стиле на классической шестиструнной гитаре. В наше время уровень мастерства на гитаре находится на высоком уровне. Благодаря тому, что сейчас всё есть на интернет-ресурсах: информация о гитаре, стилях игры, методиках преподавания, учебные пособия, в которых подробно описано становление гитары и о ее основателях.

Основу стиля игры заложил семиструнник С. Аксенов, который использовал материал русских народных песен. Признаком русской манеры игры стал способ изложения мелодии на одной струне с использованием глиссандо и портаменто у С. Аксенова. Он первым стал играть сложными флажолетами, подражая музыкальным инструментам. Позднее свой принцип игры он передаст М. Высоцкому, а М. Высоцкий своему ученику А. Ветрову [3].

Есть много представителей, которые внесли свой вклад в национальную русскую школу. В настоящее время это С. Руднев. Гитарист, композитор, делает великолепные аранжировки и переложения для гитары. Сделал много для возрождения именно русской гитарной школы. Использует в своих аранжировках элементы разных стилей, например, фингерстайла и т.д. Есть методическое пособие, в котором затрагивает подробно данную тему. Для передачи русского стиля используются разные приемы игры: портаменто, легато, тремоляндо [1].

Чтобы исполнить обработку русской народной песни С. Руднева или С. Орехова, то основы и знания русского стиля обязательно пригодятся. Классическая гитара может звучать по-разному. Может звучать в стиле классики, старинной музыки, русском стиле и т.д. Зависит от того, какими приемами, штрихами, звукоизвлечением хочет передать музыку исполнитель. Звукоизобразительность направлена прежде всего на создание определенного образа в пьесе. Исполнителям в русском стиле характерно бережное отношение и любовь к отечественной культуре, а также уважение к своим национальным традициям, без понимания которых становится невозможным говорить о русском национальном исполнительстве вообще.

 

Список литературы:

  1. Руднев, С. Русский стиль игры на классической гитаре: Методическое пособие, Тула: Издательский дом «Ясная Поляна», 2002. – С. 208.
  2. Видео-материал, интервью С. Руднева, [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DOLBSyFRLa0 (дата обращения 21.09.2021г.)
  3. Финкельштейн Ю.А. Особенности сочинений для гитары Сергея Руднева. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(3):176.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом