Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ГАРЕМА ПРИ ДВОРЕ ХАЛИФА ДИНАСТИИ АББАСИДОВ
EVERYDAY LIFE OF GAREM AT THE COURT OF THE KHALIF OF THE ABBASSID DYNASTY
Victoria Kolyada
master's student, Department of World History and International Relations, Lugansk State Pedagogical University,
LPR, Lugansk
Ziyavudin Saidov
scientific director, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Luhansk State Pedagogical University,
LPR, Lugansk
АННОТАЦИЯ
В рамках статьи сделана попытка изучения повседневного образа жизни гарема во время правления династии Аббасидов. Рассмотрены занятия и воспитание девушек в гареме, а так же их внешний вид.
ABSTRACT
Within the framework of the article, an attempt was made to study the daily lifestyle of the harem during the reign of the Abbasid dynasty. The lessons and education of girls in the harem, as well as their appearance are considered.
Ключевые слова: Восток; гарем; халиф; наложница; невольница.
Keywords: East; harem; caliph; concubine; slave.
В истории мусульманского Востока отсутствует другое такое явление, которое, с одной стороны, столь широко известно всему миру, но, с другой, представления о котором были бы столь туманны и противоречивы, как гарем. Обращаясь к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, мы находим такое понятие: «гарем – женская половина дома у мусульман» или же «жены и наложницы богатого мусульманина» [4]. В словаре «Османская история и термины» Мехмеда Зеки Пакалина встречаем такое определение: «гарем – название дворцовых особняков и домов, предназначенных для женщин; место наслаждения – священное и почтенное» [7, с. 258]. Это понятие отражает отношение мусульман к гарему, к женщинам, находящимся там, – они «священны» для каждого мужчины и предназначены только для него. В том или ином виде гаремы существовали везде, во все времена и задолго до ислама как явление, не противоречащее природе.
Гарем как явление в дворцовой жизни сложился и окончательно оформился в период правления Аббасидов (750-1258 гг.) и стал моделью для последующих мусульманских правителей. Гарем являлся символом могущества халифа, порой более красноречивым, чем армия или флот. Количество наложниц в гареме могло быть разным, в приличном гареме содержалось от 300 до 1200 наложниц с их слугами, евнухами, чтецами Корана, поварами. К примеру, внушительный по численности гарем держал знаменитый Харун ар-Рашид, о чем говорится в некоторых исторических сочинениях, например, в «Таджариб ал-умам» Ибн Мескавейх. Известно, что в гареме у халифа было больше 2 тыс. женщин-рабынь - служанки, танцовщицы певицы. Постоянными любовницами халифа, рожавшими для него детей, были лишь 24 женщины. Ал-Мутаввакиль якобы содержал 4 тыс. наложниц и с каждой из них делил постель [6, с.327].
Так как гарем был символом могущества правителя, то ему отводилась лучшая часть дворца. Главной задачей архитекторов и прочих устроителей гаремов было создание всевозможных удобств, красоты и особой атмосферы, способствующих наслаждению жизнью. Гарем включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери халифа, покои наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, сады, пруды с экзотическими рыбками, бассейны, фонтаны, зверинцы, театр, лечебницы и многое другое [6, с. 44].
Гарем не был местом исключительно сексуальных развлечений халифа, что вовсе не означает, что в гареме не было места сексуальному влечению. Это был сложный механизм сосуществования семьи правителя. Чтобы этот механизм исправно работал, у каждого в гареме, были свои обязанности, в том числе и у девушек, которые должны были следить за собой и постоянно совершенствовать. В этом им помогали мать халифа и другие калфы гарема, которые обучали девушек гаремным премудростям, умению угождать повелителю и прочим способам разбудить в нем желание. Это было жизненно важной наукой, потому что при дворе было еще три сотни красавиц, жаждавших внимания правителя. Одной из главных наук в гареме было умение красиво и грациозно двигаться. Привычные способы сменялись утонченными, а большей частью прививались новые. Стоять, сидеть, приближаться к повелителю или его ложу, подавать кофе, отводить глаза, принимать подарки - премудростей было много. И все это следовало делать с особым изяществом и вместе с тем томным кокетством, с тенью священного ужаса и едва скрываемой страстностью. Помимо этого искусства обольщения девушки изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам.
По сравнению с окружающим миром, гарем мог показаться царством свободы и раскрепощенности. Здесь не скрывали лиц и прочих прелестей. Напротив, подчеркивать, и даже преувеличивать все свои достоинства было прямой обязанностью их обладательниц. Но как только обитательница гарема, хотя бы ненадолго, выходила за его пределы, все менялось [3, с. 99].
Так как все девушки в гареме являлись иностранками, они неизбежно оказывали влияние на гаремные костюмы. Жены и фаворитки правителя никогда не появлялись перед ним в одном и том же платье. Халиф и сам любил менять наряды. Отправленные в отставку костюмы поступали в распоряжение слуг. Гаремные правила регулировали и повседневные наряды наложниц. Как писал один из придворных гарема «обычай требует, чтобы никто во дворце не носил шуб, шалей, кофт, чтобы полудекольтированное платье было форменной одеждой. Единственные лица, имеющие право тепло одеваться и кутаться сколько угодно, это принцессы крови и жены правитель. В силу этого закона все кальфы, ученицы должны проходить по залам и большим мраморным лестницам по сквозному ветру в одной легкой энтари на плечах» [1, с. 69]. Прекрасным дополнением к образу наложниц или жен халифа были и красиво уложенные волосы. Французский прозаик и поэт Теофиль Готье писал следующие: «Их волосы заплетались во множество мелких косичек или рассыпались по плечам. На голове сверкала словно алмазный шлем, маленькая, небесно-голубая атласная тюбетейка, которую почти целиком покрывали нашитые на нее бриллианты изумительно чистой воды» [3, с. 102].
