Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Попова И.А. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 18(146). URL: https://sibac.info/journal/student/146/211923 (дата обращения: 19.11.2024).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Попова Ирина Алексеевна

cтудент, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доцент ВАК РФ, проф. кафедры изобразительного искусства, Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Под «критериями оценки» принято понимать совокупность характеристик личности, по которым оценивается эффективность выполнения работы учащимся, количественные и качественные изменения при выполнении сравнительного анализа работ учащихся педагогами, выявление уровня сформированности знаний и умений учащихся на всех этапах обучения.

Главной задачей оценки является не только анализ конечного результата, выполненной учеником работы, но и анализ всего хода деятельности, процесс усвоения знаний и умение применять их на практике, выполнение самостоятельной работы и умение самостоятельно находить и анализировать ошибки, а также активное взаимодействие учителя с учеником.

Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока: в начале занятия; в ходе самостоятельной работы учащихся; в конце урока. Творческая деятельность как один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей деятельности ученика, индивидуальных качеств его личности, элементов творчества в рисунке.

При оценке творческой деятельности учащихся необходимо учитывать следующие параметры:

- декоративность: выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т.д.);

- содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

- оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное восприятие задания.

Разработка критериев оценки ведется на основе анализа возрастных психологических особенностей развития личности, рассмотренных в разделе 1.1.

Первая группа критериев затрагивает уровень восприятия, на котором оценивается чувственная сторона, образность и восприятие цвета. На занятиях по декоративной композиции особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, то есть стилизуются по форме и цвету, что дает возможность учащимся целостно, то есть обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений. Важно, чтобы учащиеся целостно воспринимали натуру, умели выстраивать ритмически организованное пространство и подчинять второстепенное главному. Через восприятие учащиеся также передают свое отношение к натуре посредством использования определенной цветовой гаммы, которая определяет и задает настроение всей композиции.

Уровень восприятия можно разделить на несколько составляющих:

1. Декоративное восприятие темы композиции. Декоративное восприятие темы композиции подразумевает то, что педагог дает установку учащимся на то, что при изображении различных предметов из всех совокупности качеств, характеризующих окружающий предметный мир, извлекались только те, которые трактуются не натурно и подчиняются задачам колористической декоративности. К таким качествам относятся очертания предметов, силуэт и цвет. Тема должна восприниматься учащимися как использование исходного материала (натурного) или материала, который был получен ранее (зарисовки и наброски предметов) для дальнейшего преобразования в стилизованное изображение, кардинально отличающееся по форме, цвету, колориту от реального, исходного изображения.

2.Формирование декоративного замысла– это идея произведения, предполагающая его предвидение с четким пониманием собственных возможностей воплощения в определенном декоративном материале. Для формирования декоративного замысла, способного выразить идею художника в конкретном материале, требуется умение видеть и воспринимать качественный информационный материал и обладать способностью переконструирования сохраненных в памяти образов действительности в образы будущих произведений. Также в формировании декоративного замысла большую роль играет зрительное восприятие, умение наблюдать и подчеркивать характерные особенности предметов, делая зарисовки, компонуя предметы быта в одной постановке на определенную тематику и делая большое количество эскизов. Поиск информации с атрибутами на заданную тему, компоновка этих атрибутов в различном сочетании также влияют на формирование замысла учащихся.

Зачастую стадия формирования замысла по мнению некоторых авторов (Е.И. Игнатьев, Е.В. Шорохов), отсутствует у подростков в силу ряда причин: отсутствие волевых качеств, впечатляемость. Поднимая эту проблему, Е.И. Игнатьев советует, чтобы «перед началом работы на листе учащиеся рассказывали о содержании декоративной композиции, и показывали ее на листе, где будут располагаться главные элементы композиции» [1,4].

3.Стилизация формы и цвета в процессе создания образа. Стилизация формы и цвета в процессе создания образа подразумевает, что учащиеся должны владеть навыками стилизации, используя различные изобразительно-выразительные средства (штрих, пятно, линия) в стилизации формы изображения, уметь пользоваться законами цветоведения и уметь использовать цветовой круг на практике.

