Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Моргулис А.А. АВТОРСКОЕ «Я» В ЖАНРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 20(148). URL: https://sibac.info/journal/student/148/216173 (дата обращения: 25.04.2024).

АВТОРСКОЕ «Я» В ЖАНРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Моргулис Анастасия Александровна

студент, факультет филологии и журналистики, Иркутский государственный университет,

РФ,

THE AUTHOR'S " I " IN THE GENRE OF INFORMATION CORRESPONDENCE

 

Anastasia Morgulis

Student, Faculty of Philology and Journalism, Irkutsk State University,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие авторского «Я» в контексте публицистики. Данная категория является важнейшим аспектом журналистского творчества. Именно демонстрация индивидуальности автора превращает его работы в произведения искусства, которые способны повлиять на мировоззрение читателей. Способы выражения авторского «Я» в современных СМИ представляют собой интересную динамичную структуру, отражающую различные грани профессиональной деятельности журналиста.

ABSTRACT

The article deals with the concept of the author's " I " in the context of journalism. This category is the most important aspect of journalistic creativity. It is the demonstration of the author's personality that turns his works into works of art that can influence the readers ' worldview. The ways of expressing the author's " I " in the modern media are an interesting dynamic structure that reflects the various facets of the professional activity of a journalist.

 

Ключевые слова: авторское «Я», СМИ, публицистика, способы выражения авторского «Я», информационная корреспонденция.

Keywords: author's "I", mass media, journalism, ways of expressing the author's "I", information correspondence.

 

Различные аспекты авторского самовыражения журналиста способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих аспектов ярко выражена категория авторского «я». Используя этот инструмент, журналист может вторгаться в ход описываемых событий, выражая свою точку зрения, имитировать общение с читателем, предполагать.

В газетной практике используются многообразные формы авторского вторжения. Журналист может поделиться в ходе описания событий своими воспоминаниями или своим мнением, соображениями специалистов по этому поводу или предположить решение описываемой задачи или проблемы. Также часто встречаются «авторские» эмоции. Одним словом, автор может предстать перед читателем в различных ипостасях: как герой-единомышленник, как судья, как простой свидетель события - в таких диспозициях авторское «Я» выполняет разные функции.

Для корреспонденции свойственно «Я» размышляющее. Данная категория ориентирована на совместное решение поставленных задач, исследование, выделение читателя в творческую лабораторию. Это обеспечивает эффект само- и совместного размышления с автором.

Мы рассмотрим журналистский материал, выполненных в жанре информационной корреспонденция, и с помощью тщательного анализа выявим, каким образом проявляется авторское «Я» на страницах современных СМИ.

В качестве основы для анализа возьмем публикацию издания «Аргументы и факты» под названием «Wi-Fi недоступен: «большая тройка» сотовых операторов не торопится в метро». Автор: Юлия Демьянова.

Роль информационного повода в данном материале выполняет ситуация, ограниченная временем и пространством - отсутствие wi-fi связи в московском метро.

Одним из проявлений авторского «Я» в журналистском произведении является выбор способа структурирования текста.  Рассмотрим, каким образом сформирована последовательность изложения в данном материале.

Открывает публикацию введение, основная задача которого заключается в расшифровке проблемы, обозначенной в заголовке: отсутствие Wi-Fi в московском метро. Структура данной информационной корреспонденции обозначена подзаголовками. Наименование отдельных частей публикации позволяет разграничить тематические зоны материала, упорядоченно раскрыть проблему. Завершает корреспонденцию цитата одной из сторон обозначенной проблемы – слова заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Евгения Михайлова: «В этом году Wi-Fi должен заработать на значительном количестве линий и станций, то есть в полном объеме, в промышленном режиме» [2]. В качестве заключения данное высказывание чиновника выбрано не случайно, так как в нем содержится прогноз разрешения обозначенной ситуации.

Ещё одним способом проявления авторского «Я» в публикации является подбор источников, необходимых для создания корреспонденции.

После первого подзаголовка идут два абзаца, в которых автор дает нам конкретные сведения, позволяющие понять сущность обозначенной во введении проблемы. В качестве источника этих сведений выступает проект договора о строительстве сетевой инфраструктуры в метро. На его основании и проводится названный тендер, который стал основой информационного повода рассматриваемой нами публикации. Упомянутый проект договора содержит то, что хотят получить московские власти в данном случае.

Таким образом, мы выявили первый источник информации. Отличительной особенностью данного источника является то, что рассмотренный проект договора - не эксклюзивный материал и не живой человек. Подобные сведения находятся в общем доступе в сети Интернет.

После сообщения основных положений проекта договора, наиболее полно освещающих обозначенную ситуацию, автор предоставляет читателям возможность рассмотреть более детально аспекты проблемы посредством ознакомления с высказыванием заинтересованного лица – цитатой представителя Департамента информационных технологий Москвы. Эта часть корреспонденции позволяет выявить, что в качестве второго источника автор обозначил специалиста проблемной отрасли.

Следующий подзаголовок: «Дорого и неинтересно». Содержание первого абзаца включает в свою основу предысторию – описание положения дел, событий, предшествующих главному информационному поводу.  В данном отрывке источник не обозначен и не имеет ярко выраженных проявлений. Мы можем только определить, что информация, изложенная в расстраиваемом абзаце, имеет фактический характер.

Второй абзац позволяет выявить источник информации и определить, что в качестве данного источника выступает человек - глава департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы Артем Ермолаев, который дал заявление журналистам.

Переходим к следующей части текста, обозначенной подзаголовком «Вакансия снова открыта».

Здесь мы имеем возможность проследить, что для раскрытия исследуемой проблемы автор обращается к двум источникам информации. Первый абзац содержит сведения, заимствованные с сайта в сети Интернет. Во втором – в качестве источника информации выступает пресс-служба Департамента информационных технологий.