Помимо нарядов и причесок, драгоценности были самыми желанными спутниками женщин. В сералях украшения полагались наложницам «по службе», а кроме того преподносились в дар их повелителем или гостями сераля, желавшими угодить матери правителя. Одна из египетских наложниц халифа Мелек так описывала наряды и украшения присутствующих в гареме девушек: «На плечах надеты были что-то вроде поясов, составленных из восьми или десяти штук больших золотых монет; у некоторых по обе стороны лица висели кисти из крупного жемчуга; у арабских женщин в украшениях играют точно такую же важную роль жемчуг и золотые монеты, как у турчанок бриллианты. Бряцание золотых монет при каждом движении голов или тела, разнообразие и блеск цветов их костюмов, различные виды их трубок, то зеленых, то красных, то голубых, - все это вместе взятое придавало особенно интересный характер этому обществу» [3, с.107].
В гаремах умели все - изменять цвет волос, губ и даже глаз. Удалить лишнее и создать недостающее. Перед походом в опочивальню халифа, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы. Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель – пасту с перцем, известью и семенами льна. Распалить желание избалованного женским вниманием халифа было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах наложниц узоры. Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию. Лица и тела прелестниц украшались золотыми блестками, смешанными с ароматными кремами. Чтобы привлечь внимание халифа девушки источали всевозможные ароматы. Каждая наложница искала свой неповторимый и привлекательный запах. Цветочные одеколоны и духи, масла и настойки, крема и бальзамы придавали женским достоинствам чудесные оттенки. Особыми ароматными курениями пропитывали волосы и одежду девушек. [3, с. 100].
Если главной обязанностью гаремных див было развлекать своего господина, то главной потребностью оставалось развлечение самих себя. Каждая новая одалиска привносила в культуру гаремных развлечений что-то свое, унаследованное от традиций ее родины.
Среди гаремных забав были различного рода рассказы, истории и т.д. которые рассказывали калфы-рассказчицы. Это были образованные, которые умели читать на персидском и арабских языках, знавшие произведения поэтов и ученых. Популярными жанрами были романы в стихах. Гаремный эпос дополнялся музыкой. Музыкантшами, как правило, были рабыни. Играли на таких инструментах как дамасская лютня, персидская арфа, татарская флейта и египетский канун, тростниковая флейта, бубен с колокольчиками и др. Звучание музыкальных инструментов дополнялось искусством танца. Гарем, как и Восток в целом, немыслим без танца. Не умевшая красиво танцевать наложница почти не имела шансов, понравится своему правителю. Наиболее распространенным был танец живота. У танца живота много вариантов: танец с тростью, с миниатюрными цимбалами, бубном, шарфом и др. Таким образом, видно, что танец во всех его видах был распространен на Востоке и в гареме он служил здесь главным развлечением.
Существует заблуждение, что женщины были вечными узницами гаремов и никогда не покидали их стен. Это вовсе не так. Гаремные красавицы посещали базары, сады, катались на лодках и т. д. Считалось, что лучшие сады были в гаремах повелителей. Один из таких садов представлен в сказках «Тысячи и одной ночи»: «Сад, где было все, что желательно душе и услаждает очи. Там были высокие колонны и строения, уходящие ввысь. Были у сада сводчатые ворота, подобные дворцовым, и лазоревые ворота, подобные вратам райских садов, а над ними были виноградные лозы всевозможных цветов. Были в этом саду всякие плоды, цветы, и зелень, и благовонные растения - жасмин, бирючина, перец, лаванда и роза, во всевозможных видах своих, и баранья трава, и мирта, и все цветы полностью, всяких сортов» [7, с. 256]. Помимо прогулок в дворцовых садах гаремы могли выезжать в задрапированных экипажах в сопровождении кальф, служанок и под охраной конных евнухов. Выезд гарема представлял собой грандиозную процессию. О том, как отдыхали женщины в обычных домах, американский писатель Алев Литл Крутье пишет: «За внешним миром женщины могут наблюдать, сами оставаясь невидимыми, с балконов, также закрытых решетками. Для прогулок на свежем воздухе женщины пользуются двором, террасой на крыше дома и садом, что также входит в границы гарема. Излюбленным местом для женщин были террасы на крышах домов, откуда можно наблюдать за плывущими кораблями, где легче дышится в жаркий полдень и где, хорошо закусывать на открытом воздухе. Эти террасы позволяли женщинам незамеченными переходить из одного дома в другой» [3, с. 183].
Подводя итог, можно сказать, что помимо изучения искусства обольщения правителя девушки вели достаточно активную жизнь в гареме. Гаремы жили своей тайной жизнью, вырабатывая свой особый этикет, развивая традиции, совершенствуя структуру и иерархию и впитывая опыт всего света, особенно по части любовных наук. Гарем аббасидских правителей всегда был источником интриг, постоянно шла борьба между женщинами за внимание властелина, за власть в гареме, а порой и во всем государстве.
Список литературы:
- Ас-Саби Хилал Установления и обычаи двора халифов. М.: Наука, 1983. – 147 с.
- Женщина и ислам: сборник статей. М.: Дизарт Тим, 2017. – 72 с.
- Казиев Ш.М. Повседневная жизнь восточного гарема. М.: Молодая гвардия, 2006. – 266 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:http://slovarozhegova.ru/view_search.php. (дата обращения: 08.05.2021)
- Полигамия в исламе – жены Муххамада [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:https://proza.ru/2012/03/01/2109 (дата обращения: 02.05.2021)
- Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 544 с.
- Pakalin M.Z. Osmanli Tarih Deyimleri ve Terimleri Sozliigii. Istanbul: Milli Eğitim Basımevi, 1971. – 784 s.
Оставить комментарий