Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА
THE IMAGE OF ST. PETERSBURG IN THE WORKS OF ALEXANDER PUSHKIN
Nina Glotova
1st year student of the full-time college in the direction 40.02.01 "Law and organization of social security" of the Rostov Institute (branch) all-russian state university of justice VGUY (RPA of the Ministry of Justice of Russia),
Russia, Rostov-na-Donu
Victoria Altunina
scientific adviser, teacher of the Rostov institute (branch) all-russian state university of justice VGUY (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
Russia, Rostov-na-Donu
АННОТАЦИЯ
В статье затрагивается тема образа Петербурга в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Многие пушкинские тексты, к какому бы роду и жанру они не принадлежали, буквально пронизаны Петербургом. Пушкин провёл в Петербурге более десяти лет, а вместе с Царскосельским лицеем все шестнадцать – половину своей сознательной жизни. Именно в Петербурге Пушкин получил то многообразие жизненных впечатлений, которое и сформулировало его личность и способствовало его творческому становлению.
ABSTRACT
The article deals with the image of St. Petersburg in the works of Alexander Pushkin. Many of Pushkin's texts, no matter what kind and genre they belong to, are literally permeated with St. Petersburg. Pushkin spent more than ten years in St. Petersburg, and together with the Tsarskoye Selo Lyceum all sixteen-half of his adult life. It was in St. Petersburg that Pushkin received the variety of life experiences that formulated his personality and contributed to his creative development.
Ключевые слова: Пушкин, Петербург, пушкинские места, пушкинские тексты.
Keywords: Pushkin, St.-Petersburg, pushkin places, pushkin's texts.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина очень хорошо связана с Петербургом. Образ Петербурга проявляется во многих произведениях Александра Сергеевича, например, в поэме «Медный всадник», романе «Капитанская дочка», повести «Пиковая дама» и романе в стихах «Евгений Онегин».
В разное время и по разному поводу Александр Пушкин говорил и писал о Петербурге. Многие пушкинские тексты, к какому бы роду и жанру они не принадлежали, буквально пронизаны Петербургом. Вырисовывается настолько широкая гамма определений, что, кажется, нет никакой возможности понять подлинную сущность отношения Пушкина к городу, в котором прошла почти вся сознательная часть его непродолжительной жизни.
Иногда А.С. Пушкин ощущал на себе этот пресс серьезного уклада петербургской жизни и переходил от благоговейно-восторженных эпитетов, вроде «полномочных стран краса и диво», к «Петербургу свинскому». Но, покинув Петербург, он вспоминал с грустью и нежностью «город пышный, город бедный». Однако автор возвращался сюда снова и снова. В своей поэзии он заключил всё многообразие этого многоликого города.
Петербург превратился в творческую среду поэта и стал его домашним очагом. Поэт предпочитал жить не в Москве, а в городе на Неве.
Петербург являлся одним из центральных образов в поэме «Медный всадник». По словам известного критика В. Г. Белинского, «настоящий герой её [поэмы] – Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основанием новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде..». При обращении к тексту «Медного всадника» сразу же привлекает внимание авторский подзаголовок произведения: «Петербургская повесть». Как отмечает в своей словарной статье об этой пушкинской поэме М.Н. Виролайнен, «стихотворная повесть оформилась как жанровое образование по ходу эволюции романтической поэмы». И далее автор словарной статьи указывает на то, что «у Пушкина подзаголовок «повесть» впервые появляется в «Кавказском пленнике» (1821-1822)…»
В «Медном всаднике» Пушкин обобщил все свои прежние наблюдения, дополнив их материалами о Петре, собранными поэтом при работе в библиотеке Вольтера. Шедевром Пушкина является само вступление – настоящий гимн великому городу, рисующий живописную картину Санкт-Петербурга, как будто увиденную русским гением с высоты небес.
В начале поэмы Александр Пушкин показывает город в двух состояниях: «до» и «после» его основания, ведь сначала Петербург был малозаселенной территорией. Автор рассказывает о том, что Петроград до основания был убогим местом для житья, и город был почти одиноким.
«…По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогою чухонца».
«…Где прежде финский рыболов…
Бросал в неведомые воды
Свой ветхийневод…»
Проходит сто лет. Пушкин рассказывает, какие изменения произошли, как город вовсе оживился. В нем появилось много дворцов и башен. Петербург стал крупнейшим городом в Европе, а также столицей России.
«…ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся…»
Александр Сергеевич пишет про любовь к «Петру творенья». То, что он любит её строгий вид, береговой её гранит, а также он пишет про белые ночи, где рассказывает о прозрачном сумраке и безумном блеске, и о том, что он может писать и читать ночью без лампады.
«…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безумный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады…»
Печальный вид обретает Петербург во время наводнения в ноябре 1824 года. Александр Пушкин описывает, что происходит во время этого страшного события. Он писал о Неве, которая металась, как больной в своей постели, о том, как сердито бился дождь в окно, и как сильно дул ветер в тот момент.
«…Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!..»
На протяжении всей поэмы Пушкин ни разу не упоминает слово «Петербург», кроме подзаголовка «Петербургская повесть». Вместо названия города автор использует выражения «Петра творенье», «град Петров», «И всплыл Петрополь».
В повести «Пиковая дама» Пушкин очень хорошо описывает повседневную жизнь Ленинграда, классовое неравенство, настроение и поведения горожан северной столицы. В этой повести город показан не со светлой стороны, а больше со стороны таинственной и унылой. Жизнь богатых граждан была беззаботной, но очень скучной. Каждый день они только и делают, что играют в азартные игры и танцуют всю ночь.
Пушкин провёл в Петербурге более десяти лет, а вместе с царскосельским лицеем все шестнадцать – половину своей сознательной жизни. Именно в Петербурге Пушкин получил то многообразие жизненных впечатлений, которое и сформулировало его личность и способствовало его творческому становлению.
В последние два года жизни Петербург был для поэта источником для насыщения его личной библиотеки. Он был постоянным покупателем в книжном магазине Беллизара. Пушкину удалось собрать весьма солидную библиотеку в четыре с половиной тысячи книг на четырнадцать языках. Пушкинские книги вернулись городу – ныне все они хранятся в Пушкинском доме - Институте русской литературы Российский академии наук.
Список литературы:
- Алтунина В.В. Лексический повтор как одно из средств интенсификации художественных текстов// Филология, социология и культурология. Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика. Гданьск, 2016.
- Джанумов С.А. Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкин «Медный всадник»// Вестник Московского государственного областного университета. М., 2020
- Седова Г.М. Биография и творчества А.С. Пушкина: последний год. Автореф. Дисс доктора филол н., М., 2010
- Федоренко С.А. Санкт-Петербург в жизни и творчестве А.С. Пушкин. [Электронный ресурс]: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ. Режим доступа: (http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06-29/2905--l-r-sp-30657.html)
- Петербург в поэме «Медный всадник» Пушкина: образ, характеристика, описание. [Электронный ресурс]: Literaturus.ru Мир русской литературы. Режим доступа: https://www.literaturus.ru/2016/06/peterburg-mednyj-vsadnik-pushkin-obraz-opisanie.html
- Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А. И. Чернокозов ; под ред. О. А. Митрошенкова. Ростов н/Д, 2004. Сер. Серия "Среднее профессиональное образование" (Изд. 2-е).
Оставить комментарий