Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Сафина А.С. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ УТОПИИ И АНТИУТОПИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/196117 (дата обращения: 22.11.2024).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ УТОПИИ И АНТИУТОПИИ

Сафина Анна Сергеевна

студент, кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

АННОТАЦИЯ

В мировой литературе существует огромное многообразие жанров. Каждый из жанров, будь то роман, повесть, комедия или поэма многогранен и своеобразен. Среди всего этого многообразия свою нишу заняли такие жанры как утопия и антиутопия. В статье будет рассмотрена история становления данных жанров.

 

Ключевые слова: история, литература, жанр, утопия, антиутопия.

 

Утопия (от гр. U-нет, topo’s-место)- это место, которого не существует. Нечто идеальное и возвышенное, чего еще не смог достичь человек. Идеальное общество, идеальное место, нечто фантастическое и несбыточное.

Человек всегда пытается найти лучшее во всем, и утопия это отражение желаний и видений человека. Его идеальное представление о мире, без войны, голода, тирании, где все равны, и равнозначны друг для друга. Желание человека показать идеальный мир, без изъянов, привело к рождению утопии.

Впервые люди начали изображать идеальную жизнь и государство еще в античные времена. Первое свое исследование по совершенном миру представил Аристотель, во второй книге «Политики».  Следом за Аристотелем, свое видение совершенного государства и идеал настоящего человека представил Платон. Его сочинение «Государство», это действительно фантастический мир, с идеальным правителем и благородными жителями. Никто не стремится к приобретению богатств, все распределены в соответствии со своими возможностями и талантами. Единение всех граждан, это религия и воспитание. Утопия продолжала свое развитие как жанр и после античных времен. Само же понятие «утопия» впервые озвучил Томас Мор, когда в 1516 году в свет вышел его трактат «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Данный трактак представляет собой диалог между автором и его героем.

К первой половине 19 века утопия переживала свой «золотой век».  Она предстала перед читателями в 2х видах-литературная утопия, социальные утопии и утопические общины. Огромное количество утопий вышло в свет, каждый предлагал свое видение идеального государства и строя. Идеальное социалистическое государство и его реализация в нашем мире. Ближе к 20 веку было создано огромное многообразие утопий, что привело к возникновению термина утопизм. Утопизм-это многообразие путей к построению утопии в мире. Утопизм стал выражаться в написании утопических коммун, проектировании совершенных городов.

Однако, на протяжении 19-20 веков «утопия» стала обозначать все сочинения и трактаты, в которых можно было увидеть нереальные планы, несбыточные фантазии. И тогда появился термин dystopia, негативная утопия, которая показывает непригодность и невозможность осуществления всего того, о чем мечтает и идеализирует человек.

На этом фоне в мировую литературу ворвался новый жанр - антиутопия.

Антиутопия (гр. «отрицание»+ «место») - плохое место, литературный жанр о возможном критическом будущем.

Одной из самых первых антиутопий принято считать вышедшей в 1651 году работу Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Даная антиутопия вызвала волну возмущения в Англии, и в 1683 году по решению суда он подлежала сожжению. Однако, книга была переведена на русский язык, и издана тиражом в 600 экземпляров, однако и эти экземпляры были уничтожены в России.  Томас Гоббс описал в своей книге государство, всевластное и могущественное. Люди лишаются своих прав, враждебны по отношению друг к другу. Он игнорирует Священные Писания, и утверждает, что религия и церковь, нужны лишь для упрочнения власти государя, что церковь, это политическое оружие, для управления народа. Данная антиутопия взволновала почти весь мир, многие страны требовали наказать Гоббса за безбожие, а книги уничтожить.

Свое дальнейшее развитие антиутопия продолжила лишь в 1860-х годах.  Однако, не смотря на столь позднее возникновение жанра, антиутопия очень обширная тема в мировой литературе. Жанр обрел небывалую популярность.  В России в конце 19 века писатель Михаил Херасков впервые создал антиутопический мир. Расцвет же пришелся на 20й век. В России пытались создать утопическое государство, и в 1920 году Евгений Замятин пишет свою антиутопию «Мы». Это знаковое произведение, с которого официально отсчитывают существование жанра. Книгу запретили в Советском союзе, однако спустя время, антиутопия стала считаться классическим произведением мировой литературы. Замятин показывает общество равных, где личность человека утрачена, все сведено к «Нумеру», нет своих мыслей и чувств, нет жажды свободы, нет семьи и прочих привязанностей. Человек - механизм, подчиняющийся воле высшего разума, воле Единого Государства. После 1920 года, антиутопия стала развиваться все больше. К 1930м годам данное направление развивается в Америке и Европе.

Таким образом, можно сделать вывод, что становление таких жанров как утопия и антиутопия оказали на мировую литературу большое влияние. Эти жанры распространились быстро и вызвали отклик в душе читателей. Огромное количество литературы, написанное в этих направлениях, говорит об их интересе к идеальному или не идеальному обществу.

 

Список литературы:

  1. Антиутопии ХХ века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл. – М.: Кн. палата, 1989. – 352с. – (Попул. б-ка).
  2. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: Пер. с разн. яз. / Сост., общ. ред. и предисл. В.А. Чаликовой. – М.: Прогресс, 1991. – 405 с.
  3. Вечер в 2217 году / Сост., авт. предисл. и коммент. В.П. Шестаков. – М.: Прогресс, 1990. – 720 с.: ил. – (Утопия и антиутопия ХХ века).
  4. Энциклопедия мировой литературы / Сост. и науч. ред. С.В. Стахорский. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.