Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
CHILDREN'S IMAGES IN FICTION
Anastasia Shishkina
student, Department of English Philology and methods of teaching English language, Orenburg state University,
Russia, Orenburg
Natalia Lashtabova
research supervisor, candidate of philological Sciences, Associate Professor of the Department of English Philology and methods of English teaching OSU,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В данной статье дается определение понятию «образ», изучено функционированию детского образа в художественной литературе. Становление образа ребенка, его характерных черт, влияние окружения на развитие и поведение ребенка в различных жизненных ситуациях было рассмотрено в статье на материале романов Ч.Диккенса.
ABSTRACT
This article gives a definition of the concept of "image", the functioning of a child's image in fiction is also studied. The formation of child’s image, its characteristic features, the influence on child’s development and behavior in various life situations was considered in the article and is based on the novels of Charles Dickens.
Ключевые слова: образ, ребенок, произведение.
Keywords: an image, child, the work.
Всем известно, что «художественный образ» является одним из важнейших понятий при анализе художественного произведения. Анализ художественного образа помогает читателям построить собственное представление о героях произведения или о событиях, происходящих в нем.
В. М. Кожевников в «Литературном энциклопедическом словаре» пишет, что, художественный образ - главная деталь любого произведения. В свою очередь, образ - это картины человеческой жизни, писатель изображает ее, выражая свои мысли, раскрывая при помощи образов свое отношение к поведению людей в разнообразных жизненных ситуациях, и показывает в своем произведении, стараясь вызвать такое же отношение у читателей [1].
В эпоху романтизма установился культ ребенка и культ детства. Писатели-романтики считали, что в детях был заложен максимум возможностей, которые были утрачены позднее. Внимание в детях и их сознании обращалось к тому, что будет потеряно во время взросления [2].
Образ ребенка в литературе складывается не только из портрета, жестов, внешности ребенка, но и из образа ребенка, который создается окружением, в котором находятся герои-дети. Так, образ ребенка - это его отношения с окружающими его людьми, родителями, воспитателями, учителями, друзьями, пространство, в котором он пребывает, его характер определяет общение с другими персонажами.
Такие известные авторы, как Ч. Диккенс, М. Твен, Р. Л. Стивенсон, А. Линдгрен, А. де Сент-Экзюпери, Дж. Роулинг, и другие раскрывали детские образы в своих произведениях.
Ч. Диккенс - один из многих писателей мировой литературы, которого волновала и интересовала судьба ребенка, эта тема затрагивалась им и переходила из одного произведения в другое. Тяжелые судьбы детей описаны Диккенсом в романах «Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей», «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», «Домби и сын», «Большие надежды», «Жизнь и приключения Николаса Никльби». Писатель не понаслышке знал, что значит быть одиноким ребенком, брошенным в большом жестоком мире. Одно из произведений Диккенса – биографично, роман «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим».
Для Диккенса было важно показать беззащитное существо, брошенное судьбой, которое подвергалось бессовестной эксплуатации. Для писателя образ ребенка был одним из самых важных хранителей духовной чистоты, добра и внутренней силы. Для него ребенок всегда был ближе к Богу, храня в себе огромный духовный потенциал, который взрослые попросту растрачивали [3].
В «Приключении Оливера Твиста» (1837) мы видим образ ребенка-сироты, чья мать умерла при родах. Все окружающие пророчили, что Оливер закончит свою жизнь на виселице. Его окружают лишь плохие люди, лжецы и воры. Внешний вид Оливера говорил сам за себя, он был слабым ребенком и жил в работном доме. Оливер был одинок, для всех он был чужим, его посещают мрачные мысли, которые иногда заканчивались раздумьями о смерти. Даже после того, как Оливер дрался, отстаивая честь своей матери, его все же считают ужасным созданием, грабителем и убийцей. Но, несмотря на все препятствия, с которыми встречается Оливер, ему удается избежать пагубного влияния воров и лжецов, он находит близкого человека в лице мистера Браунлоу.
