Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(168)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Колокольцева А.В. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ЗНАНИЙ ОБ ОМОНИМАХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 40(168). URL: https://sibac.info/journal/student/168/233267 (дата обращения: 08.11.2024).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ЗНАНИЙ ОБ ОМОНИМАХ

Колокольцева Алла Владимировна

студент, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

DIDACTIC GAME AS A MEANS OF DEVELOPING SECOND GRADERS' KNOWLEDGE ABOUT HOMONYMS

 

Alla Kolokoltseva

student, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University,

Russia, Kirov

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблематика развития у второклассников знаний об омонимах через использование дидактических игр. Обогащение словарного запаса является одним из направлений развития речи в соответствии с программой по русскому языку. Применение в обучении уже известной для детей и очень интересной игровой деятельности должно давать безусловно положительные результаты, если содержание дидактических игр составит языковой материал, связанный с омонимами; при условии соблюдения всех требований к разработке и проведению дидактической игры. Методами исследования является анализ психолого-педагогических исследований, педагогический эксперимент и количественная и качественная обработка результатов исследования.

ABSTRACT

The article deals with the problems of the development of second-graders' knowledge about homonyms through the use of didactic games. Vocabulary enrichment is one of the directions of speech development in accordance with the Russian language program. The use of already known and very interesting game activities for children in teaching should certainly give positive results if the content of didactic games is language material related to homonyms; provided that all requirements for the development and conduct of a didactic game are met. The research methods are the analysis of psychological and pedagogical research, pedagogical experiment and quantitative and qualitative processing of research results.

 

Ключевые слова: омонимы, многозначные слова, дидактическая игра, языковая игра, диагностика.

Keywords: homonyms, polysemous words, didactic game, language game, diagnostics

 

Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования. Языковое образование младших школьников способствует овладению нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими), правилами речевого этикета, позволяет ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, а также выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Формирование, применение и сохранение знаний, умений и навыков возможно только в тесной взаимосвязи деятельности педагога и активными действиями самих учащихся.

Одним из способов стимулирования интереса к учебному предмету у младших школьников является дидактическая игра, которая способствует развитию фонематического восприятия слова и орфографической зоркости, обогащает ребенка новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, в результате чего у детей появляется интерес к предмету.

Теоретико-методическими основами исследования являются труды ученых в области  психологии и педагогики :  В. С. Юркевич, В. Роменец, Л. В. Попова, В. И. Панов, С. М. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, И. Л. Волков, Т. И. Гончарова, Е. М. Ильин  и другие.

Омонимия — это звуковое совпадение различных по значению языковых единиц, считается универсальным явлением, так как она наблюдается во всех языках мира. Различные источники дают практически равнозначные трактовки и сводятся к тому, что омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Омонимия — явление сложное и многогранное. В зависимости от характера звуковых совпадений и степени их полноты среди омонимов выделяют: лексические омонимы и стилистические омонимы (омофоны, омоформы и омографы.

Возникновение в языке омонимов — процесс достаточно сложный и длительный, особенно когда происходит разрыв, расхождение значений многозначного слова. Сложность заключается в том, что утрата общих элементов смысла происходит постепенно, вследствие чего трудно найти грань между завершившимся и незавершившимся процессом распада значений. Именно поэтому значения одного и того же слова в разных словарях могут квалифицироваться то как явление полисемии, то как явление омонимии. Проблема разграничения явлений омонимии и полисемии «упирается в конечном счете в вопрос о том, насколько точны имеющиеся в нашем распоряжении описания лексических значений».

Изучение омонимов начинается еще в дошкольном возрасте и активно продолжается в младшем школьном возрасте. При первичном ознакомлении с омонимами педагог может использовать картинки букваря, на которых они изображены, и, называя изображенные предметы одним и тем же словом, дети убеждаются в том, что разные предметы могут иметь одинаковое название.  Современная педагогика основным средством обучения младших школьников русскому языку видит учебно-методические комплексы.

