Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(145)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
THE ROLE OF DECORATIVE AND APPLIED ART IN THE ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Gulzara Rustemova
student of the Department with С(D)O, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,
Russia, Simferopol
Irina Andruseva
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of S(D)O, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
Данная статья представляет собой исследование особенностей художественно-творческого развития младших школьников с умственной отсталостью средствами декоративно-прикладного искусства. В ходе изложения статьи описана специфика, методы и роль декоративно-прикладного искусства в художественно-творческом развитии младших школьников с умственной отсталостью.
ABSTRACT
This article is a study of the specifics of the artistic and creative development of primary school children with mental retardation by means of decorative and applied art. The article describes the specifics, methods and role of decorative and applied art in the artistic and creative development of primary school children with mental retardation.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественно-творческое развитие, младший школьный возраст, умственная отсталость.
Keywords: decorative and applied arts, artistic and creative development, primary school age, mental retardation.
З.И. Пазникова в своих исследованиях отмечает, что «декоративно-прикладное искусство – род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции» [4, с. 44].
По мнению Е.П. Семки «ни одно из направлений духовно-творческой жизнедеятельности человека не получила такого высокого средства художественного выражения, как декоративное искусство. Декоративно-прикладное искусство позволяет в интересной форме активизировать мышление обучающихся» [5, с. 142].
В.И. Андреев подчеркивает, что «уникальность декоративно-прикладного искусства в развитии личности заключается в том, что благодаря своей универсальности она развивает визуальный и сенсорный опыт, углубляет знания, интенсифицирует эмоционально-чувственную сферу, оперируя при этом основными художественными средствами, связанными с зрительным восприятием» [1, с. 70].
Декоративно-прикладному искусству присуще собственное эстетическое поле, которое, по определению С.Н. Москальковой и Т.Н. Нестеровой, охватывает художественное изображение, которое отражает эстетическое содержание изображающего объекта, проявляющееся в пропорциональности строения форм [3].
Декоративно-прикладное искусство обладает мощным арсеналом разнообразных художественных техник: оригинальных, декоративных, графических, живописных и другие, овладение которыми создает широкие возможности для развития интереса и потребности в художественном творчестве у обучающихся с умственной отсталостью, побуждает их к приобретению опыта как в изображении, так и в наблюдении.
З.И. Пазникова писала: «произведения декоративно-прикладного искусства – наиболее организованный и материализованный запас творческой энергии, общение с ними должно дать возможность максимально использовать эту энергию в творческой работе» [4, с. 47].
Основными коррекционными задачами подготовительных уроков с применением декоративно-прикладного искусства является изучение характерных особенностей учащихся с умственной отсталостью, ознакомление их с основами изобразительной грамоты. С этой целью в пропедевтический период учитель должен проводить работу, направленную на развитие у учащихся с умственной отсталостью внимания, восприятия, представлений о форме, цвете предметов, размер, строение составных частей, их пространственные отношения; отработка умений слушать учителя, организовать свое рабочее место, пользоваться основными материально-техническими средствами, проводить от руки простые линии, разнообразные геометрические фигуры, несложные рисунки; коррекцию и развитие моторно-двигательной сферы; формирование технических умений; совершенствование дифференцированных движений пальцев и кисти руки [5].
И.А. Карпова подчеркивает, что «декоративное рисование является наиболее доступным и понятным для учащихся с недостатками умственного развития. Оно имеет значительную ценность как для решения учебных, коррекционно-развивающих целей, так и для эстетического воспитания детей, развития элементов творчества в самостоятельной практической работе» [2, с. 40].
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров в полосе, квадрате, круге, предназначенных для украшения предметов быта, а также оформление праздничных открыток, плакатов, приглашений и т.д. ученики овладевают умением гармонично сочетать цвета, ритмично повторять или чередовать элементы орнамента.
Значительную роль на уроках декоративного рисования имеет подготовительная работа, во время которой ученики сравнивают и дифференцируют форму, цвет, размер, пропорции геометрических и растительных элементов, что помогает им осознать построение орнамента.
Уроки декоративного рисования, как правило, предшествуют урокам рисования с натуры, поскольку здесь формируются основные технические и изобразительные умения учащихся [4].
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся.