Далее автор обращается к самим операторам связи. Точка зрения поставщиков раскрывается в разделе под заголовком «Операторы молчат». Представители компаний сотовой связи являются еще одним источником информации.

Заключительный абзац содержит высказывание первого заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Евгения Михайлова. Прямая речь заинтересованного лица явно демонстрирует, что в заключительной части корреспонденции журналист как к источнику информации обращается к специалисту, представляющему одну из сторон рассматриваемой проблемы.

Таким образом, мы выявили, что автор корреспонденции в качестве основы своего журналистского произведения использовал сведения, заимствованные из нескольких источников:

  • тендерная документация;
  • сайт, на котором была размещена закупка на оказание услуг по оснащению московского метрополитена сетью Wi-Fi;
  • мнения представителей сторон рассматриваемой ситуации: сотрудники Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, департамента информационных технологий правительства Москвы и компаний сотовой связи.

Именно выбор источников информации, обращение к мнениям специалистов, документам, заинтересованным лицам является одним из способов проявления авторского «Я» в корреспонденции.

В газетной практике используются многообразные формы авторского вторжения. Рассмотрим, какие еще особенности раскрытия авторского образа содержит анализируемый нами текст.

Одним из способов выражения авторского «Я» является способность журналиста поделиться в ходе описания событий своими воспоминаниями или своим мнением, привести соображения специалистов по этому поводу или предположить решение описываемой задачи или проблемы.

В рассматриваемой нами корреспонденции для наиболее полного раскрытия темы автор обращается к мнениям специалистов в области связи и инфраструктуры города Москвы. Так, используемые журналистом цитаты представителей данных отраслей становятся одним из проявлений авторского «Я».

Журналистские тексты часто содержат и «авторские» эмоции, которые помогают раскрыть образ автора, понять способ его мышления. В корреспонденции «Wi-Fi недоступен: «большая тройка» сотовых операторов не торопится в метро» также встречаются лексические единицы, отражающие отношение автора к описываемой ситуации. Например, глаголы, имеющие оценочный характер: «провалилась» («Первая попытка провалилась»), «пытается» («ГУП «Московский метрополитен» во второй раз пытается найти компанию»), «просит» («Московский метрополитен просит операторов уже через 5 месяцев создать бесплатный Wi-Fi…»), «поймать» («Бесплатную сеть можно будет поймать только в вагонах подземки, но не на платформах.»), «заявил» («глава департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы Артем Ермолаев заявил журналистам» [2]. Данные слова выражают отношение автора к ситуации посредством своих функциональных особенностей в тексте: наличие переносного значения, отнесенность к разговорному стилю речи, эмоциональная окраска и т.д.

Также автор выражает свое мнение с помощью употребления устойчивых речевых оборотов, использования элементов разговорного стиля. Примерами, подтверждающими данное суждение, являются следующие сочетания в тексте: «компания заинтересована в развитии Wi-Fi в московской подземке», «московские власти оптимизма не теряют», «возьмется за создание беспроводной интернет-сети в метро», «беспроводной интернет в метро не будет «сверхскоростным»», «представители «большой тройки» операторов сотовой связи хранят дружное молчание о возможном участии в нем» [2].

Благодаря данным проявлениям авторского «Я» мы можем определить, как сам журналист относится к описываемой ситуации. В корреспонденции «Wi-Fi недоступен: «большая тройка» сотовых операторов не торопится в метро» автор с помощью употребления названных нами выше речевых оборотов выражает иронию, легкое пренебрежение к стремлениям представителей ведомств московской инфраструктуры. Подтекст публикации демонстрирует, что сам журналист слабо верит в возможность доступности Wi-Fi в московском метрополитене. Так автор, открыто не выражая свою точку зрения, передает читателям собственное отношение к описываемой ситуации, как бы предлагая аудитории или согласиться с данной позицией, или вступить в полемику.

Таким образом, анализ корреспонденции издания «Аргументы и факты» показал, что авторское «Я» может проявляться в публицистическом тексте в следующих ипостасях: особенности конструирования структуры текста, выбор источников информации, способы выражения журналисткой оценки, подбор лексических единиц, способствующих демонстрации отношения автора к описываемой ситуации.

 

Список литературы:

  1. Виноградов В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов – М.: Высшая школа, 1971. – 191 с.
  2. Демьянова Ю. Wi-Fi недоступен: «большая тройка» сотовых операторов не торопится в метро [Электронный ресурс] / Ю. Демьянова // Aif.ru: интернет-сайт. 2013. URL: https://aif.ru/techno/gadgets/wj-fj_nedostupen_bolshaya_troyka_sotovyh_operatorov_ne_toropitsya_v_metro. (дата обращения: 25.04.2021)
  3. Коваль А. П., Конторчук Г. К. Композиционное роль образа автора в публицистике // Особенности языка и стиля средств массовой информации / А П. Коваль, Г. К. Конторчук – М.: Высшая школа, 1983. – 36–50 с.
  4. Кухаренко В. А. Интерпретация текста: Учеб. пособие. / В. А. Кухаренко – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  5. Почкай Е. П. Языковое выражение образа автора в публицистике // Журналист. Пресса. Аудитория: Межвуз. Сборник / Е. П. Почкай – Л.: Издательство Ленинградского университета, – 1986. – Вып. 3. – 118–127 с.
  6. Прозоров В.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / В. В. Прозоров, Л. В. Чернец [и др.] – М.: Высшая школа: Академия, 1999. – 556 с.
  7. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. / Г. Я. Солганик – М.: Издательство МГУ, – 2001. – № 3. – 74–84 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.