Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Воропай Е.С. АРАБСКИЙ МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ «ИСЛАМСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ» АЯТОЛЛЫ АЛИ ХАМЕНЕИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 18(146). URL: https://sibac.info/journal/student/146/213089 (дата обращения: 14.05.2024).

АРАБСКИЙ МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ «ИСЛАМСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ» АЯТОЛЛЫ АЛИ ХАМЕНЕИ

Воропай Елена Сергеевна

магистрант, кафедра всемирной истории и международных отношений, Луганский государственный педагогический университет,

ЛНР, г. Луганск

Савенков Валерий Валерьевич

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц., Луганский государственный педагогический университет,

ЛНР, г. Луганск

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется сущность, функционирование и основные принципы концепции «Исламского пробуждения», разработанной Али Хаменеи, для интерпретации современной ситуации в странах Ближнего Востока.

ABSTRACT

The article analyzes the essence, functioning and basic principles of the concept of «Islamic Awakening», developed by Ali Khamenei, to interpret the modern situation in the countries of the Middle East.

 

Ключевые слова: Хаменеи, Иран, Исламская революция, «Исламское пробуждение».

Keywords: Khamenei, Iran, Islamic Revolution, «Islamic awakening».

 

Интерес к изучению иранской внешнеполитической концепции «Исламского пробуждения» появился после 2011 г., когда она стала основой идеологии Ирана в описании событий «Арабской весны» и его взаимоотношений со странами региона Ближнего и Среднего Востока. В отечественной и западной историографии данной концепции уделяется не очень много внимания. В России сюжетами, связанными с «Исламским пробуждением», занимается А.В. Баранов. В своих работах [1, 2] он подробно разбирает принципы данной концепции в контексте событий «Арабской весны». Среди западных исследователей следует выделить работы П. Мохсени [7] и С. Хадери-Арайи [6], в которых авторы дают полный анализ концепции «Исламского пробуждения» в контексте внешней политики Ирана.

В январе 2011 г. возникла концепция «Исламского пробуждения» как альтернатива событиям «Арабской весны» в странах арабо-исламского мира. Данный термин восходит своими корнями к трудам идеолога и «основателя» Исламской Республики Иран Рухоллы Хомейни. Впервые понятие «Исламское пробуждение» было применено 4 февраля 2011 г. аятоллой Али Хаменеи в Тегеранском университете во время пятничной проповеди, для характеристики событий в арабском мире.

Претендуя на роль лидера в регионе, Исламская Республика Иран, пристальное внимание обращает на ситуацию и анализ возможных вариантов развития региональных народных движений. Так, Тегеран на протяжении 2011-2013 гг. провел три конференции международного уровня, которые были посвящены проблемам Исламского пробуждения.

Аятолла Хаменеи предлагая концепцию «Исламского пробуждения» пытался предотвратить осуждение со стороны мирового сообщества по поводу   вмешательства во внутреннюю политику граничащих государств, а также поддержать антиправительственные выступления. Хаменеи преподносил эти события на Ближнем Востоке не как стремление иранских властей искусственно революционизировать мусульманский мир, а как естественный процесс, вызванный внутренними причинами. «Американские власти представляют ИРИ в качестве главной причины своих неудач, хотя на самом деле, причина кроется в пробуждении и в том, что народы этих стран отстаивают правое дело. Влияние и сила ИРИ в регионе и среди народов проявляется посредством духовного воздействия, оказывающее Исламской системой на пробуждающиеся народы региона, и Америка ничего не может поделать с этим» [3]. Основным источником для Исламского пробуждения, кроме наглядного примера существования Исламской Республики Иран, служит Ислам и священная книга мусульман – Коран. Своими корнями идеологически движение уходит в историю, которая насчитывает более 150 лет, когда богословы из стран Азии и Африки выступали инициаторами исламского движения. Но самое сильное воздействие на формирование идей, послуживших основой для Исламского пробуждения оказало наследие Имама Хомейни.

Среди центральных задач, положенных в основу Исламского пробуждения Аятолла выделяет такие задачи как: достижение подлинной, а не фиктивной независимости, что позволит мусульманским народам на практике восстановить и возродить уважение и национальное достоинство, которые были попраны и разрушены во время продолжительных лет коррумпированных и диктаторских правлений и политического преобладания Запада и Америки; возвысить символ глубокой веры – знамя Ислама; сопротивляется подавлению и  влиянию Европейских стран и Соединенных Штатов Америки, которое приносит на протяжении последних 200 лет, унижение и опустошение народам. Аятолла Хаменеи считает, что неизбежно нужно порвать оковы евроцентризма, которые не принимают во внимание достижения исламской цивилизации. «Я категорически выступаю против именования нашего региона Ближним Востоком, также как и остальные части – Средним и Дальним Востоком. Дальним от кого? От Европы. Ближним к кому? К Европе. Эти наименования просто означают, что Европа по-прежнему является центром мира. Применительно к Европе, это действительно так, но в отношении нас – это некорректно. Мы о себе должны говорить «Западная Азия» [9].

