Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(171)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Гаврилюк А.С. К ВОПРОСУ ОБ ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171). URL: https://sibac.info/journal/student/171/237699 (дата обращения: 29.12.2024).

К ВОПРОСУ ОБ ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ

Гаврилюк Анна Сергеевна

студент, кафедра филологического образования, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета,

РФ, г. Тобольск

Выхрыстюк Маргарита Степановна

научный руководитель,

д-р филол. наук, проф., кафедра филологического образования, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета,

РФ, г. Тобольск

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE MYTHOLOGICAL SCHOOL IN RUSSIA

 

Anna Gavrilyuk

Student, Department of philological education, D.I. Mendeleev Tobolsk pedagogical Institute (branch) Of the «Tyumen state University»

Russia, Tobolsk

Margarita Vyhrystyuk

scientific supervisor, Doctor of Philology, Professor, Department of philological education, D.I. Mendeleev Tobolsk pedagogical Institute (branch) Of the «Tyumen state University»

Russia, Tobolsk

 

АННОТАЦИЯ

Исследование эпистолярного наследия, имеет огромное значение для полного понимания состояния русского языка. Анализу подвергались композиции деловых, частных и электронных писем.

ABSTRACT

The study of the epistolary heritage is of great importance for a complete understanding of the state of the Russian language. Compositions of business, private and e-mails were analyzed.

 

Ключевые слова: эпистолярный жанр, письмо, наследие, переписка, композиция письма.

Keywords: epistolary genre, writing, heritage, correspondence, composition of writing.

 

Эпистолярный жанр, в переводе с греческого языка, обозначает письмо, послание. Название данного жанра восходит к греческому слову epistole, которое означит текст, имеющий форму письма или открытки, посылаемый адресату для сообщения некоторых сведений. На данный момент письмо является жанром литературного произведения, разновидностью романа, в котором повествование преподносится читателю в форме переписки нескольких героев. Не стоит путать эпистолярный жанр и дневниковые записи, т. к. первый характеризуется обязательным наличием адресата и получателя письма, а для второго это совсем не характерно.

Необходимость прочесть письмо, понять его смысл была в каждую эпоху. В древности виды писем были отличны от тех, которые сейчас привычны нам. Например, узелковое письмо или письма в картинках.

В античных эпистолярных теориях письмо называли диалогом без собеседника, однако подчеркивали отличие письма как письменной формы речи от речи разговорной: «письмо нуждается в более тщательной обработке, чем диалог: ведь диалог подражает речи, сказанной без подготовки, экспромтом, письмо же пишется и посылается как подарок» [1, с. 79]. На Руси письмо появилось во многом благодаря принятию христианства и Священного Писания. Слово воспринималось, как то, что исходит от Бога, поэтому у многих литературных памятников автор не известен. Также стоит отметить, что письменный язык отличен от разговорного. Если при разговоре использовались просторечные слова, то в письменном варианте это считалось недопустимым. Письмами в то время обменивались чаще всего главы государств. В европейской литературе одним из первых представителем данного жанра можно назвать сборник любовных посланий «Португальские письма» Габриэля Жозефа Гийерага 1669 г.

Сенека, Грозный, Карамзин, Пушкин, Тургенев, Достоевский, Чехов, Блок, Горький… Но разве все эти люди писали не принципиально разные письма? Одни изначально предназначались для публики, другие были личным, но всё-таки чёткой границы между ними нет.

Стоит отметить, что знаменитые писатели могли публиковать некоторые из своих личных переписок в качестве литературных произведений, письмо опубликованное становится собственностью не одного лица или группы приблеженных, а достоянием общественности, массовой аудитории. Вспомним хотя бы фрагменты писем Николая Васильевича Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Так же стоит упомянуть про часто звучащие в литературных кружках письма Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, которые читались как художественные произведения, так как публикация письма – это уже не частная переписка между людьми, а достояние общества. Именно благодаря таким, сохранившимся до нашего времени, письмам мы можем узнать больше об эпохе в которой жили такие великие люди, узнать об их быте, их языке.

«Письмо изобретены для сообщения мыслей своих отсутствующим», – говорится в «Новом и полном письмовнике, или всеобщем секретаре, содержащим в себе письмо: известительные, советы подающие, обличительные…Они (письма) служат вместо изустного разговора и как бы пред глаза представляют людей, удаленных друг от друга. Искусство писать письмо есть способ, которым почти все связи в обществе содержатся» 1829 г. [2, с. 85].

На данный момент в современном языкознании можно выделить несколько основных взглядов на статус эпистолярия:

1) функциональный стиль. Основные представители: Г.О. Винокур, К.А. Долинин, А.И. Ефимов, О.Б. Сиротинина, О.Н. Седова, Л.В. Щерба;

2) специфический жанр, понимаемый как разновидность функционального стиля. Основные представители: М.Н. Кожина, Д.Э. Розенталь, И.Р. Гальперин, Л.В. Нижникова;

3) синтез различных стилей и жанров. Основные представители: Е.И.Прохоров, Н. Степанов;

4) речевой жанр. Основные представители: Н.И. Белунова, Л.Е. Тулеина, Т.В. Матвеева;

Важным будет напомнить о главных терминах, сопровождающих всякое письмо: адресант – отправитель, тот, кто оправляет письмо, адресат – получатель, тот, кому адресовано письмо.

Деловые письма имеют адресатом должностное лицо, они являются средством общения государств, учреждений или предприятий, адресат и адресант выступают в роли юридических лиц. Для составления такого вида письма существует множество инструкций и справочников. В современных пособиях по составлению писем обычно ограничиваются рассмотрением лишь деловой переписки.

К видам делового письма можно отнести: письмо-подтверждение, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-претензия, письмо-отказ, письмо-извинение, гарантийное письмо, рекомендательно письмо. Для такого вида письма характерны: убедительность, строгая последовательность, информативность.

Письма, главной отличительной (от делового стиля) чертой которых является отсутствие строгой структуры, называются частными или личными. Они уже не такие стандартизированные, но в них по-прежнему важны такие качества, как вежливость и доброе отношение к адресату, также характерны: эмоциональность и непринужденность.

К видам личного письма можно отнести: благодарственное письмо, письмо с соболезнованиями, письмо – приглашение, поздравительное письмо.

Стандартная, чаще всего употребляемая, композиция письма:

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо, дата и местонахождение отправителя.

2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

На данный момент, в эпоху цифровизации, большей популярностью пользуется электронное письмо. У такого письма композиция чаще всего отсутствует. Основная особенность построения электронного письма - это то, что письмо не цельное, оно пишется в виде диалога между собеседниками.

 

Список литературы:

  1. Белунова Н.И. Категория речевого общения и особенности ее реализации в тексте дружеского письмо (но материале писем творческой интеллигенции конца 19 – начала 20 в.) // Филологические науки. 1998. № 2. С.79. [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-integratsii-i-osobennosti-ee-realizatsii-v-tekste-druzheskogo-pisma-na-materiale-pisem-tvorcheskoy-intelligentsii-kontsa-xix/viewer (дата обращения: 09.10.2021).
  2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: Наука, 2001. 480 с.

Оставить комментарий