Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(163)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Киселева Е.М. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДИРИЖЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 35(163). URL: https://sibac.info/journal/student/163/228488 (дата обращения: 29.12.2024).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДИРИЖЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Киселева Евгения Михайловна

студент магистратуры, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Голошумова Галина Семеновна

научный руководитель,

д-р пед. наук., проф. кафедры эстрадно-джазового искусства, факультет музыкального искусства, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Одной из самых важных частей человеческой жизни является искусство, без него личность каждого человека не может сформироваться и раскрыться должным образом. Современное общество нуждается в потребности к новым подходам в развитии способностей детей и взрослых, способствующие самореализации человека. Важную роль здесь играет заинтересованность педагогов в обучении, в освоении новых методов и приемов, внедряемых в сферу образования.

ABSTRACT

One of the most important parts of human life is art, without it, the personality of each person cannot be formed and revealed properly. Modern society needs the need for new approaches to the development of the abilities of children and adults, contributing to the self-realization of a person. An important role here is played by the interest of teachers in learning, in mastering new methods and techniques introduced into the field of education.

 

Ключевые слова: дирижер, музыка, образование, технология организации, урок музыки.

Keywords: conductor, music, education, organization technology, music lesson.

 

Профессия дирижер берет свое начало еще с давних времен, но не смотря на это еще слишком мало изучена. Ведь это многогранная профессия, которая является очень сложной. Благодаря накопленному материалу о дирижерском искусстве за многие годы, эта профессия становится универсальной в начале XX века. За это время было написано и опубликовано большое количество книг, пособий и научных материалов на тему дирижерское исполнительство. А вот исследований, которые бы занимались проблемами в данном направлении значительно меньше.

Значимой работой по хоровой педагогике являлась «Основы техники дирижирования» Н.Ф. Колессы – она внесла огромный вклад в дирижерско-педагогическую науку. Содержало в себе различные правила, различные техники дирижирования. Так же, был еще один значимый труд «Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров» К.А. Ольхова.

Важность этой работы заключается в том, что автор уделяет внимание не только схемам дирижирования, но и различным приемам работы с ауфтактом, показами вступления, и снятиями, объясняется, каким должен быть дирижерский жест, чтобы он был понятен хору.

В учебных пособиях дирижерские схемы изображаются различными рисунками, но они не способны передать правильную подачу того или иного жеста. В связи с этим, многие дирижеры относятся скептически к данной литературе. Но для действительно талантливых студентов-дирижеров такая литература необходима, так как любые теоретические знания без практики значения не имеют.

Как писал К.Б. Птица: «То общее в приемах дирижирования, что прорывается сквозь индивидуальность каждого дирижера, должно быть представлено для общего пользования». [3]

Но, известный педагог И. Мусин считает, что «описание и графическое изображение технических приемов ведет к собирательному среднеарифметическому типу дирижера». [2]

Мы должны понимать, что пластичность дирижерского жеста формирует музыка, а не сам жест. В современных условиях возможно отточить и понять пластичность того или иного жеста дирижера. Жест передает определенное звучание музыки, показывает, как она должна звучать, но не передает ее образ и характер. Со слов Г. Рождественского: «Ученика надо прежде всего учить музыке, а не дирижированию, в смысле движения рук». Так же, он считал, что «техника дирижирования может быть любой, главное добиться нужного результата». [4]

Время не стоит на месте, так же и дирижерско-хоровая литература идет в ногу со временем. Все больше различных нюансов появляется отдельно в дирижерско-хоровой технике и отдельно в дирижерско-симфонической области. В связи с новыми ограничениями, возникшими в следствие пандемии, можно смело заявить, что следующий этап обучения дирижеров-хоровиков будет в online-формате. Под видеозаписи, сделанные преподавателями, ученик будет обучаться искусству дирижирования. Для более ясной практической картины будет внедряться хоровое исполнение в видеоформате, под которое студент-дирижер будет дирижировать.

Чтобы решать сложные задачи коллектива нужно обладать не только музыкальной культурой, но понимать и философию, и педагогику, и психологию.

Приведем ниже специальные дирижерские способности по В. Васильеву: Музыкальная исполнительность; сильная воля личности; способность передавать и выражать в жестикуляции и своей мимике образ произведения; задатки внутреннего слышания музыки; дифферинцированное и концентрированное внимание; быстрота, мгновенность реакции на ту или иную ситуацию; наличие певческого голоса. [1]

А также, дирижер должен обладать организаторскими и артистическими способностями: способность уметь организовать детей в единый организм; умение подобрать интересный материал и завлечь им детей; поиск конкурсов, фестивалей для выступления с коллективом; работа с родителями обучающихся.

В общеобразовательном учреждении хоровой класс является ядром учебной работы дирижера. Школьный хор отличается от профессионального хора тем, что в нем очень маленький процент чисто поющих детей. Но даже здесь педагог-дирижер должен быть высококвалифицированным специалистом. Уметь наладить дисциплину в хоре, увлечь детей правильной подачей материала, подобрать такие произведения, которые подойдут этим учащимся по возрастным характеристикам.

Так же, еще одной важной составляющей в успешной работе дирижера является концертная составляющая. Сюда уже дирижеру на помощь приходит педагог-организатор, в работу которого входит организация мероприятий, поиск и подбор фестивалей и концертов.

Если рассматривать дирижера с психологической точки зрения, то хочется отметить, что он должен обладать рациональным, аналитическим, исполнительским управленческим и организационным подходами.

Идентификация – это особый психический процесс, который напоминает «перевоплощение» из одной роли в другую. Но, в любом образе дирижер всегда является лидером.

Итогом совместной работы дирижера и его хора является концертное выступление. Здесь дирижер должен поддерживать своих учеников, так как многие боятся сцены и их нужно готовить морально заранее. Так же, дирижер должен создать атмосферу и ощущения праздника. Если была какая-то заминка на концерте, то не ругать детей, а просто указать им на этот недочет.

Каждый коллектив – это единый организм и у каждого участника свои поведенческие особенности. Любой дирижёр, как и участник хора получает колоссальное развитие. Самым лучшим сплочением коллектива является беседа о проблемах, которые требуют решения.

Функция дирижера – быть всегда на шаг впереди хора, опережать и предвидеть какие-либо ситуации и знать пути решения заранее. Успеха можно добиться только в том случае, если коллектив заинтересован и любит свое дело, а для достижения данной цели важна работа дирижера.

 

Список литературы:

  1. Васильев В.А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России. – С.-Пб., 2006. – с.78.
  2. Мусин И.О. О воспитании дирижера. – Л., 1987. – с. 36.
  3. Птица К.Б. О хоровом дирижировании.//Работа в хоре. – М., 1964. – с. 255.
  4. Рождественский Г. Мысли о музыке. – М., 1975. – с.81.

Оставить комментарий