Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Тараканов А.С. ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА В СОЗДАНИИ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 20(148). URL: https://sibac.info/journal/student/148/214662 (дата обращения: 29.03.2024).

ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА В СОЗДАНИИ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тараканов Александр Станиславович

студент, факультет Социально-культурных коммуникаций, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Белошапка Геннадий Иванович

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

TECHNIQUES OF USING CALLIGRAPHIC WRITING IN CREATING A GRAPHIC COMPOSITION BY STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL AGE

 

Alexander Tarakanov

student, Faculty of Social and Cultural Communications, Surgut State Pedagogical University,

Russia, Surgut

Gennady Beloshapka

scientific adviser, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University of the Russian,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

Каллиграфия – это одна из отраслей изобразительного искусства, в которую входит красивое оформление символов. В современной каллиграфии существует множество отраслей для ее применения: от использовании каллиграфической композиции для создания открыток, до создания произведений высокого искусства. Композиция в переводе буквально означает сорасположение.

ABSTRACT

Calligraphy is one of the branches of fine art, which includes the beautiful design of symbols. In modern calligraphy, there are many branches for its application: from the use of calligraphic composition to create postcards, to the creation of works of high art. Composition literally means location.

 

Ключевые слова: каллиграфия, композиция, параметры исследования.

Keywords: calligraphy, composition, research parameters.

 

Под термином «Каллиграфия», мы понимаем упорядоченное соединение элементов. Создание каллиграфической композиции представляет собой сложный процесс. Специфика заключается в его парадоксальной природе, поскольку она характеризуется и состоит из множества элементов, которые кажутся противоречивыми:

- смешение традиций и современности;

- красота и провокация;

- точность и спонтанность [1, с. 27].

В рамках нашего исследования планируется применение приемов каллиграфического письма в создании графической композиции для обучающихся среднего школьного возраста.  Перед тем как начать обучение необходимо провести анализ исходного уровня освоения приемов каллиграфического письма а создании графической композиции. Анализ запланирован по четырем параметрам и набору критериев, позволяющим выявить исходный уровень освоения приемов каллиграфического письма в создании графической композиции у обучающихся среднего школьного возраста.

Первый параметр «Умение выстраивать композиционное равновесие геометрических фигур», составлялась на основе учебного пособия Майорова Виталия Ивановича «Композиция: базовый курс для студентов средних специальных учебных заведений по специальностям «Реклама» и «Дизайн графической рекламы»» [5]. Целью параметра является определение уровня сформированности умения составления композиции, используя геометрические фигуры.  Обучающимся необходимо создать композицию, элементами которой являются геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник.

Критериями оценивания первого параметра являются: детализация исполнения работы, баланс геометрических фигур по соотношению размеров, передача композиционного центра, собранность фигур в единую композицию.

Второй параметр «Умение сочетать ахроматические оттенки в композиционном решении». При разработке параметра использовался учебник для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Основы композиции» [2]. Цель параметра заключается в определении уровня сформированности навыков выстраивания композиционного равновесия геометрических фигур. Обучающимся необходимо выполнить композицию, используя вырезанные геометрические фигуры ахроматических цветов (от белого к черному): квадрат, круг, треугольник.

Критериями оценивания второго параметра являются: ахроматических оттенков, используя цветовую растяжку от белого к черному, присутствие в работе выраженной доминанты, присутствие в работе количество фигур от 5 до 3, уравновешенное цветовое решение.

Третий параметр «Умение изобразить композиционно буквы в пределах геометрической фигуры». При разработке данного параметра использовались тезисы и маргиналии Альберта Капра «Эстетика искусства шрифта» [3]. Цель параметра заключается в определении уровня сформированности навыков каллиграфического письма при создании графической композиции. Обучающимся необходимо вписать при помощи кисти приветствие «Привет, меня зовут … », либо фразу так, чтобы приветствие или фраза полностью поместилось в границы геометрической фигуры.

Критериями третьего параметра являются: присутствие в работе разборчивости, баланс букв по соотношению размеров, передача композиционного центра, собранность букв в единую композицию.

Четвёртый параметр «Умение построения сложной каллиграфической композиции в силуэте животного». При разработке данного параметра использовалось учебное пособие Таранова Николая Николаевича «Искусство рукописного шрифта» [4]. Целью данного параграфа является определение уровня сформированности навыков каллиграфического письма при создании сложной графической композиции. Обучающимся необходимо при помощи кисти вписать фразу «Другому пожелаешь — себе получишь.» так, чтобы она полностью поместилась в границы силуэта животного.

Критериями четвертого параметра являются: обобщение животного, присутствие в работе узнаваемых элементов, грамотное решение в ахроматической гамме, передача статистического или динамического положения.

После проведения анализа уровня освоения приемов каллиграфического письма в создании графической композиции, нами была разработана серия занятий по тематическому разделу «Каллиграфия в природе», направленных на освоение приемов каллиграфического письма в создании графической композиции. Отталкиваясь от результатов анализа, мы сможем разработать и реализовать серию занятий по тематическому разделу «Каллиграфия в природе».

Занятия будут направлены на углубления знаний обучающихся о приемах каллиграфического письма в создании графической композиции, закрепляя полученные знания на практике. Так же будет выполнена полноценная работа, выполненная используя приемы каллиграфического письма.

Таким образом, серия занятий по тематическому разделу «Каллиграфия в природе» поможет нам определить исходный уровень освоения приемов использования каллиграфического письма в создании графической композиции и составить срез практических умений для обучающихся среднего школьного возраста.

 

Список литературы:

  1. Волков, Николай Николаевич. Композиция в живописи [Текст] / Н. Н. Волков. - Москва : Изд-во В. Шевчук, 2016. - 367 с. : ил., цв. ил.; 23 см.; ISBN 978-5-94232-100-0
  2. Голубева, Ольга Леонидовна. Основы композиции : учебник для студентов высших учебных заведений, изучающих курс "Основы композиции" / Голубева Ольга Леонидовна. - 3-е изд. - Москва : Сварог и К, 2018. - 144 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-93070-055-8
  3. Капр, Альберт. Эстетика искусства шрифта [Текст] : тезисы и маргиналии со 152 иллюстрациями / Альберт Капр ; [пер. с нем. В. П. Милютина]. - Москва : Книга, 2017. - 123, [1] с. : ил.; 30 см; .; ISBN 256-5-91594-022-5
  4. Таранов, Николай Николаевич. Искусство рукописного шрифта : Учеб. пособие / Н. Н. Таранов. - М. : Изд-во МПИ, 2016. - 154,[1] с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-7043-0540-7 : 30 к.
  5. Майоров, Виталий Иванович. Композиция [Текст] : базовый курс для студентов средних специальных учебных заведений по специальностям "Реклама" и "Дизайн графической рекламы" : учебное пособие : графика, формальная и предметная композиции, средства гармонизации композиции, цвет в композиции, типы и формы композиций, стиль и стилизация формы, пластика, шрифт в композиции, композиция плаката, визуально-информационные формы / В. И. Майоров, В. Д. Васильев. - Чебоксары : Перфектум, 2016. - 179 с. : ил., цв. ил., портр.; 28 см.; ISBN 978-5-4234-0024-8

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.