Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(167)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION
Lidiya Nigamatullina
Master's student of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University,
Russia, Chelyabinsk
Evgeniya Volchegorskaya
Scientific supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University»,
Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
В статье представлены теоретические подходы к рассмотрению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования. Несмотря на достаточно большое количество исследований в области нравственного воспитания младших школьников, проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание. Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, методами воспитания, изучить опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, оптимальное сочетание в каждой конкретной педагогической ситуации, создать современные педагогические технологии, отобрать и возродить продуктивные традиции организации педагогической работы прошлых лет, стать автором собственной концепции воспитания.
ABSTRACT
The article presents theoretical approaches to the problem of spiritual and moral education of schoolchildren in the system of modern education. Despite a fairly large number of studies in the field of moral education of primary school children, the problem of spiritual and moral education is more acute in our society today than ever. To solve this problem, the teacher needs not only knowledge of primary school subjects and methods of teaching them, but also the ability to direct their activities to moral education. For a teacher today, it is important not only to master the forms, means, and techniques of education, to study the accumulated experience, but also to find an individual way to apply them, the optimal combination in each specific pedagogical situation, to create relevant pedagogical technologies, to select and revive the productive traditions of organizing educational work of the past years, to become the author of his own concept of education.
Ключевые слова. Культура, нравственность, мораль, младший школьный возраст, социокультурное развитие личности.
Keywords. Culture, morality, primary school age, socio-cultural development of the individual.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует главную цель российского общества и национального образования – воспитание детей и молодежи, ориентированное на овладение их основными национальными ценностями и духовными традициями.
Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время моральные ориентиры смяты, молодое поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Все больше и больше людей осознают, что только знаний, полученных в рамках традиционного образования, недостаточно для духовного возрождения общества. Моральные импульсы не могут быть рационально усвоены чисто научным образованием, никакая сумма наук не может заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана как минимум с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высококвалифицированных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными личностными качествами.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством источников сильного влияния на него как положительного, так и отрицательного, которые каждый день обрушиваются на хрупкий интеллект и чувства ребенка, на только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственного воспитания, поскольку воспитание – это качество личности, которое в повседневном поведении человека определяет его отношение к окружающим на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение моральными знаниями важно еще и потому, что они не только информируют ученика начальной школы о нормах поведения, признанных в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях этого поступка для других.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников средствами этнокультуры разных народов, а также определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования.
Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Теоретической основой исследования явились:
- положение о социокультурном развитии детей (А.И. Арнольдова, Л.М. Архангельского, И.И. Громова, О.Г. Дробницкого, Ю.А. Ефимова, В.А. Малахова, В.П. Тугаринова, И.Т. Фролова, Н.З. Чавчавадзе);
- положения о возрастных особенностях, позволяющих формировать у детей младшего школьного возраста представления о социокультурных ценностях (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин);
- этнокультурный подход к отбору содержания, форм, методов, условий построения этнокультурной среды, положения о роли и месте педагога в организации педагогической деятельности в поликультурной среде (А.Г. Абсалямова, Т.А. Антонова, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М.Д. Маханева, Э.К. Суслова).
В настоящее время в современной педагогической науке, несмотря на достаточное развитие представлений о нравственном воспитании, нет четких определений. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Изначально термин «нравственность», берет свое начало от слова нрав. В трактовке латинских источников нравы синонимизируют с (moralis) моралью.
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
В свою очередь, Л. А. Григорович дал следующее определение нравственности как личностной характеристики, объединяющей такие качества и характеристики личности, как доброта, честность, дисциплинированность, коллективизм. Автор в качестве атрибута нравственного воспитания рассматривает моральные нормы, такие как правила, требования, определяющие действия человека в конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к совершению определенных действий и поступков, а может запрещать или предупреждать его, выполняя роль педагогического регулятора [1, c.104].
Начальная школа играет чрезвычайно важную роль в системе общего образования. Именно это звено должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, формирование элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры [3].
Многие исследователи отмечают, что успешное социокультурное развитие детей невозможно без создания основы для поддержания преемственности культуры, знания традиций и обычаев, а также возможности самовыражения в различных видах творчества. Каждая культура вырабатывает свои собственные ценности (в том числе универсальные), которые создают общий контекст этой культуры и влияют на формирование характера.
Важность культуры, традиций, приобщения к культурным ценностям была высоко оценена в публикациях таких известных философов, педагогов и психологов, как А.Н. Леонтьев, А.Н. Малюков, В.А. Разумный, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн и др. О.В. Федоскина утверждала, что социокультурное развитие личности происходит в процессе приобщения к современной культуре, ознакомления с общемировыми и национальными ценностями, усвоения социальных норм и правил нашего общества. При этом проявляется индивидуальность личности ребенка, определяется общее направление ее развития и складываются культурные предпочтения.
Процесс приобщения поколения детей к культуре сложен и многопланов, и его можно разделить на несколько на несколько этапов:
- получение от родителей первичного понятия о культуре;
- приобщение к культуре через усвоение норм, принципов и правил, принятых для данной культуры;
- переход от накопленных знаний к созидательному творчеству;
- выражение через творчество своего восприятия окружающего мира;
- анализ собственного опыта и социокультурного опыта других детей с ориентацией на усвоенные ценностные представления.
Основными компонентами социокультурного развития детей являются:
- когнитивно-нормативный компонент, означающий, что у ребенка сформировано представление о нравственных ценностях своей страны, культуры; о культуре других стран и народов; имеются способности к социальному поведению и общению в соответствии с принятыми в обществе правилами (общими и специфическими);
- коммуникативно-творческая составляющая, то есть соблюдение правил в повседневной жизни, умение общаться с другими людьми;
- деятельностная составляющая, т.е. способность ребенка понятно выражать свое отношение к повседневным событиям, основываясь на принятых в обществе ценностях; а также способность творчески использовать приобретенные им представления о ценностях в игровой и творческой деятельности.
Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, методами воспитания, изучить опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, оптимальное сочетание в каждой конкретной педагогической ситуации, создать современные педагогические технологии, отобрать и возродить продуктивные традиции организации педагогической работы прошлых лет, стать автором собственной концепции воспитания.
Таким образом, существенной особенностью процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение педагогических задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения поставленных целей используются все комплексные мероприятия. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они стимулируют у учащихся положительное внутреннее отношение и их собственное стремление к моральному развитию.
Список литературы:
- Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - Минск, 2004.-312с.
- Кудинова С.В. Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС начального общего образования/ С.В. Кудинова //Управление начальной школой. - 2015.- №1. - С.30-34
- Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников/ Т.Б. Сандабкина //Вестник Бурятского государственного университета. -2013, - №15. - С.154.
- Ульянова, О.Н. Современные подходы, принципы к построению образовательного процесса в начальной школе/ О.Н. Ульянова - http://net-edu.ru/node/7261 (дата обращения: 27.05.2021).
Оставить комментарий