Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(145)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
CORRECTIONAL ORIENTATION OF ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Gulzara Rustemova
student of the Department with С(D)O, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,
Russia, Simferopol
Irina Andruseva
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of S(D)O, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
В данной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема художественно-творческого развития младших школьников с умственной отсталостью. Исследуя данную проблему, раскрываются особенности и основные этапы художественно-творческого развития младших школьников с умственной отсталостью.
ABSTRACT
In this article, based on the analysis of general and special psychological and pedagogical literature, the problem of artistic and creative development of younger schoolchildren with mental retardation is considered. Studying this problem, the author reveals the features and main stages of artistic and creative development of younger schoolchildren with mental retardation.
Ключевые слова: умственная отсталость, художественно-творческое развитие, психолого-педагогическая литература.
Keywords: mental retardation, artistic and creative development, psychological and pedagogical literature.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, даёт ребенку самовыражаться, расширяет общий кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей, развивает их личность. Творческая активность ребенка складывается из его познавательных способностей.
Задача современной специальной (коррекционной) школы – развивать каждого ребенка как неповторимую индивидуальность личность. Учитывая это, большое значение имеет формирование у учащихся творческого потенциала, стремления к самообразовательной познавательной деятельности, умение ставить и решать новые проблемы [4].
В процессе творческого развития личности учащего с умственной отсталостью уроки изобразительного искусства, играют незаменимую роль во всестороннем развитии. Они способны ввести обучающегося с нарушением интеллекта в мир творчества, приобщить его к сокровищам художественной культуры, почувствовать радость от собственного творчества.
Главная цель школьного курса «Изобразительное искусство» в специальной (коррекционной) школе заключается в формировании графических умений и навыков, в овладении умений изображать простые предметы, в развитии зрительно-двигательной координации, в усвоении цветовосприятия у обучающихся с умственной отсталостью через развитие зрительного восприятия.
В соответствии с требованиями специального Федерального государственного образовательного стандарта предмет «Изобразительное искусство» реализует содержательную линию визуального искусства. Содержательной линией являются: основы изобразительного искусства; изобразительная деятельность; виды визуального искусства. Программой предусматривается привлечение других видов художественной деятельности, таких как художественное слово, музыка, частично – экранные виды искусства, театральное и др [2].
Содержательная линия образовательной области «Изобразительное искусство» реализуется в процессе освоения элементарных художественно-эстетических знаний, формирование умений выполнять интеллектуальные операции в ходе восприятия, понимания и репродуцирования художественных образов и овладение графически-практическими умениями и навыками [1].
Искусство выступает не только средством отражения жизни, но является «великим педагогом, воспитателем и создателем человеческой психологии». Поскольку оно, влияя на внутренний мир личности, приобщает ее к человеческим эмоциям, воспитывает способность ориентироваться в окружающей жизни, пробуждает восприимчивость к прекрасному, стимулирует развитие образного мышления, ассоциативной памяти, художественного представления. Становясь связующим звеном для идей и чувств, общим языком для различных видов искусств, изобразительное искусство очеловечивает другие области познания личности, обогащает ее духовную жизнь [4].
У детей школьного возраста с умственной отсталостью любая деятельность (игровая, трудовая или изобразительная) формируется с опозданием и отклонениями на любых этапах развития. Исследованиями Т.Н. Головиной подтверждено, что у таких детей не возникает своевременно ни один из видов изобразительной деятельности, именно поэтому им подчеркивается необходимость ранней коррекционной помощи. Уроки изобразительного искусства являются так же эффективным средством развития познавательных процессов у учащихся с умственной отсталостью. [3].
В структуре школьного обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью изобразительная деятельность сочетает в себе такие виды: рисование, лепка, аппликацию и художественное конструирование. Привлечение обучающихся с умственной отсталостью к овладению указанными видами изобразительной деятельности обусловлено не только их назначением в широком воспроизведении возникших впечатлений об окружающей действительности, но и относительной доступностью овладения их изобразительно-выразительными средствами.