Исторически сложившаяся зависимость от Запада является еще одной важной проблемой, укоренившейся в сознании мусульманских народов, которая мешает встать на путь самостоятельности и независимости. Суть проблемы заключается в том, что современная мусульманская молодежь все еще сохраняет чувство, что «нам необходим Запад, чувство нашей неполноценности по отношению к Западу» [8].

Без соответствующей объединяющей идеи не может быть достигнуто экономического и политического возрождения. В качестве основной цели Исламского пробуждения аятолла Хаменеи выдвигает центром жизнедеятельности людей Ислам и шариат. Священный Коран, по словам Хаменеи, может стать путеводной звездой и выполнить все потребности человечества, отдельно подчеркнув, что все проблемы и слабости мусульманских народов могут быть исправлены посредством обращения к Священному Корану [7]. Аятолла глубоко уверен в том, что западная концепция материалистической цивилизации не может наделить благополучием и благоденствием все человечество, из-за отсутствия морали. Поэтому на смену должны прийти социальная и политическая системы, в основе которых будут лежать исламские принципы.

Говоря о длительности движения Исламского пробуждения аятолла Хаменеи в своих выступлениях утверждает так: «после свержения коррумпированного диктатора, может появится чувство, что работа сделана, а это приведет к уменьшению мотивации народа на дальнейшее преобразование революции» [1, С. 73].

Таким образом, рассмотрев основные положения концепции «Исламского пробуждения» аятоллы Али Хаменеи можно сделать вывод, что иранские власти предлагают идеологию народным антиправительственным движениям в регионе, для превращения их в движения политического ислама. Аятолла также не скрывает данной цели, ведь ее достижение будет выгодно Ирану «Иран должен рассматривать себя как потенциальную модель и возможный источник оказания помощи другим мусульманским государства. Если другие народы воспримут опыт иранского народа, это принесет выгоду не только Ирану, но и региональным странам, так как будет образована единая мусульманская нация». Тем самым Иран стремится встать во главе объединенного на исламских основах не только арабского, а всего единого мусульманского мира.

 

Список литературы:

  1. Баранов А.В. «Исламское пробуждение» и «Арабская весна»: внешнеполитическая доктрина Исламской Республики Иран  / А.В. Баранов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. – 2013. Т. 13 Вып. 3. – С. 71–77.
  2. Баранов А.В. Образ «Большого Сатаны» в концепции аятоллы Али Хаменеи / А.В. Баранов // История и историческая память. – Саратов, 2017. – Вып. 15. – С. 52-67.
  3. Юрченко В.Н. А. Хаменеи о структуре современного мира через призму проблемы прав человека / В.Н. Юрченко // Ближний Восток и современность. Сб. ст. М., 2009. Вып. 40. С. 264.
  4. Мирский Г.И. Международные отношения на Ближнем Востоке / Г.И. Мирский // Азия и Африка в современной мировой политике. – М., 2012.– С. 91.
  5. Саджадпур К. Читая Хаменеи: взгляды на мир самого влиятельного деятеля Ирана / Карим Саджадпур; [пер. с англ. А. Сатунина]; Моск. Центр Карнеги. – М.: Изд. Эхо Бук, 2009. – 51 с.
  6. Ghaderi Araee SM. Impact of Islamic Revolution in Iran And Islamic Awakening In the world / Seyyed Mohammad Ghaderi Araee // International Journal of Humanities and Social Science Invention (IJHSSI). – 2018. – № 1. – С. 76–81.
  7. Mohseni P. The Islamic Awakening: Iran’s Grand Narrative of the Arab Uprisings / Payam Mohseni // Middle East Brief. № 71 April 2013 [Электронный ресурс]. – Доступ к источнику: https://www.brandeis.edu/crown/publications/meb/MEB71.pdf  (дата обращения 11.02.2021).
  8. Supreme Leader Meets with Teachers and Professors of North Khorasan [Электронный ресурс]. – Доступ к источнику: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=10017 (дата обращения 11.02.2021).
  9. Supreme Leader’s Speech to Professors [Электронный ресурс]. – Доступ к источнику: http://www.leader.ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=9656 (дата обращения: 14.02.2021).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.