Вторая группа критериев затрагивает уровень развития представления. На уровне представления оцениваются научные знания (законы композиции). Данный уровень характеризуется умением применять основные законы и правила композиции, создавать лаконичную декоративную композицию, используя такие основные составляющие как:

1.Композиционная организация изобразительной плоскости. Данный критерий оценки означает, что учащийся должен используя законы композиции, уметь самостоятельно грамотно располагать предметы на изобразительной плоскости. На композиционном этапе учащиеся должны грамотно закомпоновать изображение на выбранном формате. Для этого им необходимо решить три основные задачи:

- Определить величину пятна будущего изображения на плоскости (рисовать нужно в натуральную величину или чуть меньше натуральной величины. Крупнее натуральной величины рисовать нельзя).

- Определить положение пятна будущего изображения (рисунок должен находиться в центре листа, но чуть выше середины).

- Определить характер пятна будущего изображения (определяется касательными линиями, которые соединяют габаритные размеры предметов композиции) [3].

2.Выделение композиционного центра. Выделение композиционного центра. Данный критерий оценки означает, что учащийся должен используя законы композиции, уметь самостоятельно создавать ритмически организованное пространство, в котором второстепенные предметы подчиняются главному – композиционному центру. Грамотным расположением композиционного центра является уравновешенный вариант, когда композиционный центр находится чуть выше и левее середины [2].

3. Баланс и ритм пятен на изобразительной плоскости. Баланс пятен на изобразительной плоскости определяется чередование темных и светлых пятен и их соотношением. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность [2].

Для того, чтобы подростки могли лучше понять и усвоить данный критерий, педагог должен давать определенные задания, упражнения на баланс и ритм пятен на изобразительной плоскости. Например, используя простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) одного цвета, но разных размеров, учащийся должен на белом листе бумаге создать сбалансированную по пятнам композицию. Также баланс пятен по тону можно разобрать на примере упражнения, в котором используется средне серый цвет на черном и белом фоне. На черном фоне серый цвет будет светлым, на белом фоне этот же серый цвет будет темным.

Ритмическая организация лучше всего читается в орнаментах, поэтому подросткам в самом начале важно освоить простые геометрические и растительные орнаменты, для того чтобы в дальнейшем уметь грамотно организовывать ритмическое пространство в декоративных натюрмортах и декоративных композициях.

Третья группа критериев затрагивает уровень технического исполнения. На уровне технического исполнения оценивается метод ведения работы и грамотное использование художественных материалов. Данный уровень можно разделить на несколько составляющих:

1.Методическая грамотная последовательность ведения работы. В основе методической грамотной последовательности ведения работы лежит способность учащихся к упрощенному, стилизованному декоративному изображению предметов на изобразительной плоскости. Грамотная методическая последовательность ведения работы предполагает поэтапное выполнение декоративной композиции, начиная с разработки эскиза, поиска колористического решения (выкрасок) заканчивая переносом итогового эскиза на большой формат с подробной проработкой деталей в цвете.

2. Использование различных материалов и техник. Использование различных материалов и техник предполагает, что учащиеся используют те материалы, которые позволяют добиться необходимого результата и не противоречат его возможностям. Данный критерий оценивания предполагает умение работать с различными материалами (гуашь, акварель, пастель, графит и так далее), умение работать в смешанной технике, где используются несколько материалов (например, гуашь – пастель, акварель – графитный карандаш) для выявления большей выразительности композиции.

3. Степень законченности композиции. Степень законченности определяется целостным впечатлением от всей композиции, его гармоничностью.

Таким образом, критерии оценки уровня активизации творческой деятельности учащихся третьего класса детской художественной школы помогают педагогу грамотно проанализировать весь процесс работы учащихся и их конечный результат, а также постепенно нарабатывать данный навык у самих учащихся, то есть приучать учеников к самостоятельному анализу своих работ и предотвращению ранее допущенных ошибок.

 

Список литературы:

  1. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев.- Москва :Учпедгиз, 1961. - 223 с.
  2. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
  3. Шаляпин, О.В. Педагогический рисунок. Рисование на классной доске: учебно-методическое пособие / О.В. Шаляпин. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 119 с.
  4. Шорохов, Е. В. Композиция: учебное пособие для учащихся пед. училищ: доп. М-вом просвещения СССР / Е. В. Шорохов. – Москва: Просвещение, 1978. – 160 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.