Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(168)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ И ЛОГОРИТМИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
INTERACTION OF MUSIC AND LOGORITHMICS ON SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Anastasia Melnikova
Student, socio - psychological faculty, Armavir State Pedagogical University,
Russia, Armavir
Irina Maslova
scientific adviser, lecturer, Armavir State Pedagogical University,
Russia, Armavir
АННОТАЦИЯ
В данной статье повествуется о значении взаимодействия музыки и логоритмики на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Важное значение приобретает влияние музыки на детей, ее роль в умственном, физическом, эстетическом воспитании.
ABSTRACT
This article describes the importance of the interaction of music and logo rhythmics on the development of speech in children with severe speech impairments. The influence of music on children, its role in mental, physical, and aesthetic education, is gaining great importance.
Ключевые слова: логоритмика, дети с тяжелыми нарушениями речи, музыка, упражнения.
Keywords: logo rhythmics, children with severe speech impairments, music, exercises.
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Для таких детей характерно значительное нарушение всех компонентов системы, недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, не организованы ритмично движения, снижена двигательная память, повышена двигательная истощаемость, а также снижено внимание. Преодоление нарушений речи достигается педагогическими методами, которые включают специальное обучение, коррекционно-воспитательные мероприятия, а также определенные нетрадиционный виды терапии, например, с помощью движений и музыки.
Логопедическая ритмика – это доступная и универсальная форма, которая направлена на коррекцию речевой и психомоторной функции детей. В работах отечественных исследователей (Г.А. Волкова, И.С. Лопухина, Н.В. Микляевой, Г.Р. Шашкиной и др.) доказано позитивное влияние музыкальных и логоритмических занятий в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и движений.
Таким образом, логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых различные движения взаимосвязаны с произнесением специального речевого материала. Метод заключается во включении речевого материала в двигательные задания, логопедическая ритмика, в свою очередь, направлена на качественный отбор речевого материала. Музыка сопровождает движение и является его руководящим началом [2, c.12].
Основными средствами логопедической ритмики принято считать ходьбу и маршировку в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения, которые регулируют мышечный тонус, упражнения, активизирующие внимание, счетные упражнения, способные формировать чувство музыкального размера, пение, ритмические упражнения, самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями, упражнение в игре на инструментах, игровая деятельность, упражнения для развития творческой инициативы [1, c. 86]. Взаимодействия данных средств могут быть различными.
Ходьба и маршировка являются вводными упражнениями. Вначале занятий эти упражнения дают определенную установку на разнообразный темп движения и речи, в следствии этого внимание детей направляют на инструктивную роль музыки. Ходьба является естественным видом движения и достаточно сложным по координации, включается в каждое занятие. Дети с нарушениями речи имеют расстройства координации движений во время ходьбы. Проведение таких занятий помогают детям учиться ориентироваться в пространстве, в маршировке спиной назад, к центру, в поворотах и т.п.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, часто сочетают с движениями рук, туловища и головы. Примером может служить длительное произнесение глухого звука и одновременное выполнение конкретных движений. После этого происходит замена глухого звука на гласные звуки, затем с сочетанием согласных, далее на выдохе произносятся слова и фразы.
Упражнения на развитие голоса сопровождаются музыкой или без нее. Воспитывается сила голоса в произношении гласных более громко или более тихо. От продолжительности выдоха зависит длительность звучания выразительности голоса. В качестве воспитания выразительности голоса проводят полезную процедуру под названием мелодекламация, которая заключается в чтении стихотворения с восклицательной, вопросительной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку. Дыхательные, голосовые, а также артикуляционные упражнения входят в систему подвижных игр, игр-драматизации, упражнений с пением, хлопками и счетом, ходьбы с замедлением. Большую пользу приносит пение вокализов, т.е. мелодии без слов: а, и, о, у. После этого поются гаммы и вводится еще один вид связного пения – это звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту, вверх или вниз – все это выравнивает его гибкость.
Пение является сложным процессом звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение – это метод, регулирующий дыхание, развивающий легкие и расширяющий грудную клетку, помогающий вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Большую роль на детей с разными нарушениями речи играют пение и движение на фоне музыки. Музыка и слово вырабатывают у детей чувство организованности. Мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами прекрасно подойдет для развития правильного певческого дыхания и звукообразования. Песни должны иметь медленный или средний темп, обладающий слитностью звучания. Текст песен должен быть насыщен большим количеством гласных и звонких согласных звуков, поскольку глухие согласные прекращают вокальную линию, а также не допускают правильное звукообразование и затрудняют обучение правильной певческой дикции. Таким образом, чем больше песни будут разнообразными, интересными по своему содержанию, тем богатый багаж музыкальных восприятий приобретет ребенок.
На логоритмических занятиях соблюдаются одни из главных педагогических принципов, а именно последовательность, поэтапное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение, характерное по возрасту звуков, увеличивается словарь детей [3, c.10].
Таким образом, координированная работа всех этих составляющих является залогом успешного проведения логоритмических занятий. Взаимосвязь речи с музыкой и движением обеспечивает развитие детских эмоций, мышечного аппарата, голосовых данных ребенка. У детей побуждается интерес к занятиям. Благодаря использованию логоритмики и музыки наблюдается положительная динамика речевого развития детей. Проведение логоритмических занятий с помощью музыкального сопровождения помогает нормализовать речевую деятельность ребенка независимо от вида речевого расстройства, формируют положительный эмоциональный настрой, а также учит взаимодействию со сверстниками.
Список литературы:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебное пособие для студентов пединститутов. – СПб., 2007. – 345 с.
- Зацепина М.Б. Музыкально воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 223 с.
- Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е.П. Раевская. – М., 1991.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи: учебное пособие для студентов. – М., 2005.
Оставить комментарий