В романе «Лавка древностей» (1840) Ч. Диккенс рассказывает историю маленькой девочки Нелл. Как и у Оливера, у нее нет родителей, но зато есть дед и брат по имени Фред. К сожалению, Нелл одна из персонажей Диккенса, чья история заканчивается крайне трагично – смертью. Перед нами предстает одинокая девочка с невинным личиком и чистыми помыслами. Чистая душой Нелл была окружена мрачными предметами и злыми, порочными людьми, сам Диккенс говорил, что собрал рядом с ней «галерею причудливых и несовместимых» с ней персонажей. Так, рядом с Нелл находится ее «высохший, бледный, как тень» дед, «уродливый и злой» карлик Квилп, а также куча старых, антикварных вещей. Весь этот гротеск, показанный Диккенсом, помогает читателям понять как чиста, невинна и прекрасна маленькая Нелли. Миниатюрная и хрупкая девочка готова на все, чтобы помочь своему безумному деду, который любил поигрывать в карты. Жизненные трудности и болезнь берут верх над Нелли и она умирает в одной из деревень.
В романе «Домби и сын» (1846) Диккенс также показывает нам гонимого ребенка, чей мир противопоставлен миру взрослых, раскрывая перед нами образ ангелоподобной Флоренс, чей отец жестокий и равнодушный бизнесмен. Для отца Флоренс «фальшивая монета, которую нельзя вложить в дело», и она это чувствует, ощущая себя одинокой и брошенной. В образе Флоренс Диккенс раскрывает возможность проявления бескорыстия, чистого добра и самоотверженной любви. Несмотря на безразличие отца, Флоренс предана ему. Образ Флоренс раскрывается и с помощью ее отношений с братом Полем, который был ее единственным близким человеком. Она пыталась помочь брату изо всех сил, покупая ему учебника и проходя его учебную программу для того, чтобы при встрече объяснять ему весь материал. Милосердие Флоренс не знает границ, даже после того, как отец выгоняет ее из дома, она находит в себе силы простить его. Флоренс проходит огромный и тяжелый путь от маленькой и одинокой девочки до счастливой жены и матери, которую мы видим в конце.
Роман «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1849) - первое и единственное автобиографическое произведение Чарльза Диккенса, в котором он рассказывает историю своего детства. Дэвид Копперфилд - маленький мальчик, один из героев Диккенса, который познал заботу и ласку, полученную от матери и няни. Впервые Дэвид встречается со злом в лице своего отчима, который отрывает ребенка от семьи и отправляет его учиться в школу. После смерти матери Дэвид одинок и брошен. Бедный маленький Дэвид вынужден работать и жить в нищете. Дэвид проходит процесс духовного роста, освобождаясь от детской наивности, и учится ценить жизнь. Обстоятельства, которые сломили бы любого взрослого, только закаляют Дэвида и учат его жить. Из брошенного мальчишки Дэвид вырастает в счастливого женатого мужчину.
В своих произведениях Ч. Диккенс показывал детский образы и их бедственные положения. Он обращал особое внимание на страдания маленького человека в огромном и жестоком мире. Герои проходят испытания и трансформируются или погибают.
Список литературы:
- Кожевников, В. М., Николаев, П. А. Литературный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://klassikaknigi.info/kozhevnikov-nikolaev-literaturnyj-entsiklopedicheskij-slovar/ - 03.12.20.
- Выговская, Н. С. Образ детства в современной англоязычной литературе: интертекстуальный диалог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lunn.ru/media/upr_NIR/dis_sov/01/vygovskaya/dissertaciya.pdf - 03.12.20.
- Купченко, М.Л. Детские образы в творчестве Ч. Диккенса и Л. Андреева: традиция и новаторство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-obrazy-v-tvorchestve-ch-dikkensa-i-l-andreeva-traditsiya-i-novatorstvo - 04.12.20.
Оставить комментарий