Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(129)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
МИФОЛОГЕМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ИХ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ
MYTHOLOGEMS IN FICTION AND WAYS TO ENTER THEM INTO A LITERARY TEXT
Elvina Khabibullina
student, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University
Russia, Elabuga
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль мифов, мифологем в частности, в художественной литературе. В работе также приведены примеры способов введения мифологем в литературный текст, такие как, например, аллюзия, художественное сравнение или названия произведений живописи, скульптуры, музыкальных произведений и т.д.
ABSTRACT
The article considers the role of myths, mythologems in particular, in fiction. The paper also provides examples of ways to introduce mythologems into a literary text, such as, for example, allusion, literary comparison, or the names of paintings, sculptures, musical works, etc.
Ключевые слова: миф, мифологема, интертекстуальность, аллюзия, художественная литература.
Keywords: myth, mythologeme, intertextuality, allusion, fiction.
Художественная литература на протяжении всего пути своего развития так или иначе взаимодействовала и продолжает взаимодействовать с мифами. Данное взаимодействие может протекать двумя путями: непосредственно (в форме «переливания» мифа в литературу) и опосредованно, то есть путём введения в текст произведения изобразительных искусств, различных ритуалов, обрядов, народных празднеств, а в последние века – благодаря обращению к различным культовым мероприятиям (религиозным мистериям), научным мифологическим концепциям, философским и мифологическим учениям, а также фольклористике.
Учёные Ю.М. Лотман, З.Г. Минц и Е.М. Мелетинский выделяют два аспекта соотношения мифа и художественной письменной литературы: эволюционный и типологический. Согласно эволюционному аспекту, миф представляет собой определенную стадию сознания, исторически возникшую до появления письменной литературы. Литература в этом случае имеет дело лишь с разрушенными, реликтовыми формами мифа, при этом сама активно способствует данному разрушению. Более того, эволюционный аспект предполагает, что миф и стадиально сменяющие его искусство и литература могут только противопоставляться, поскольку никогда во времени не сосуществуют. Типологический аспект предполагает сосуществование мифологии и письменной литературы, а также их сопоставление как двух принципиально разных способов видения и описания мира. Это означает, что мифология и письменная литература существуют одновременно и взаимодействуют друг с другом, однако в разной степени проявляются в те или иные эпохи [5].
Авторы литературных произведений во все времена активно обращались к традиционным мифам в художественных целях. Литература в течение всех этапов своего развития (античная литература, литература эпохи возрождения, эпоха просвещения, критический реализм) характеризовалась своеобразным преломлением мифа. Учёные (Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский) называют эту тенденцию «переосмыслением мифа» в различные эпохи [5].
Возрождением интереса к мифологии характеризуется литература конца XIX начала ХХ веков. Этот интерес проявляется в трех основных формах:
- Усиление идущего от романтизма использования мифологических образов и сюжетов.
- Заимствование в художественное произведение лишь композиции из традиционного мифа, которая заполняется автором иным или даже противоположным содержанием.
- Автор лишь ссылается на мифологические события, образы, мифического героя и т.д. При этом, в связи с выходом на арену мировой культуры искусства неевропейских народов, значительно расширяется круг мифов и мифологий, к которым обращаются европейские представители искусства. Искусство народов Азии, Африки, Южной Америки начинает восприниматься не только как эстетически полноценное, но в известном смысле как высшая норма. В связи с этим возрастает интерес к мифологии данных народов, которая уже является средством декодирования соответствующих национальных культур. В наибольшей степени, однако, специфика современного обращения к мифологии отмечается созданием (1920-1930 гг.) таких произведений, как «романы-мифы», «повести-мифы» (притчи), «поэмы-мифы» [7].
Мифологема, введенная автором в текст художественного произведения, становится элементом композиционно-смысловой структуры текста и выступает как маркер прецедентности и интертекстуальности, поскольку выполняет важнейшую функцию – осуществление в контексте связи между текстами, имеющими в своей основе единую глубинную сюжетно-логическую структуру. Вслед за Ю.Н. Карауловым, который ввёл в языкознание понятие «прецедентный текст», будем считать прецедентными – тексты, «значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [3, с. 216]. Под интертекстуальностю следует понимать общее свойство текстов, которое выражается в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или отдельные их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга [2].
В литературном произведении чаще всего раскрывается не сам миф, а его «обломки, подтекстовые ссылки, намеки, аллюзии на определенные моменты античных или библейских мифов» [4]. Определенные мифологемы способствуют реализации (на уровне ассоциаций) основной идеи художественного текста. Мифологемы словно объединяют один или несколько художественных текстов, далеких по времени, содержанию, а также проблематике, вкладывая в них новый, дополнительный смысл, и акцентируя внимание читателя на актуальных проблемах древности и современности [4].
Существует множество способов введения мифологем в художественный текст, однако наиболее распространёнными являются такие стилистические приёмы, как аллюзия, «отсылка к известному высказыванию, факту литературной, исторической, а чаще политической жизни либо к художественному произведению» [6, с. 281], и художественное сравнение, предполагающее характеристику определённых свойств объекта описания путём его сопоставления с другим предметом или явлением. Литературные персонажи здесь, как правило, уподобляются мифологическому прототипу внешне, т.е. имеют сходные отличительные признаки во внешности, или же внутренне, иными словами, связаны с прообразом совершаемым действием или поведением в целом. Третий способ введения мифологемы в художественный текст – опосредовано, через названия произведений живописи, скульптуры, музыкальных произведений и т.д. [1].
Вышеупомянутые способы помогают читателю проникнуть в глубинные содержательные структуры художественного текста и, следовательно, понять основную идею произведения.
Список литературы:
- Варламова, В.Н. Лингвистические особенности мифологемы в художественном тексте / В.Н. Варламова // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2016. – №5. – С. 20–27.
- Интертекстуальность. Текст: электронный. – URL: https://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/intertekstualnost.html (дата обращения: 12.12.2020).
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
- Кобылко, Н. А. Мифологема как ключевое понятие мифокритики: современные подходы / Н.А. Кобылко // Современная филология: материалы III Междунар. науч. конф. – 2014. – С. 4–6.
- Лотман, Ю.М. Литература и мифы / Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский // Текст: электронный. – URL: http://philologos.narod.ru/myth/litmyth.htm (дата обращения: 10.12.2020).
- Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2001. – 1600 с.
- Хакуашева, М.А. Современный литературный миф: генезис и тенденции /М.А. Хакуашева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2016. – №3. – С. 176 – 182.
Оставить комментарий