Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Савинкова Е.С. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЦИКЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А. А. БЛОКА «ГОРОД» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 18(146). URL: https://sibac.info/journal/student/146/212688 (дата обращения: 22.11.2024).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЦИКЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А. А. БЛОКА «ГОРОД»

Савинкова Екатерина Сергеевна

студент, кафедра русского языка и литературы, Благовещенский государственный педагогический университет,

РФ, г. Благовещенск

Ладисова Ольга Владимировна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., Благовещенский государственный педагогический университет,

РФ, г. Благовещенск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается употребление лексических средств выразительности и их функционирование в цикле стихотворений А. А. Блока «Город». Цель работы – проанализировать употребление функционирование лексических средств выразительности в цикле стихотворений А. А. Блока «Город». Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что в данном цикле стихотворений лексические средства выразительности были мало изучены. Основное внимание в статье акцентируется на функционировании и выявлении лексических средств.

 

Ключевые слова: лексические средства, поэт, А. А. Блок, символизм.

 

Цикл стихотворений А.А. Блока «Город» написан в 1904 – 1908 годах, в период, на который пришлись первая русская революция и русско-японская война. Посвящён не называемому впрямую, но очевидному городу Петербургу. В цикл входит 42 стихотворения («Петр»; «Город в красные пределы»; «Незнакомка»; «Фабрика» и др.). Как поэт-символист, А. А. Блок в своих стихотворениях часто использует различные средства выразительности (фонетические, лексические, синтаксические), что является одной из главных особенностей его поэзии.

Для повышения выразительности речи художественных текстах используются лексические, фонетические, синтаксические средства.

Лексическими средствами выразительности считаются языковые средства, связанные с переносным значением слов (тропы) и их окружением, лексические единицы языка, изобразительные возможности которых используются для создания литературных образов.

От их правильного использования зависит понимание текста, его эмоциональная и стилистическая окраска, более яркая и полная картина изображаемого.

По мнению И. С. Блиновой и Н. А. Красавского [2, с. 39] эпитеты имеют такие базовые функции как: художественно-эстетическая, экспрессивная, оценочная и конкретизирующая. Оценочные и конкретизирующие эпитеты расширяют у читателя рамки лексем, придают описанию большую эмоциональность, они играют огромную роль при создании общей атмосферы произведения.

Язык текстов А. А Блока связан с традициями поэзии В. А. Жуковского, Вл. Соловьева, А. С. Пушкина, он многое взял от наследия А. В. Гоголя, Л. Н. Толстого. Вместе с этим поэт остался символистом, что отразилось в самых глубоких основах его поэтического языка.

Из цикла стихотворений А.А. Блока «Город» [1, С. 413] нами выделено 427 эпитетов, 101 метафора, 30 олицетворений, 30 перифраз, 28 лексических повторов, 8 метонимий, 6 единиц оксюморона, 5 гипербол, 3 аллегории, 10 синонимов, 16 антонимов, 7 фразеологических единиц, 13 устаревших слов, определены их виды и роль в художественном тексте.

Для иллюстрации остановимся на примере эпитетов, так как автор их использует здесь больше всего.

Эпитетом называется вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Опираясь на классификации А.А. Потебни [6, С. 96], В. П. Москвина [5, С. 132] и В.В. Виноградова [3, С. 78], мы выделили различные виды эпитетов, использованные автором при создании образа города.

По составу выявлены эпитеты: простые (382 единицы) – выражены однокорневыми именами прилагательными.

(И с тихим свистом сквозь туман глядится Змей, копытом сжатый [1, C.175.]; Бегите все на зов! на лов! На перекрестки лунных улиц [1, C.176]; Он говорил умно и резко и тусклые зрачки [1, C.182]).

Сложные (13) – содержат в себе два корня (Уводи, переулок, дымно-сизый туман [1, C.177]; серо-каменное тело кровью солнца окатил [1, C. 177]; Вот в окно, где спокойно текла Пыльно-серая мгла [1, C. 200], И предок царственно-чугунный Всё так же бредит на змее [1, С. 220], и др.).

Составные (12 единиц) – представлены словосочетаниями (веселый голос тонок [1, C. 181]; Он вонзился ногтями в кирпич унизительной позе греха [1, C. 200]; Как сладко, и светло, и больно, мой голубой далекий брат [1, C.190] и др.)

