Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(168)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПОНЯТИЕ ПРИКОСНОВЕННОСТИ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ И ВОПРОСЫ ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
В рамках данной статьи исследуются общие аспекты понимания категории «прикосновенность к преступлению» и вопросы законодательного регулирования прикосновенности к преступлению. Формулируется вывод о необходимости расширения нормативной регламентации института прикосновенности к преступлению посредством включения соответствующих предписаний в Общую часть УК РФ.
ABSTRACT
The article studies general aspects of understanding the category «touching a crime». The conclusion is based on the need to fi x the provisions on involvement in the crime in the General part of the Criminal Code of the Russian Federation.
Ключевые слова: уголовное право, прикосновенность, преступление, прикосновенность к преступлению, понятие прикосновенности к преступлению, признаки прикосновенности к преступлению.
Keywords: criminal law, touching, crime, the concept of touching a crime, signs of touching the crime.
Прикосновенность к преступлению является острой проблемой современного мира, так как она дает хорошую почву для существования латентной преступности, мешает поиску виновных в совершении преступлений, стимулирует их дальнейшую преступную активность и преступную активность.
Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2020 год говорят о том, что самой распространенной формой прикосновенности к преступлению является попустительство. Количество осужденных по ст. 285 УК РФ за 2020 год составляет 245 человек.
Существует несколько подходов к определению понятия «прикосновенность к преступлению» и единой дефиниции на данный промежуток времени не выработано.
Многие исследователи предлагают свое авторское понятие данного термина. Для масштабного изучения данного вопроса важно исследовать различные взгляды на данный вопрос, выявить общие черты и отметить существенные различия.
Можно отметить, что общей чертой всех определений является то, что почти все исследователи не считают прикосновенность к преступлению соучастием в преступлении.
При этом основное отличие имеющихся доктринальных дефиниций прикосновенности к преступлению заключается в понимании ее связи с предикатным преступлением. С учетом этого критерия можно выделить два основных подхода к определению прикосновенности.
Представители первого подхода описывают прикосновенность к преступлению как деяние, связанное с преступлением другого лица (предикатным преступлением), но не находящееся с ним в причинно- следственной связи.
А.С. Рудюк полагает, что «вторичное преступление, образующее прикосновенность, никак не обусловливает наступление общественно опасного последствия основного преступления, поэтому не находится в причинно-следственной связи с преступным результатом основного преступления, совершенного другим лицом». Этим прикосновенность принципиально отличается от соучастия, при котором деяния всех соучастников причинно связаны с общим для них преступным результатом. Таким образом, прикосновенность к преступлению – это совершение лицом умышленного преступления в связи с преступлением, совершенным другим лицом, но при отсутствии с ним причинно- следственной связи». [6, с. 257]
Данный подход к определению прикосновенности к преступлению также имеет недостатки. Дело в том, что он существенно ограничивает, сужает круг проявлений прикосновенности к преступлению.
Примерно также рассуждает и Ю.А. Клименко, с позиции которого «прикосновенность – это вид преступного поведения, посягающий на установленный порядок осуществления уголовного судопроизводства (правосудия по уголовным делам) путем сокрытия всевозможных следов и плодов преступления». [3, с. 166]
Достоинство этого подхода к определению прикосновенности к преступлению заключается в том, что он акцентирует внимание на ее функциональной связи с предикатным преступлением, показывает общественную опасность прикосновенности, раскрывает социальные предпосылки ее криминализации. Большинство проявлений прикосновенности к преступлению, действительно, препятствует применению мер уголовно-правового воздействия к лицу, совершившему предикатное преступление. Именно в этом заключается общественная опасность укрывательства преступления, несообщения о преступлении, легализации преступных доходов; именно по этой причине законодатель криминализовал соответствующие деяния. [5, с. 213]
Л.Д. Гаухман также формулирует авторское определение данного понятия. Он полагается что прикосновенность к преступлению можно отнести к наказуемой причастности к преступлению, которая не находится с ним в причинной связи. [1, с. 102]
Поэтому, проанализировав различные подходы к определению прикосновенности к преступлению, можно сформулировать наиболее точной
и ёмкое определение, которое будет отражать его основную сущность.
Итак, под прикосновенностью понимается согласованное умышленное совершение прикосновенного преступления, обусловленное совершением умышленного преступления другим лицом (лицами) в отсутствие признаков совокупности преступлений и отсутствия соучастия в совершении основного и прикосновенного преступления.
Прикосновенность к преступлению имеет различные проявления, при этом законодательные подходы к их регламентации не отличаются стабильностью, о чем наглядно свидетельствует опыт реформирования отечественного уголовного законодательства. Перманентные изменения нормативных основ уголовно-правового противодействия прикосновенности актуализируют существующие и неизбежно порождают новые проблемы квалификации прикосновенных деяний. [2, с. 378]
Представители уголовно-правовой науки уже достаточно давно говорят о необходимости расширения нормативной регламентации института прикосновенности к преступлению посредством включения соответствующих предписаний в Общую часть УК РФ. Эти инициативы заслуживают поддержки, тем более что подобный исторический опыт в отечественном уголовном законодательстве имеется. [3, с. 48]
Представляется необходимым усовершенствовать Общую часть Уголовного кодекса Российской Федерации посредством добавление в него нормы, непосредственно регулирующую прикосновенность к преступлению. Предлагается ввести ст.17.1 УК РФ «Прикосновенность к преступлению», которая будет отражать понятие и признаки данного уголовно-правового явления.
Как известно, российское уголовное законодательство не только не содержит определения понятия прикосновенности к преступлению, но и даже не оперирует им. В то же время термин «прикосновенность к преступлению» получил широкое распространение в теории и практике уголовного права. Отсутствие единообразия в регламентации понятия прикосновенности преступления создает условия для возникновения неопределенности в праве, поэтому законодательное закрепление данной терминологии является важным и необходимым.
Список литературы:
- Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Центр ЮрИнфоР, 2003. — 612 с.
- Голубовский В. Ю. Уголовное право России. Общая и Особенная части. Учебник. — М.: Проспект. 2020. — 736 с.
- Дворжицкая М.А. Теоретические и практические аспекты прикосновенности к преступлению // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №10. С.48-55
- Клименко Ю.А. Несообщение о преступлении (статья 205.6 УК РФ): юридическая природа, соотношение с укрывательством и соучастием в терроризме // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 166.
- Козаченко И. Я. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов / И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 430 с.
- Рудюк А.С. Прикосновенность к преступлению: вопросы квалификации // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. – 2018. – Том 9. Выпуск 1(33). С. 257-260
Оставить комментарий