Объекты изображения должны быть, как правило, плоской формы, незначительной толщины и располагаться несколько ниже уровня зрения во фронтальном положении, чтобы их рисование не нуждалось в передаче явлений линейной перспективы. После всестороннего анализа предмета учащихся следует сориентировать на рисование его в таком виде, как они видят со своего места. Для этой работы учитель должен предусмотреть до 3-х однотипных подставок, располагающихся перед каждым рядом учеников и содержащих одинаковые предметы, что предоставит возможность тщательного анализа объекта всеми учащимися. Если модели для рисования небольшого размера, то их следует раздать каждому школьнику на рабочее место [3].
Для того, чтобы ученики придерживались определенной последовательности в процессе рисования с натуры, учителю необходимо на каждом уроке объяснять и показывать закономерности построения реальной формы предмета, определять все этапы его воспроизводства, а после объяснения меловой рисунок следует стирать с доски и направить учащихся на рисование натурных объектов с соблюдением нужной последовательности [1].
И.А. Карпова так же отмечает, что «ставя перед школьниками задачу создания любого художественного образа в собственных работах, учитель должен сосредоточить свои усилия на активизации зрительных представлений, формировании у учащихся замысла. После объяснения и показа приемов работы учитель должен предложить ученикам определить сюжет, назвать объекты изображения, которые они будут рисовать, где, как и в какой последовательности» [2, с. 42].
Уроки тематического рисования способствуют развитию речевой активности школьников с умственной отсталостью. Для этого учитель должен использовать разнообразные методические приемы: словесное описание (характеристика) объектов, которые включены в рисунке; определение последовательности работы над рисунком; называние графических действий в процессе репродуцирования художественных образов; решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с объектом изображения и частей рисунка между собой; рассказ о выполненной работе; оценка своей работы и работ одноклассников [4].
Для обогащения зрительных представлений школьников с умственной отсталостью можно использовать книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии, игрушки, модели и муляжи.
В рисунках на темы целесообразно наряду с цветными карандашами использовать гуашь.
Беседы об искусстве – важное средство художественно-эстетического воспитания школьников с умственной отсталостью. Применение произведений изобразительного искусства в коррекционном процессе в значительной мере способствует развитию умственной и эмоциональной сферы учащихся с умственной отсталостью, формированию их нравственных позиций, расширению социального и эстетического опыта.
Начиная с 3-го класса, учитель должен уделять внимание формированию у обучающихся с умственной отсталостью умения анализировать произведения изобразительного искусства на элементарном уровне, сравнивать изображенные объекты, предметы по сходству и различию, выделять и обобщать существенные признаки художественного образа, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать художественный материал с жизненными явлениями, высказывать адекватное эмоционально-эстетическое отношение [5].
Рассказы учителя об искусстве должны быть яркими, эмоциональными, выразительными. Для усиления эмоционального воздействия художественного образа целесообразно использовать произведения художественной литературы, музыкальные произведения. Рекомендуется также использовать кинофильмы, диафильмы, диапозитивы. Там, где это возможно, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, художественные мастерские, места народных художественных промыслов [6].
Планирование уроков изобразительного искусства должно отвечать основным дидактическим требованиям с учетом художественно-эстетической специфики предмета и психофизических недостатков учащихся. Занятия по изобразительному искусству предусматривают активизацию познавательной активности, развитие эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью и создание на уроке особой атмосферы творчества, что обязывает учителя выбирать наиболее оптимальные пути представления учебного материала и структурирования урока.
Основные выводы. Подытоживая, отметим, что декоративно-прикладное искусство является весомой основой формирования эстетической культуры обучающихся с умственной отсталостью, которая обеспечивает гармонию интеллектуального и эстетического развития личности школьника с умственной отсталостью, способствует обогащению эмоционально-чувственной сферы, развивает его познавательную и творческую активность, эстетические потребности и вкусы.
Список литературы:
- Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. – Казань.: Центр инновационных технологий, 2018. – 286 с.
- Карпова, И.А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста / И.А. Карпова. // Теория и практика образования в современном мире. – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 40-42.
- Москалькова, С. Н. Коррекционное обучение изобразительным умениям и навыкам младших школьников с нарушением интеллекта. / С. Н. Москалькова, Т. Н. Нестерова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №4. – С. 67-74.
- Пазникова, З.И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства / З.И. Пазникова. // Вестник Бурятского государственного университета, 2011. – С. 44–50
- Сёмка, Е.П. Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительного искусства / Е.П. Семка. // Проблемы педагогики. №6 (52) – Москва, 2019. – С. 142-144
Оставить комментарий