Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(127)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
АННОТАЦИЯ
Модернизационные процессы, происходящие сегодня в образовательной среде, затрагивают актуальные вопросы, касающиеся развития базовой культуры личности подрастающего поколения, одним из элементов которой является музыкальная культура.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная культура, формирование музыкальной культуры, младшие школьники.
На сегодняшний день в музыкальной культуре сложилось большое многообразие различных музыкальных стилей, которые предоставляют формирующейся личности широкий выбор для самоактуализации и самоутверждения, определения собственного пути музыкально-творческого развития. При этом многие современные образцы музыкального искусства рассчитаны на невзыскательный вкус, имеют сомнительные эстетические качества, не отличаются какой-либо эстетической ценностью. Кроме того, технический прогресс и развитие музыкальной индустрии привели к тому, что музыкальные предпочтения современных школьников формируются в процессе общения со сверстниками и под воздействием средств массовой коммуникации. Это приводит к частому восприятию ребенком произведений, не отличающихся высокохудожественным содержанием. В связи с этим сегодня становится необходимо пересмотреть цели, задачи и содержание музыкального образования в образовательных организациях и осуществлять его в таком ключе, чтобы способствовать формированию музыкальной культуры современной личности уже с младшего школьного возраста [5].
Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников является достаточно трудоемким. С одной стороны он требует целенаправленного педагогического воздействия, а с другой, осложняется стихийным влиянием на обучающихся средств массовой информации, которые практически не обеспечивают сегодня «популяризацию золотого фонда классического музыкального наследия и аутентичного фольклора» [4].
При этом младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования музыкальной культуры, так как ребенок данного возраста отличается повышенной восприимчивостью и эмоциональностью, у него происходит становление первичных ценностных ориентаций и определяются музыкально-художественные представления. Все это обуславливает значимость данного направления педагогической работы с учащимися младшего школьного возраста и именно поэтому проблема формирования у младших школьников музыкальной культуры, как важного качества гармонично развитого человека, является одной из главных задач для современной системы дополнительного образования.
Многое в методике музыкального воспитания школьников уже разработано, описано и внедрено. Однако все это сделано для конкретной исторической эпохи и потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой, поменявшимися воспитательными приоритетами и увеличившейся возможностью использовать искусство в целом и музыкальное искусство в частности для становления в человеке личностных начал.
Сегодня появилась необходимость изменить известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников, выявить их актуальные аспекты для использования в современной системе дополнительного образования.
Если исходить из того, что культура представляет собой совокупность сформированных человечеством материальных и духовных ценностей, то музыкальную культуру можно рассматривать и как часть общей культуры человеческого общества, и как показатель уровня ее развития [3].
О наличии в том или ином обществе признаков музыкальной культуры свидетельствуют различные составляющие (песни, танцы, музыкальные инструменты), которые рассматриваются вне зависимости от степени цивилизованности общества и могут реализовываться даже на самом примитивном уровне [2].
Музыкальную культуру как особый феномен рассматривали различные исследователи (В.В. Бахтин, Е.А. Булатова, А.Л. Готсдинер, В.В. Журавлев, И.С. Кудрявцева, А.П. Мальцев, В.И. Руденко). Их работы позволили определить и научно обосновать сущность и специфику отдельных сторон музыкальной культуры, хотя сами же авторы указывают на то, что на сегодняшний день еще пока еще не существует исчерпывающего определения этого сложного и многогранного феномена.
Формированию музыкальной культуры способствует музыкальное образование, которое в самом общем виде определяется как достаточно сложная деятельность образовательного и просветительского характера, построенная на глубоких интегративных связях. Данная деятельность направлена на развитие у обучающихся умения различать в разнообразные музыкальные жанры и ориентироваться в них, понимать стили и музыкальные направления. Все это осуществляется в процессе формирования у школьников музыкально-теоретических знаний и эстетических представлений и в совокупности обеспечивает становление музыкального вкуса, развитие способности эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений [1].
Таким образом, музыкальную культуру можно считать: процессом формирования нового информационного содержания, процессом устойчивого развития компетентности человека в сфере музыкального искусства, процессом создания интеллектуальной и духовной «сокровищницы» конкретного социума и мировой цивилизации в целом.
Успешному формированию музыкальной культуры младших школьников в дополнительном образовании способствует комплекс педагогических условий, включающий создание культурно-образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей деятельность младшего школьника в различных направлениях музыкального искусства; организацию собственной музыкально-исполнительской деятельности детей в соответствии с принципами добровольности, доступности, сознательности; применение в образовательном процессе методов и приемов, способствующих развитию музыкального восприятия у детей; преемственность музыкального воспитания учреждения дополнительного образования и семьи через привлечение членов семей учащихся в качестве активных субъектов образовательного процесса [6].
Список литературы:
- Бахтин, В.В. Формирование музыкальной культуры школьников: культурологический аспект / В.В. Бахтин и др. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2014. – 162 с.
- Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности / Е.А. Булатова. – Р-на-Д.: Феникс, 2011. – 145 с.
- Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В.И. Руденко. – М.: Академия, 2015. – 147 с.
- Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Просвещение, 2013. – 98 с.
- Дьяченко, И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания / И.Ю. Дьяченко. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2014. – 92 с.
- Мальцев, А.П. Развитие музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования: автореф на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.П. Мальцев. – М., 2006. – 23 с.
Оставить комментарий