Сравнивая учебно-методические комплексы, рекомендованные к применению в начальной школе при изучении омонимов, приходим к выводу о том, что в УМК «Школа России» и «Перспектива» работа по изучению многозначности слов начинается с первого класса и продолжается на протяжении всего начального обучения в школе, тогда как в УМК «Гармония» школьники работают с многозначными словами, но само понятие вводится в 4 классе, а в УМК «Начальная школа 21 века» практически начинается во 2 классе и заканчивается в 3 классе. Авторы всех УМК придерживаются одного алгоритма работы, но УМК «Школа России» имеет преимущество в самой подачи тем, поскольку изучение проходит наиболее конкретно, последовательно, учащиеся в ходе анализа приходят к пониманию сути многозначности и омонимии.

В 1-4 классах ученики не однократно имеют возможность встретиться с омонимами, однако в силу возраста, интересов и уровня развития не имеют возможности ознакомления в достаточном объеме с разнообразием многозначных слов и омонимами. Чтобы расширить представление школьников о явлении омонимии, учитель может предложить им различные дидактические игры  и упражнения.

Научная литература по философии, психологии и педагогике определяет понятие «игра» и «игровая деятельность» по-разному. Несмотря на противоречивость определений, феномен игры на протяжении всей истории человечества привлекал к себе внимание выдающихся мыслителей, философов, педагогов, социологов, психологов.

Дидактическая игра - это практическое групповое упражнение по выработке оптимальных решений, применению методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальную обстановку. Это один из важных в педагогической практике и теории средств для расширения, углубление и закрепление знаний [1].

Сложным вопросом в теории дидактических игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята, однако, можно принять во внимание исследования по систематизации дидактических игр А.А. Сторярова, С.А. Шмакова, Г.В. Козловой, З.А. Михайловой, К. Жикалкиной, Л.К.Чилингировой и Б.С. Спиридиновой, которые рассматривают игры во всем своем многообразии признаков, функций, задач, целей и прочим показателям (таблица 1).

Таблица 1

Классификация дидактических игр

№ п/п

Признак классификации

Классификация дидактических игр

1

Дидактическая задача игры

а) на подготовку к изучению нового материала;

б) на изучение нового материала;

в) на закрепление изученного материала.

2

Вид деятельности

а) физические;

б) интеллектуальные,

в) трудовые,

г) социальные,

д) психологические;

3

Форма организации игры.

а) общеклассные;

б) групповые;

в) индивидуальные.

4

Реализация содержания программ

а) сравнение предметов;

б) ориентировка в пространстве;

в) формирование временных представлений;

г) сравнение численности предметов;

д) счет предметов, усвоение последовательности чисел в натуральном ряду.

5

Структура.

а) сюжетно- ролевые;

б) игры-упражнения.

6

По характеру игровой методики.

а) словесные;

б) наглядные:

- игры с демонстрационным и раздаточным материалом;

- игры с различными игрушками;

-игры- инсценировки.

7

Характер познавательной деятельности.

а) требующие исполнительской деятельности;

б) требующие воспроизводящей деятельности;

в) игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей;

г) игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

8

По характеру педагогического процесса

а) тренировочные (образовательные, контролирующие, обобщающие),

б) познавательные (развивающие, воспитательные)

9

По игровой среде

а) уличные,

б) компьютерные,

в) комнатные (настольные),

г) игры с предметами и без, с разными способами перестановки

10

По характеру игровых действий

а) Игры - путешествия;

б) Игры - поручения;

в) Игры - предположения;

г) Игры - загадки;

д) Игры - беседы (игры-диалоги);

е) подвижно-дидактические игры

11.