По частеречной принадлежности: эпитеты-наречия (15 единиц) – однословные эпитеты, мотивированные качественными и относительными прилагательными (нежно кормила у груди [1, С. 178]; Я искал бесконечно красивых [1, С. 179]; Чтоб глядел я жадно из того угла [1, С. 193], и др.).

Эпитеты-существительные (7 единиц) (Эту музыку блеска впивать [1, С. 179]; И пьяницы с глазами кроликов [1, С. 185]; Взору смерти – взор ответный [1 C. 202]; И за венцом волос качалась мерно комнат даль [1, C. 222]; разорванной в клочья лазури [1, C. 225]); эпитеты-прилагательны( 228) (Вечность бросила в город оловянный закат [1, С. 176]; В окнах фабрик – преданья о разгульных ночах [1, С. 176]; целомудренные лица кажут белый ряд зубов [1, С. 177]).

Эпитеты-причастия (8 единиц) (Встревожен их прогнивший хлев [1, С. 184]; Надменный вздох истлевших уст [1, С. 194]; распростерта не смевшая пасть [1, С. 201]; Пучки вечереющих роз [1, С. 219]; Сверкнувших колец чешуи [1, С. 220], и др.)

Функции эпитетов в его поэтических текстах самые разнообразные. В стихотворении «Незнакомка» [1, C. 185] поэт использует множество украшающих эпитетов: горячий воздух; пьяные окрики; влага терпкая; влага таинственная; очарованный берег. Они помогают проникнуться атмосферой, которую описывает автор, используются для образного художественного определения, как выразительный признак описания.

Чаще всего в своих произведениях автор использует описательные эпитеты-прилагательные, которые так же помогают передать исторический колорит эпохи и выражают отношение автора к происходящему. Благодаря эпитетам передается авторское представление о мире, городе, выражается его позиция, эмоциональное отношение к описываемым событиям. Перед нами предстаёт мрачный город, накрытый постоянными туманами и мглой, сквозь которые еле пробивается свет фонарей, тяжелый, зловещий город из камня, равнодушный ко всему живому, город, берущий в заложники, поглощающий личности, город как «пейзаж души» лирического героя, под которым мы угадываем Петербург. Герой чувствует, переживает на фоне природы: серой дали, дымно-сизого тумана, пыльно-серой мглы, вечереющих роз, оловянного заката, серого неба, глухих вечеров. Город противопоставляется естественной жизни природы. А. А. Блок, используя яркие контрасты, стремится познакомить читателя с внутренним состоянием своего лирического героя. Автор и город- антиподы. Эпитеты позволяют автору представить образ города как фантастическое, призрачное, обманчивое видение, как город странных и ужасных» явлений, населенный «черными человечками», «пьяными красными карликами», «невидимками».

В то же время эти же образные средства А. А Блок использует, чтобы показать нам уже другой город, город социального неравенства, включающий сцены горя и обездоленности простого горожанина, подверженного капиталистической эксплуатации. А.А. Блок тонко чувствует беды и несчастья города, его жителей, не может закрывать на них глаза. Эпитеты помогают ему продолжать описывать нереальные, сказочные миры, ища в них собственный покой и личное счастье.

Эпитеты помогают понять впечатления автора от урбанистического окружения, поражающего своей безжизненностью, подчеркивают обреченность города.

Например, в стихотворении «Город в красные пределы» [1, С. 177], пред нами предстаёт мертвый лик города, с серо-каменным телом в грязно-рыжем пальто.

Город в красные пределы

Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил.

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон –

Всё закатом залито.

«Город в красные пределы» [1, С. 177]

Таким образом, эпитеты выполняют такие функции как: передача авторского представления о мире, выражение его позиции; усиление выразительности поэтического текста; выделяют характерное качество или черту описываемого предмета, события, явления, усиливают образность текста; передают определенной эмоциональное отношение к описываемым событиям.

 

Список литературы:

  1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы/ А. А. Блок. – М.: Дрофа, 2006 – 413 с.
  2. Блинова И. С. Функции эпитета в художественном тексте / И. С. Блинова, Н. А. Красавский. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – 79 с.
  3. Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. – 467 с.
  4. Минц З. Г. Блок и русский символизм. М.: Наука, 2000. – 360 с.
  5. Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: Общая и частные классификации. М., 2007. – 390 с.
  6. Потебня А. А. Из записок по теории словесности, Хар.,1905. – 378 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.