Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(162)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ПРОЕКТОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
АННОТАЦИЯ
Онлайн-проектирование в музыкальном образовании имеет свои отличительные черты, которые необходимо учитывать для качественного перцептивно-коммуникативного процесса. С целью оптимизации процесса создания онлайн-проекта, на примере базовых этапов организации проекта рассматриваются аспекты, которые характерны для онлайн сферы.
ABSTRACT
Planning of online projects in music education has its own distinctive features that must be considered for a high-quality perceptual and communicative process. In order to optimize the process of creating an online project, using the example of the basic stages of organizing a project, typical aspects for the online sphere are considered.
Ключевые слова: онлайн-проект, музыка, образование, технология организации, проектирование.
Keywords: online project, music, education, organization technology, planning.
В эпоху глобализации воспитательно-просветительская работа в онлайн формате не только активно развивается, модифицируется, но и становится комплексной. Однако именно за последний год она приобрела неоспоримую значимость. Даже перед теми, кто отрицал возможности онлайн-коммуникации, встала необходимость их использовать. В условиях пандемии COVID-19 работникам сферы культуры и образования потребовалось срочно искать способы реализации проектов, которые бы не снижали качество мероприятий через интернет-платформы. Подобная надобность заново напомнила о проблеме невозможности повсеместного расширенного доступа к качественному образованию: для многих людей «онлайн» – единственный доступный формат. Весь мир оказался замкнут в своих жилищах во время пандемии, но существуют категории людей, которые перманентно не могут посещать оффлайн мероприятия. Например, люди с тяжелым состоянием здоровья, с инвалидностью, те, кто живет в отдаленных местах России, люди, которые не могут часто выходить из дома по состоянию здоровья родственников. Особенно такая ситуация касается детей. Задача представителей культурных и образовательных структур – сделать онлайн-мероприятия не просто доступными, но и провести их на очень высоком уровне.
Основная задача онлайн-проекта – это перцептивно-коммуникативный процесс. Человек не должен чувствовать себя оторванным от социума, от полноценного диалога. По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в современном обществе происходит последовательный разворот культурной и образовательной деятельности в сторону психологизации. Именно психологические механизмы, факторы и условия способствуют эффективности работы [2]. Данный аспект –важнейший в онлайн работе с людьми. По мнению автора данной статьи именно на психологический комфорт и вовлеченность участников должны работать всех механизмы организации онлайн-проектов.
Стоит учитывать, что музыкальная сфера – одна из самых сложных для работы в онлайн формате. Это связано со спецификой восприятия. А точнее, ссылаясь на труды выдающегося музыковеда Б.В. Асафьева, с направленностью музыкальной формы на восприятие [1]. Музыка воспринимается комплексно. Онлайн-проекты, в которых задействовано музыкальное или вокальное сопровождение должны быть тщательно разработаны. Если проекты, базирующиеся исключительно на теоретическом формате, могут допускать небольшие погрешности, то мероприятия, связанные с аналитическим и практическим уровнем музыкального включения, требует совершенной четкости.
Стоит начать с того, что онлайн-проектирование включает в себя основные базовые этапы:
1. Анализ обстановки (потребности населения).
2. Формулировка цели проектной деятельности.
3. Планирование программы проекта (Разработка моделей действия, воплощающихся в виде планов).
4. Создание проекта. В создание проекта входит:
a) корректировка цели
b) репетиции
c) проведение проекта
d) анализ проведенного проекта.
На каждом из этапов есть свои основные моменты, которые будут отличаться от оффлайн формата. В данном случае в первом пункте необходимо четко понимать – для кого делается проект, так как восприятие музыки у людей разного возраста и людей с разным образованием, набором знаний будет отличаться. Для этого необходимо использовать дифференцированный подход к различным группам населения. Проекты должны быть разработаны с учетом задач и интересов обслуживаемых групп населения. Так, например, онлайн-программы в стиле «музыка с мамой» захватывают конкретный контингент примерно с 2 до 5 лет. Специфика аудитории в подобных проектах не только диктует определенную проектную режиссуру и выбор музыки, на которой строится программа, но и обязательное участие родителя или другого родственника ребенка. Проект для детей таким образом не должен исключать того, что он должен быть информативен и для взрослых участников, если их участие также заявлено.