По содержанию

а) математические;

б) сенсорные;

в) речевые;

г) музыкальные;

д) природоведческие;

е) для ознакомления с окружающим миром;

ж) по изобразительной деятельности

 

Языковые дидактические игры проводятся на материале языка с целью формирования языковых и коммуникативных умений, повышения занимательности внеурочных мероприятий, обеспечения познавательной активности детей. Виды языковых дидактически игр по языковому материалу: звуко-буквенные, словесные, грамматические, коммуникативные. Чаще всего дидактические игры по русскому языку классифицируют по тематическому принципу в части разделов лингвистики.

Ценность языковой дидактической игры определяют не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в решении той или иной задачи каждым учеником. Результативность языковой дидактических игр зависит от систематического их использование и целенаправленности программы Игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Использование дидактических игр при изучении омонимии второклассниками является наиболее эффективным средством создания устойчивых познавательных потребностей, средством формирования и пополнения лексического запаса у младших школьников, а также методом усвоения учебной информации, давая возможность проявлять активность, смекалку и творчество.

Для достижения поставленных целей при помощи дидактических игр необходимо соблюдение правил ее проведения:

1. Игры можно начинать проводить только, когда младшими школьниками освоен хотя бы минимум изучаемого материала: звуков, букв, речевых образцов и грамматических форм.

2. У каждой игры должна быть цель. Педагог должен четко осознавать навыки и умения, которые будут получены и закреплены в ходе проведения дидактической игры.

3. Дидактическая игра должна быть продумана педагогом поэтапно.

4. Дидактическая игра должна проводиться под контролем учителя.

5. В ходе проведения дидактической игры необходимо придерживаться заданного темпа ведения игры.

6. При проведении дидактической игры педагог должен быть внимателен, тактичен, доброжелателен к детям, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей.[2]

Итак, дидактическая игра во всех своих видах выполняет различные функции, но доминирующая – мотивационная; именно с этих позиций следует оценивать ее преимущества по сравнению с другими методами обучения. Для учителя важно понять, что дидактические игры в начальной школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставить напряженно мыслить.

Первоначальным этапом эксперимента по выявлению формирования знаний об омонимах при помощи дидактических игр была проведена диагностика первоначального уровня знаний у второклассников об омонимах, полученных в ходе изучения образовательной программы. Для этого была подобрана и проведена диагностика с последующей интерпретацией полученных результатов.

В исследовании принимали участие 25 учащихся 2А, и 25 учащихся 2Б классов. В качестве диагностики входных знаний об омонимах второклассникам в 2 классах были предложены 2 задания:

1)Нарисовать смысловое определение слова «лук», «ключ», «коса» в соответствии со знаниями о значении данных слов.

Критерии оценивания учащихся класса зависят от процентного соотношения между двумя вариантами, эталонное соотношение объема знаний соответственно 50/50- при двух критериях, 33/33/33 при трех критериях.

Исходя из критериев оценки были получены следующие результаты, приведенные в Таблицах 2,3,4.

Таблица 2

Результаты исследования по зарисовке омонимов к слову «Лук»

Класс

Слово

Лук как растение

Лук для стрельбы

68

32

71

29

Средний параметр

69,5

30,5

 

Таблица 3

Результаты исследования по зарисовке омонимов к слову «Коса»

Класс

Слово

Коса прибрежная

Коса (волосы)

Коса для скоса травы

10

60

30

5

50

45

Средний параметр

7,5

55

37,5

 

Таблица 4

Результаты исследования по зарисовке омонимов к слову «Ключ»

Класс

Слово

Ключ как источник

Ключ от замка

Ключ (пароль)

5

60

35

2

65

33

Средний параметр

3,5

62,5

34

 

2) В качестве второй диагностической методики уровня знаний об омонимах у второклассников были выбраны загадки.

В задании необходимо отгадать предложенные учителем загадки. Задание выполняют младшие школьники, сгруппированные по рядам.

