Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(155)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ЗАРИСОВКИ НАРОДНОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ В.М.ШУКШИНА «СТЕНЬКА РАЗИН»
АННОТАЦИЯ
Зарисовки В.М.Шукшина над образом свободолюбивого, справедливого и несгибаемого человека – Стеньки Разина. В статье проанализирован исторический образ атамана, который был перенесен писателем в современность. В чем отличие, в чем особенность героя крестьянских восстаний и кем бы мог быть его прототип в XX веке – главные вопросы, рассматриваемые в работе.
Ключевые слова: русский человек, герой, историческое лицо, писатель, народ.
«И страшно, до какой степени свободен духом русский человек…», - писал Ф.М.Достоевский. Распростертая русская душа – загадка не одного поколения, многие художники, композиторы, поэты искали ее ростки в глубине истории. В XX веке ее мельчайшие движения мог уловить Василий Макарович Шукшин. Писатель со своим видением мировоззрения хотел понять и воссоздать одного из главных исторических лиц России XVII века – Степана Разина.
В контексте времени и исторических реальностей фигура Степана Разина оценивалась русским народом совершенно по-разному, двуполярный герой, имеющий светлые черты: удалец, защитник притесняемых, отзывчивый, стремящийся к справедливости, мужественно принявший свою смерть, но одновременно бандит, имеющим крутой нрав, жестокость, свирепее, гордыню. В нем, В.М.Шукшин видел свободный русский дух, волю, способную круто поворачивать ход истории, вслед за своими убеждениями. «Образ Степана Тимофеевича Разина, – справедливо отмечал Л.И. Емельянов, – занимал В.М.Шукшина давно. И поначалу, вероятно, не как образ героя будущего романа, а как личность, как некий пока еще не вполне определенный, но как бы предощущаемый, предчувствуемый нравственный эталон, лишь отдельными своими сторонами соотносимый с реальной действительностью» [1].
В.М. Шукшин стремится к переосмыслению личности Разина и его эпохи. Видя в этом историческом лице яркую индивидуальность, этот образ проходит через все творчество писателя. Предшествуя роман «Я пришел дать вам волю», из которого в дальнейшем родился киносценарий, В.М.Шукшин пишет рассказ «Стенька Разин», помещая его в первый сборник «Сельские жители».
Будучи близким к народу, выходцем из деревенской семьи, актер и писатель В.М.Шукшин чувствовал неразделимую связь с народными корнями Степана Разина. Стремление русского человека к воле, возрождает национального любимца, в котором видится надежда на освобождение, особенно во времена сталинских репрессий, которым писатель был свидетелем. Опираясь на народные представления и исторические факты, В.М.Шукшин хочет непредвзято восстановить образ бутовщика. Именно поэтому первый рассказ «Стенька Разин», написанный в 1960 г., автор переносит в простую русскую деревню, близкую современному человеку.
Главный герой Васека, современный Степан Разин, только срезанный во внешней обстановке. Он уже не донской казак, не предводитель войска, не бунтовщик против царя, а талантливый деревенский скульптор, занимающийся резьбой по дереву. Но помимо того, что он прототип исторического лица, Васека - самостоятельная личность: «Чудной ты парень, Васека! Но разговаривать с тобой интересно»[3]. Герой через века перенимает самобытность, неподдельность и уникальность Разина, как небольшими внешними признаками, так и идентичными внутренними. В переводе с древнегреческого языка имя Василий означает «царственный», мечтающий повелевать целым миром, что на шаг приближает героя к Степану Разину. Еще одним сходством является внешность героев: «Васека имел: двадцать четыре года отроду, один восемьдесят пять рост, большой утиный нос…и невозможный характер», «Размахивал рукой – длинный, нескладный. Он совсем не уставал в кузнице» [3]. Также не менее важным является рассказ второстепенного героя – Вадима Захаровича «учителья-пенсионера, жившего по соседству…добрейшей души человека»[3], он рассказывает Васеке: «– ...Мужик он был крепкий, широкий в плечах, легкий на ногу... чуточку рябоватый» [3]. Все эти характеристики В.М.Шукшин черпает из исторических источников. К примеру, у историка С.М.Соловьева в его «Истории с древнейших времен» (1851) находим следующие строки: «Был в донском войске козак известный, ловкий, Степан Тимофеевич Разин, был он росту среднего, крепкого сложения, лет около сорока» [2]. Такими деталями писатель соединяет прошлое и настоящее в один цельный и достоверный образ.