Второй пункт в онлайн-проектах основывается на том, что у проекта должна быть четкая идея. Необходимо точно обозначить: почему люди должны участвовать в данном проекте и что они получат. Онлайн-система дает гораздо больше свободы – не надо собираться, куда-то идти, откладывать домашние дела. На мероприятие можно зарегистрироваться и не прийти. Гости проекта должны понимать – какова их мотивация (даже если мероприятие является обязательным). Постановка целей зависит от аудитории. Однако онлайн-образование все еще находится в очень жесткой конкуренции с традиционным. Они никак не могут стать равноправными видами обучения. На сегодняшний день, чтобы заслужить доверие, онлайн-образование должно предлагать такой продукт, который не может предложить традиционное образование. У онлайн-проектов должна быть эксклюзивная идея. Так, например, Д. Боуман, исследовавшая онлайн-обучение, выделяет онлайн-программы по музыкальному образованию в США, ориентированные на учителей музыки. Этот вид инноваций предлагает финансово жизнеспособное и удобное решение: педагоги могут учиться в то время, которое лучше всего соответствует их учебному графику, не уходить с работы, не ездить в другие города [3].
Третий и четвертый пункт объединяются важнейшей идеей – как проводится онлайн-проект. У него должна быть безупречная режиссура и техническая оснащенность. Оптимально использовать трех человек, которые будут руководить по трем направлениям: ведущий или модератор (непосредственная реализация в момент проведения), методист или куратор (человек, который знает и понимает структуру работы проекта). Роль методиста или куратора крайне значима. Он контролирует проект на всех этапах, дает задания подчиненным, знает, что делать, если случается заминка. К сожалению, онлайн-проекты гораздо более непредсказуемы, чем обычные. Особенно, если они проводятся в режиме реального времени, а не в формате наполнения сайта или долгосрочного конкурса без обратной связи. Третий человек – это технический специалист. Именно он наполняет сайты, социальные сети, следит за качественным проведением мероприятия.
Онлайн-проект должен иметь четкие условия для всех участников. Атмосфера радости должна грамотно сочетаться с серьезным тоном, какой был бы задан при оффлайн формате. Например, важной часть zoom-мероприятий во многих странах сейчас считается дресс-код. Участникам проектов отправляют домой специальные детали, которые необходимы для создания нужной атмосферы: брошюры, сувениры, индивидуальный кейтеринг и так далее. Подобный способ можно использовать в музыкальных проектах. И, конечно же, онлайн проекты не должны пренебрегать грамотным сценарием и репетициям. Так, например, Ф. Мартин и его коллеги, изучающие онлайн-образование, рекомендуют несколько простых шагов для оптимизации онлайн-проектов:
- Избегать использования постороннего или нерелевантного текста, аудио и изображений;
-Использовать высококачественные аудио и визуальные материалы;
-Сделать дизайн проекта единым;
-Использовать аудио и видео для создания иммерсивного опыта обучения;
-Включать интерактивные практические занятия для вовлечения аудитории [4].
Важно понимать, что можно сделать онлайн-проект, который не потребует больших человеческих ресурсов. Можно попросить участников отснять музыкальный материал заранее дома, записать видео в формате вебинара, дистанцировать проект от необходимости прямой коммуникации. Однако такие онлайн-проекты недолговечны, они не находят достаточного отклика, о них быстро забывают. Музыка тесно связана с рекреацией, с эстетическим восприятием, чувством прекрасного, с удовольствием. Музыкальные образовательные онлайн-проекты должны органично соотноситься со свободным временем человека, должны балансировать на границе просвещения и досуга. Об образовательном потенциале досуга упоминается еще в трудах С. Н. Иконниковой, М. А. Ариарского, В. А. Сухомлинского, В. Е. Триодина, И. А. Новиковой и других.
Подводя итоги, можно резюмировать, что задача онлайн-проектов – преодолеть отчуждение. Организация онлайн-проекта должна быть направлена не только на образовательный музыкальный потенциал, но и на снятие напряженности, предотвращение общественных конфликтов, укрепление связи учитель-ученик, поиск доверия, общение, удовлетворение потребности отдельной личности. Оптимизированный технологический процесс онлайн-проектирования способствует развитию онлайн-образования как на микро, так и на макроуровне. Успехи и недостатки в организации онлайн-проектов зависят от слаженности работы команды кураторов и умения творчески подойти к рабочему процессу.
Список литературы:
- Асафьев, Б.В. Избранные труды / Б.В. Асафьев. Москва: Издательство академии наук СССР, 1957. – Том V. С. 389
- Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Москва: МГУКИ, 2004. С. 110
- Bowman, J. Online Learning in Music. Oxford University Press, 2014. P. 214
- Martin, F. Online Learning. F. Martin, A. K. Betrus, W. Sugar, Springer International Publishing, 2019. P. 10
Оставить комментарий