Критерии оценивания учащихся класса: скорость ответа и его правильность.  Максимальное количество − 45 баллов (3 балла за  верный ответ в течении времени до 30 секунд; 2 балла − за верный ответ в течении времени от 30 секунд до 1 минуты, 1 балл – за верный ответ в течении времени от 1 минуты до 2 минут, 0 баллов – за ответ более 2 минут  или неверный ответ).

− Высокий уровень (40-45 баллов).

− Средний уровень (30-40 балла).

− Низкий уровень (20-30 баллов).

Исходя из критериев оценки были получены следующие результаты: по контрольной и экспериментальной группе (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Начальный уровень знаний об омонимах у второклассников

 

На основании проведенного исследования по второй диагностической методике можно говорить о низком уровне знаний об омонимах в обоих классах.

На основании приведенных исследований по входному контролю знаний об омонимах по результатам обоих диагностических методик сделаны выводы о том, что среди учащихся вторых классов знания об омонимах однобоки, кругозор у младших школьников обоих классов небольшой. Такие результаты дали нам основание для проведения работы по обогащению речи второклассников омонимами с использованием дидактических игр.

В своей экспериментальной работе по углублению знаний об омонимах в контрольной группе были проведены уроки, разбитые на три блока: вводный, основной и заключительный. Был проведен 1 вводный урок, 3 основных и 1 заключительный.  В качестве игрового материала были использованы: игра «Большая и маленькая», загадки, задания на составление предложений по рисункам слов-омонимов, задания на нахождение омонимов в четверостишьях, вопросы-шутки, игра «Грузим корабль», задания на нахождение в тексте слов-омонимов. Все уроки были направлены на развитие знаний об омонимах младших школьников при помощи дидактических игр.

При проведении повторной диагностики по оценке уровня знаний у второклассников в процессе использования языковых дидактических игр учащимся контрольной группы и учащимся 2Б класса были предложено 4 вида заданий различного уровня сложности:

-подобрать омонимы к словам и объяснить их смысл;

-составьте из заданных слов словосочетания;

- разделите слова на группы: многозначные, однозначные и омонимы;

- определить в каком значении употребляются выделенные омонимы

 Максимальный балл, который мог быть получен, при успешном выполнении всех заданий составил 50 баллов.

По результат проведенных диагностических мероприятий были получены обобщающие результаты характеризующих достаточно высокий уровень роста знаний среди учащихся контрольной группы об омонимах. Дети значительно обогатили свой словарный запас, научились использовать явление омонимии в разговорной и письменной лексике (табл.5).

Таблица 5.

Обобщающие результаты повторного тестирования второклассников по уровню знаний об омонимах

Номер задания

Среднее количество баллов

Задание 1

15

3

Задание 2

7

4

Задание 3

10

3

Задание 4

7

5

Средний показатель

39

15

 

В завершении исследования был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости уровня знаний об омонимах, показавший достаточно тесную связь между исследуемыми параметрами (рис.2.).

 

Рисунок 2. Зависимость уровня знаний об омонимах от количества проведенных дидактических игр

 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одним из значимых условий развития у младших школьников знаний об омонимах является использование языковых дидактических игр.

По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что именно дидактическая игра относится к активным, признанным методам обучения и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Доказано, что дидактические игры, игровые занятия и приемы повышают эффективность восприятия учащимися учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент занимательности и как следствие повышают уровень успеваемости учащихся. В то же время, практика современной школы указывает на наличие неиспользованного потенциала дидактической игры в учебно-воспитательном процессе.

Следовательно, поставленная цель достигнута, задачи реализованы, а сформулированная гипотеза нашла экспериментальное подтверждение. Проведенная нами работа является эффективной и может применяться в дальнейшей педагогической практике.

 

Список литературы:

  1. Газман О.С. О понятии детской игры//Игра в педагогическом процессе.Межвуз.Сб.научных трудов.-Новосибирск:НГПИ,1989.
  2. Сокуренко А. А. От детской игры-к взрослому миру: учеб. - метод.посиб. – Николаев: ОИППО, 2016. – 136 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.