Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Нуржанова Т.Б. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАТЕГОРИИ ПАМЯТИ В ПОВЕСТИ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 18(146). URL: https://sibac.info/journal/student/146/212164 (дата обращения: 30.12.2024).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАТЕГОРИИ ПАМЯТИ В ПОВЕСТИ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»

Нуржанова Тогжан Бахытжановна

магистрант кафедры русского языка и литературы, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза,

Узбекистан, г. Нукус

Определяя творческую направленность известных писателей, А. Лапченко конкретизирует: «У каждого большого художника есть своя концепция человека и индивидуальные принципы её художественного воплощения. У Льва Толстого такая мировоззренческая доминанта, организующая единство героя – это представление о текучести человека, у Фёдора Достоевского – необходимость для него личного решения нравственно-философского вопроса жизни и т.д. Для творчества В. Распутина такой основополагающей категорией является память» [4, с. 5]. Как мы уже убедились, проблема памяти так или иначе присутствует во всех произведениях В. Распутина. Но она становится доминирующей, наиболее отчётливо проявляется в повести «Прощание с Матёрой».

В повести внутренний этический конфликт, который выливается в форму борьбы памяти и беспамятства, имеет универсальное значение. Он является отправной точкой всей художественной системы повести, её нравственно-философской концепции. Вместе с тем, память, как художественная категория последовательно выражена в системе образов этой повести.

В своём произведении В. Распутин использует принцип разграничения и взаимной соотнесённости персонажей в перспективе нравственно-философской темы памяти. С углублением и усложнением характеров, усилением в произведении социально-аналитического начала, широким использованием средств художественной условности углубляется и философская основа конфликта, отражающего драматическое, зачастую трагическое столкновение двух типов мировоззрения, мироощущения – истинных хозяев земли с различного рода туристами и «обсевками».

Все персонажи повести разграничены по принципу духовного или рационально-практического отношения к затоплению Матёры. Для главной героини Дарьи предстоящее затопление равносильно концу света. Именно через её монологи об ответственности перед умершими, о совести, о человеке, о том, зачем человек живёт, В. Распутин проводит мысль о памяти как основе духовного, нравственного существования. Особенность ситуации в «Прощании с Матёрой» состоит в том, что сама по себе она не является трагической, всё дело в отношении персонажей к этому событию. И. Дедков подчёркивает, что «для рационального, практического ума всё это гниль, старушечьи глупости и фантазии. Для В. Распутина – это духовное состояние, которое невозможно не уважать. Невозможно не оценить» [2, с.265].

Образ Дарьи – нравственно-философский цент произведения. Вся образная система повести организуется идеей связи между поколениями, преемственности национальной культуры. Воплощением этой идеи является Дарья. Она единственный персонаж, который прямо соотнесён со всеми символическими образами (Листвень, Хозяин, голоса предков), отражающими всю систему духовных ценностей, обозначенных понятием – память. Дарья заботится о могилах, сносится с предками, обряжает избу, в забытьи оказывается под лиственеем, в последнем прощании с островом её сопровождает Хозяин.

Особенности её личной судьбы не играют важной роли в раскрытии психологии героини, и не сложность её жизни придаёт драматизм этому образцу. Её личная судьба, по сравнению с другими персонажами, относительно благополучна. Однако затопление деревни для неё равносильно смерти. Дарья испытывает чувство вины перед предками и завещанной ими на «подержание» и сохранение для будущих поколений Матёрой. Она испытывает вину перед прошлым и будущим поколением за то, что на ней размыкается духовно-историческая связь времён.

С точки зрения вечных ценностей, проверенных веками, которые в повести объединены образом памяти. Дарья решает для себя многие вопросы: жизни и смерти, места человека в жизни. Таких как Дарья называют хранительницами родовой памяти, они не дают обществу забыться в беспамятном эгоистическом обновлении, в заботах одного нынешнего дня, утверждая здоровую и необходимую правду, что «ты не только то, что носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя», и, что может быть, вот это «незамечаемое» и есть основа жизни. Об этом твердит старуха Дарья, об этом, подхватывая её правду, не устаёт говорить автор, всей уходящей деревенской жизнью напоминая нам, что «мы – только звено в цепи существования, звено, а не вся цепь, и держимся мы ровно тем, что было позади, и тем, что ещё далеко впереди и ещё неразличимо в очертаниях, но уже натягивает эту единую цепь» [3, с.8].

Дарья – носитель и хранитель памяти, составляющей основы нравственного существования человека. Она в наиболее органичной форме воплощает духовный опыт прошлого. В дневнике Льва Толстого читаем: «Прогресс нравственный человечества происходит только от того, что есть старики. Старики добреют, умнеют, передают то, что они выжили следующим поколениям. Не будь этого, человечество не двигалось бы» [6, т.20, с. 197]. А. Бочаров по этому поводу конкретизирует: «Старики как выразители мудрости – это был, конечно, значительный поворот в нашей литературе, густо настоянной до того на борьбе нового со старым, на поэтизации вожаков, ломающих старый быт, старые нравы, традиционное почитание старших» [1, с. 351]. Распутинской Дарье в этом значительном повороте принадлежит одна из главных ролей.

В этой повести для выражения категории памяти В. Распутин использует разветвленную систему образов-символов. Символ только соединяет определенный облик объекта и то смысловое значение, которое за ним стоит. В. Распутин для выражения символики повествования использует реалистические образы.

Большое значение в выражении категории памяти имеет название острова – Матёра. Это своеобразный символ, который по мнению Ю. Селезнёва, «идейно-образно связан с такими родовыми понятиями, как мать (мать-земля, мать-Родина), материк-земля, окруженная со всех сторон океаном. Остров Матёра – это как бы малый материк» [5, с. 88].

Разумеется, материнское начало (мать, матёра) – важный для В. Распутина образ-символ. Именно материнское начало символизирует собой привязанность к родному очагу, земле, постоянство. Название острова символизирует близкое духовное родство между ним и его обитателями. Остров – это мать, а все его обитатели – дети. Человек, отступивший от матери-Родины, отступит и от родной матери. Оба образа взаимосвязаны как часть и целое. Мать как явление и как образ-символ – это живое воплощение тех качеств, которые связывают человека с родным домом, землёй, предками.

Повесть «Прощание с Матёрой» вобрала в себя лучшие черты предыдущих произведений В. Распутина. Здесь и противопоставление двух типов персонажей, соотнесение прошлого и настоящего, глубинные ретроспекции в прошлое. Но в ней всё это качественно меняется благодаря образно-символической условности и философской углубленности главного образа.

 

Список литературы:

  1. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Дедков И. Меж небом и землёй. // Дружба народов, 1977, №3.
  3. Курбатов В. В тебе и вокруг. // Распутин в Повести. – М.: Молодая гвардия, 1988.
  4. Лапченко Л. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. – Л.: ЛГУ, 1985.
  5. Селезнёв Ю. Созидающая память. – М.: Знание, 1976.
  6. Толстой Л. Полное собрание сочинений. – М.: Гослитиздат, 1953.

Оставить комментарий