Дар свободы, которым обладает Васека, проявляется во всех его действиях, сокрытый в глубине души, он вырывается на волю. Васека никогда не задерживается на работе, которая не нравится ему: «Поработав месяц-другой на новом месте, Васека приходил в контору и брал расчет» [3], таким образом, герой ищет себя настоящего, не переделывая и не ломая внутренние ценности. Также ему претит все то, что сделано без души: «…души нету в работе» [3], - говорит он кузнецу про подковы. Деньги – не цель жизни героя, он легко с ними прощается: «Дома Васека отдавал деньги матери…» [3], в описании Степана Разина Захарыч повторяет данную мысль: «одевался также как все казаки»[3], без излишества. Очень интересным моментом в рассказе учителя-историка становится и то, как Степан делит нажитое богатство с товарищами: «И увидел Стенька: один казак совсем отощал, сидит у костра, бедный, голову свесил…Стенька толкнул его – подает свой кусок мяса. «На, - говорит, - ешь» [3]. Эпизод иллюстрирует казачье товарищество, ради которого атаман не редко действовал в разрез со своими желаниями. Свобода во всех случаях – это выражение личной воли, которая никогда не ущемлялась не у героя Васеки, не у Стеньки Разина – реального исторического лица.
Зарисовка героя лишает его классового самосознания, массового изготовления, он мечется в поиске себя и своей цели: «Он любил свои родные края, горы свои, мать... всех людей. И любовь эта жгла и мучила – просилась из груди. И не понимал Васека, что нужно сделать для людей. Чтобы успокоиться» [3]. В его характере присутствует одна неизменная черта русского человека – талант: «А у кого ты учился?» - «А сам…ни у кого» [3]. Резчик-самоучка, главной задумкой которого была идея вырезать из дерева фигуру Степана Разина, о котором рассказывал учитель истории Захарыч.
Изготовляя фигурки смолокура, солдата, артистки, раненного, Васека духовно мог перевоплощаться в этих героев. Делая скульптуру того или иного человека, резчик переживал, переосмысливал его жизнь. Именно поэтому так правдоподобно вышел смолокур: «Человек сидел на бревне, опершись руками на колени. Голову опустил на руки; лица не видно…» [3]. Пронизывающий достоверностью человек, вырезанный из дерева, вызывает неподдельный интерес и удивление самобытности и таланта Васеки у кузнеца. «А откуда ты про людей знаешь? Про артистку, например…» - «Я все про людей знаю…они все ужасно простые» [3], вырезая из дерева человека, Васека создавал личность, перевоплощался. Дар и талант Стеньки Разина в подходе и расположению к себе любого человека, будучи политически одаренным, он сравнивается с талантом Васеки. Изготовляя фигуру Разина, главный герой превратился в него, стал похож на него складом ума, чувствами, вжился в роль.
Финал шукшинского рассказа на глазах читателя превращается из зарисовки в настоящую картину мужества. Васека целыми днями трудился в мастерской, всю душу вкладывал в работу: «работа над Стенькой Разиным подвигала туго. Васека аж с лица осунулся. Не спал ночами» [3]. Настал день для показа работы своему учителю: «Захарыч вскочил, подошел к верстаку…Стеньку застали врасплох. Ворвались ночью с бессовестными глазами и кинулись на атамана…Он любил людей, но знал их…Рухнул на колени грозный атаман, и на глазах его пала скорбная тень» [3]. Этот последний момент жизни запечатлел главный герой рассказа. Он оживил на несколько секунд предводителя крестьянского восстания, чтобы увидеть его смелость и борьбу за жизнь. В.М.Шукшин не в силах помочь Разину, чувствует, что дух атамана жив и та воля, которая присутствовала в нем, перешла к Васеке.
Степана Разина и его фигуру В.М.Шукшин переносит в XX век с двумя задачами. Первая, это донести современному человеку личность Разина, чтобы его поняли. Вторая, не менее важная задача, это посмотреть кто такой Стенька Разин сегодня, кем он мог стать, что в нем сохранилось и что ушло? Рассказ сближает прошлое и будущее, раскрывает справедливую и казачью удаль непобедимого атамана, возлагая на обоих героев надежду на будущую свободную жизнь. На протяжении многих лет писатель пытался разрешить непрекрающуюся войну за правду, в центре которого всегда находился Степан Разин.
Список литературы:
- Емельянов Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества: моногр. Л., 1983. С. 121.
- Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. / отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. М., 1991. Кн. 4. Т. 11-12. История России с древнейших времен. С. 278.
- Шукшин В.М. Рассказы. Вильнюс: Мокслас, 1986. С. 383.
Оставить комментарий