Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(171)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Фадеева Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171). URL: https://sibac.info/journal/student/171/236790 (дата обращения: 08.05.2024).

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Фадеева Екатерина Александровна

студент, кафедра педагогики, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

РФ, г. Владимир

Юдина Анна Михайловна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

РФ, г. Владимир

FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF TEENAGERS IN LITERATURE LESSONS

 

Ekaterina Fadeeva

Student, Department of Pedagogy, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov,

Russia, Vladimir

Anna Yudina

Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov

Russia, Vladimir

 

АННОТАЦИЯ

В исследовании представлен анализ понятия «цифровая культура подростков». Дается оценка возможности её формирования на уроках литературы посредством интерпретации художественных текстов и киберсмыслов. Рассмотрены перспективы конструирования учебного занятия на материалах произведения Джорджа Оруэлла «1984», которое синтезирует в своей структуре жанры научной и социальной фантастики, а также антиутопии.

ABSTRACT

The study presents an analysis of the concept of "digital culture of adolescents". The assessment of the possibility of its formation in literature lessons through the interpretation of literary texts and cybersense is given. The prospects of designing an educational lesson based on the materials of George Orwell's work "1984", which synthesizes the genres of science and social fiction, as well as dystopia in its structure, are considered.

 

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникативная культура, подростки, средняя школа, фантастика.

Key words: digitalization, information and communication culture, teenagers, high school, fiction.

 

Внедрение цифровых технологий на современном этапе развития общества - глобализационный процесс, характеризующийся непрерывной поступательностью, проникновением во все сферы жизни. Так, данное явление затрагивает и образовательную структуру, в частности – школьное образование. Школы, согласно ФГОС, должны проводить ознакомление учеников с новыми технологиями, их возможностями и преимуществами [2, с. 414].

В настоящее время активно ведутся дискуссии о положительных и отрицательных качествах цифровизации образования и жизни в целом. Мы разделяем мнение исследователя О.Л. Панченко: цифровизация не только предоставляет технологические преимущества, но и порождает различные психологические риски, способные привести к дезадаптации личности. Исследователь подчеркивает, что в складывающейся ситуации ухода в виртуальную реальность необходимо формирование психологической безопасности пользователя [7, с. 116]

Цифровизация жизни в целом может повлечь за собой не только утрату каких-либо навыков общения, способностей к определенным мыслительным операциям, но и трансформацию возможностей мышления. Исследователь А.Л. Крайнов указывает, что развитие информационного общества обладает потенциальной возможностью приведения человечества к цифровой неопределенности. Это является судьбой социума, практически во всех осуществляемых действиях полагающегося на новые технологии, упрощающие различные предпринимаемые его представителями операции [3, с. 75-76].

А.Л. Крайнов также анализирует возможные последствия создания искусственного интеллекта, что, как известно, будет являться «апогеем развития ИТ-сферы». Поднимается актуальная в наши дни проблема определения степени свободы личности в цифровом пространстве, а также адаптированности человека к виртульной реальности [3, с. 75].

В рамках этого вопроса нужно отметить необходимость развития информационно-коммуникативной (а именно – цифровой) культуры личности, в частности – подростка. Под термином «информационно-коммуникативная культура» понимается «осознанная форма коммуникации, способность к онтологическому анализу... действительных явлений социокультурной среды в условиях неопределенности» [9, с. 152-153]. Данное понятие включает в себя идею необходимости формирования у человека определенных навыков к поиску истины, в т.ч. посредством использования ИКТ [9, с. 152-153].

Особенно важно формирование цифровой культуры у школьников подросткового возраста. Об указанном периоде развития индивидуума как о критическом этапе, который характеризуется особым мировоззрением, оппозицией, несформированными ценностями, сниженным уровнем социальной ответственности писал Л.С. Выготский: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен» [1, с. 63].

Одним из достаточно функциональных способов ознакомления учеников с различными культурными феноменами является анализ художественных произведений на уроках литературы. Однако при наличии значительного количества социокультурных кодов необходимо выработанное умение к их дешифрированию. Литература содержит в себе обширный материал, который может иметь разнообразные интерпретации в цифровой и социокультурной среде. Указанный вид деятельности оказывает достаточно сильное трасформационное влияние на личностное развитие школьников, формирует особое мышление, которое сочетает в себе не только логику, но и «образность мыслей» [5, с. 212].

Рассматриваемое нами произведение известного английского писателя Джорджа Оруэлла имеет огромный педагогический потенциал, т.к. одним из основополагающих вопросов, поднимаемых автором, является вопрос о формировании социального и личностного смысла. Роман особо актуален в плане создания и развития цифровой культуры подростков (обучающихся 9-11 классов), что, как было указано ранее, на современном этапе существования человечества достаточно востребовано.

В произведении описано государство, подчиняющее себе каждого живущего в нем человека и имеющее лозунги, обладающие широкой перспективой интерпретации читателями: «ВОЙНА – ЭТО МИР. СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО. НЕЗНАНИЕ – ЭТО СИЛА» [6, с. 8]. Подчинение личности происходит не только на уровне внешних факторов, но и на уровне мыслей, чувств, т.е. явлений, определяемых психологическими категориями.

Повествование начинается с описания жизни одного из членов Партии – Уинстона Смита. Читатель осознает истинное отношение героя к существующему политическому строю. На восприятие Смита негативно влияют многочисленные информационные раздражители: сотни плакатов с надписью «БОЛЬШОЙ БРАТ СМОТРИТ ЗА ТОБОЙ», постоянная декламация лозунгов партии, слежка за каждым человеком с помощью находящихся в квартирах телеэкранов и т.д. Смит решается на философский, мировоззренческий бунт, он совершает «мыслепреступление» - начинает вести дневник, что дается ему весьма трудно не только морально, но и физически, ведь «Уинстон не привык писать от руки» [6, с. 11].

На данном этапе развития сюжета нами подразумевается осознание подростком силы и опасности создаваемой однообразности жизни, трансформации мышления личности с целью контроля и подчинения. Информационные технологии, на первый взгляд, играют в повествовании малую роль, однако телеэкраны-шпионы как определенного рода информационные раздражители оказывают огромное влияние на членов Партии. Необходимо заметить, что на современном этапе развития общества «контент информационных ресурсов ... демонстрирует типизированность, однородность, клишированность интересов пользователей» [9, с. 152], что как раз таки и создает подобную схематичность жизни, способную трансформировать восприятие индивидуума, провоцировать психологическую опасность. Интерпретация подобных ситуаций подростками приводит к переосмыслению понятия клипового мышления, самостоятельному выделению отрицательной стороны указанного умения человека работать одновременно с несколькими источниками методом «выхватывания» более ярких образов [4, с. 43-44].

Далее Уинстон Смит продолжает борьбу за свободу  мышления человека, однако вскоре бунт приводит его в камеры пыток. После долгих мучений герой вынужден сдаться. Смита подчинили путем психологического влияния, как и говорил О'Брайен («Ты должен полюбить Большого Брата. Подчиниться ему недостаточно – нужно полюбить его» [6, с. 317]).

Таким образом, сюжет данного романа несет в себе идею огромнейшей опасности типизированности жизни и, следственно, трансформации мышления его представителей. Внедрение ИКТ во все сферы общества способно повлечь за собой описанные автором романа негативные последствия. Интерпретация подростками данного произведения приводит к пониманию ими факта необходимости формирования цифровой культуры, осознанности в процессах работы с новыми технологиями, а также желательности изучения условий получения истинной пользы от цифровизации жизни.

Однако стоит отметить, что процесс формирования данного типа культуры подростков необходимо выстраивать не только на понятном для школьников материале, но (что особенно важно) и на уровне определенного вида их деятельности. Чтение художественных текстов, развитие навыков интерпретации материала, анализ примеров, кейсы представляют собой описываемое деятельностное поле для обучающихся.

Существующий в настоящее время и активно развивающийся цифровой мир переполнен явлениями, не имеющими аналогов в реальной действительности. Этот фактор доказывает, что включение в учебно-воспитательную работу художественных произведений, затрагивающих проблемы цифровизации, особенно важно как на уроках литературы, так и в области внеклассного блока работы. Подобная деятельность инициирует возможность применения метода квеста в рамках введённого А.М. Юдиной симулякративного подхода для изменения интерпретации киберсмыслов на материалах литературных текстов жанра фантастики [9, с. 60-68].

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. – СПб: Питер, 2021. – 224 с.
  2. Григорьев А.В. Социальные риски цифровизации школьного об разования // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы IV Междунар. науч. конф. Красноярск, 6–9 октября 2020 г.: в 2ч. Ч.2. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. С. 414–419.
  3. Крайнов А.Л. Цифровой тоталитаризм как следствие развития информационного общества // Философия и культура информационного общества: тезисы докладов седьмой международной научно-практической конференции: в 2-х частях. СПб., 2019. С. 74–76.
  4. Макарова И.А. Воспитание в эпоху цифровизации // Известия ВГПУ. 2021. С. 41-46.
  5. Никонова Н.И., Захарова Л.С. Воспитательный потенциал уроков литературы: сопоставительный метод // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 212-214.
  6. Оруэлл Д. 1984/ Джордж Оруэлл [перевод с английского  Д. Шепелева]. – Москва: Эксмо, 2021. – 352 с.
  7. Панченко О.Л. Риски адаптации личности в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2021. №1 (66). С. 113-118.
  8. Фортова Л.К., Юдина А.М. Современные подходы к исследованию информационно-коммуникативной культуры студентов: монография. Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». – Владимир: ООО «Шерлок-пресс», 2021. – 80 с.
  9. Юдина А.М. Виртуализация информационно-коммуникативной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 152-153.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.