К особенностям изобразительной деятельности умственно отсталых школьников относятся: фрагментарность изображений, бедность их детального содержания; упрощение и искажение формы изображаемых объектов; непропорциональность частей рисунка; неправильная передача пространственных соотношений, смещение изображения относительно центра листа; несоответствие размеров рисунка листа бумаги; отсутствие цветовых характеристик и т. д [3].
Перечисленные особенности в значительной степени объясняются нарушением сенсорного развития детей, однако при надлежащих организационно-педагогических условиях рисование детей становится значительно лучше и совершеннее.
Рассказы учителя на уроках должны быть выразительными, яркими, эмоциональными. Сначала надо «зарядить» детей своими чувствами, чувством прекрасного, передать опыт восприятия, учить устанавливать определенные связи, видеть зависимости и закономерности.
Развитие чувства тесно связано с любовью к природе. Любование природой должно стать для ребенка с умственной отсталостью жизненной потребностью, а чувство ответственности за этот волшебный, но беззащитный мир жизненной необходимостью. Ведь в общении с этим живым, хрупким миром природы и формируются гуманные, нравственные качества маленького человека. Важно научить понимать язык природы и язык художника-пейзажиста [2].
Например, анализируя пейзаж, надо «переступать» через рамки и открывать ребенку неповторимый мир звуков, запахов, состояний. Рассказывать, что цветом, линией, формой можно передать и свое настроение, и настроение природы. При этом относиться к ребенку как к маленькому художнику, творцу, единственному и неповторимому. Такой метод является той ступенькой, которая помогает ребенку с умственной отсталостью проявить себя в рисунке [4].
Обдумывая организацию, структуру, методику уроков, стоит ставить художественный образ в основу всех видов художественной деятельности. А это обязывает к созданию эмоционально насыщенной атмосферы на каждом уроке. Поскольку игровой момент несколько теряет свою актуальность с каждым годом обучения обучающихся в школе, надо применять разнообразные технологические приемы работы с различными художественными материалами и техниками: работа с красками, выполнение заданий в технике графики, лепки и тому подобное [1].
Полноценное развитие творческих способностей младших школьников c умственной отсталостью может обеспечить такая организация обучения, которая предусматривает привлечение учащихся к научному поиску, деятельности и использование полученных знаний на практике и соблюдение педагогом общедидактических принципов, в частности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся; самодеятельности, что имеет целью деятельный подход, когда учащиеся чувствуют себя соучастниками учебного процесса, а идеи учителя полностью овладевают ими; самоорганизации, которая должна быть хорошо отработана учителем [1].
Основные выводы. Таким образом, в процессе художественно-творческого развития младших школьников с умственной отсталостью педагогам целесообразно: учитывать коррекционную направленность изобразительной деятельности; организовывать коррекционный процесс обучения с привлечением учащихся с умственной отсталостью к использованию полученных знаний на практике; создавать творческую атмосферу в процессе коррекционного обучения, которая благотворно влияет на появление новых, оригинальных идей, что является одним из главных условий развития творческих способностей учащихся с умственной отсталостью.
Список литературы:
- Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2018. – 256 с.
- Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т.Н. Головина. – М.: Педагогика, 2014. – 117 с.
- Грошенков, И.А. Коррекционно-развивающая направленность обучения рисованию во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной – М.: Просвещение, 2016. – 324 с.
- Жилова, Ю.П. Развитие познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности / Ю.П. Жилова, Л.О. Прокофьева. // Вестник Науки и Творчества. – Казань, 2016. – С. 30–34
- Москалькова, С. Н. Коррекционное обучение изобразительным умениям и навыкам младших школьников с нарушением интеллекта. / С. Н. Москалькова, Т. Н. Нестерова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №4. – С. 67-74.
Оставить комментарий