Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(157)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Ли ц. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСТОРИИ ПРОТЯЖНОЙ ПЕСНИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 29(157). URL: https://sibac.info/journal/student/157/223969 (дата обращения: 20.10.2021).

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСТОРИИ ПРОТЯЖНОЙ ПЕСНИ

Ли цзяхуэй

студент, департамент педагогического образования, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена,

РФ, г. Санкт-Петербург

SPREADING THE LONG SONG STORY

 

Li jiahui

student, Department of Teacher Education, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В начале ХХ века сформировались характеристики многолетнего исполнения в больших деревнях и церквях, и была принята характеристика нелинейной партитуры. В этих песнях есть высокие гимны, военные песни и песни заключенных. В Забайкалье они полны семейной и повседневной лирики. В статье рассматриваются исторические изменения мелодий и музыкальных ладов традиционных славянских удлиненных песен.

ABSTRACT

At the beginning of the 20th century, the characteristics of long-term performance in large villages and churches were formed, and the characteristic of non-linear music scores was adopted. These songs have the high-pitched hymns, military songs and prisoner songs. In the Transbaikal region, they are full of family and daily lyrics. This article discusses the historical changes of the tunes and musical modes of traditional Slavic elongated songs.

 

Ключевые слова: протяжной песни; история музыки.

Keywords: long song; music history.

 

Законы строгого внутреннего уклада крепостных, рекрутов, крестьянских семей, их обособленность, способствовали формированию характерных особенностей и специфических элементов протяжного исполнения. В самом начале XX века в крупных селах еще существовала традиция обучения пению по крюкам – характерным знакам для церковной русской безлинейной музыкальной нотации, которые произошли от ранневизантийской нотации:

 

Рисунок 1. Византийская нотация

 

Особую ценность представляют многоголосные протяжные песни с распевами, сохранившимися даже в некоторых местах и до настоящего времени. В разных регионах существовали напевы с многочисленными вариантами исполнения. Например, у казаков большое место всегда имели песни военной тематики и лирические женские песни, а также тюремные и каторжные. Песенное искусство жителей Забайкалья связано с древними традициями, и песенный фольклор этого региона наполнен семейно-бытовой лирикой, где основную часть в ней составляют песни протяжные.

Интересно, что протяжная песня была присущая только русской народной культуре, которая порождена крестьянской песенной традицией в XVII-XVIII веках и «дошлифована» в XIX столетии. Эта традиция лежит в основе городской песенности, а также профессиональной музыки. Исследователь Л.В. Шамина отмечает, что с тех пор как возникли лирические протяжные песни с внутрислоговой кантиленой, значительно усилилось эстетическое влияние вокала. Он приобрел особый специфический характер и образно воздействовал на чувства и эмоции человека. [1]

Для мелодики протяжных песен характерен широкий мелодический размах ходы на большие интервалы, выразительные внутрислоговые попевки. Часто восходящая мелодическая линия отмечена секстами и октавами. Ф.А. Рубцов на славянском песенном материале выявил особые интонационные и ладовые закономерности, которые широко показали пути формирования народно-песенной речи. Важные мелодические черты протяжных песен тесно связаны своплощением интонаций возгласа. Рубцов пишет о генетической зависимости древних календарных напевов славян от интонаций речи и возгласов. Мелодическая линия ангемитонных напевов полностью связана с чисто музыкальными закономерностями, и закономерностями выразительно-смысловыми, которые были приняты этими напевами от речевой интонации. Речевые интонации возгласов, лежащие часто в основе протяжных песен общие для всех народов, которые населяют Европу. [2]

Существует много вариантов протяжных песен, среди которых встречаются напевы простого мелодического склада, объем мужских песен не превышает октавы, например, в песне «Уж ты поле». В женских песнях звуковой диапазон обычно не больше сексты. В подобных простых напевах ясные пропорции строения и более четкий ритм. Распевание слогов интонационными попевками, очень выразительными и лирически окрашенными, важнейшая сторона мелодического абриса протяжных напевов. Важным композиционным свойством протяжной песенной формы является внутренняя подвижность свободно-импровизационной мелодии, для которой характерны распевы и размытость, неопределенность ладовых тонов. Можно выделить напевы с простыми ладовыми системами, и напевы со сложным ладообразованием.

Музыкальные закономерности основной группы протяжных напевов связаны с древнейшими слоями народной поэтической речи, они соединены генетическими истоками, являющимися общими для языка и народной музыки. Комплекс музыкальных закономерностей является базой для развития специфических песенных форм, которые сообщают распеваемому тексту традиционный статус. Он обеспечивает преемственность культурного процесса в историческом времени. Основой песенного формообразования является логика интонационно-ладового развертывания, регулирующая все остальные структурные закономерности протяжных напевов. Песенный период образуют синтаксические единицы, представляющие собой различные мелодические фразы, связанные с протяженностью эмоционального дыхания. Пауза берет на себя функции формообразующей цезуры. Рассмотрим песню «Горе мое горькое». Она имеет малый звуковой объем, однако глубоко трогательная и волнующая. Скорбно-выразительные терцовые причитания постоянно чередуются с возгласами кварт в трихордовых попевках. Внезапное понижение второй ступени лада вносит тонкий психологический нюанс. Декламационный склад начала напева соседствует с распеванием середины. Для всего напева типичны внутрислоговые попевки, возникает интонационный контраст – декламация и мягкие распевные обороты, выстраивающие диалог героини.

 

Список литературы:

  1. Л.В. Шамина. Основы народно-певческой педагогики: Уч. пособие. 2010. С. 30.
  2. В.М. Щуров. Южнорусская песенная традиция. 1987. С 101.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом