Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Цой А.В. БАЛ В РУССКОЙ ЖИЗНИ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/195093 (дата обращения: 24.04.2024).

БАЛ В РУССКОЙ ЖИЗНИ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА

Цой Александра Вячеславовна

студент 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки Право и организация социального обеспечения (09-сПСОо20-16/17), Ростовский институт (филиал), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России),

РФ, г. Ростов-на-Дону

Филинкова Елена Анатольевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Право и организация социального обеспечения, Ростовский институт (филиал), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

РФ, г. Ростов-на-Дону

BALL IN RUSSIAN LIFE AND RUSSIAN LITERATURE OF THE 19TH CENTURY

 

Aleksandra Tsoy

1st year full-time student In the direction of training Social Security Law and Organization (09-sPSOo20-16 / 17), Rostov Institute (branch), VSUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia).

Russia, Rostov-on-Don

Elena Filinkova

Supervisor, Ph.D., associate professor, Social Security Law and Organization, Rostov Institute (branch), VSUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia).

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрено такое явление как бал и его влияние на русскую культуру XIX века, дано описание участникам бала. Рассмотрено значение бала в текстах русской литературы. Сделаны выводы по данной теме.

ABSTRACT

This article examines such a phenomenon as a ball and its impact on Russian culture of the 19th century, describes the participants of the ball. The significance of the ball in the texts of Russian literature is considered. Conclusions are made on this topic.

 

Ключевые слова: бал, влияние, литература, писатели, классика, XIX век, знатные люди, мероприятие.

Keywords: ball, influence, literature, writers, classics, XIX century, noble people, event.

 

Бал – это праздник, на который, как правило, приходили по приглашению самого инициатора бала. Балы устраивали в случае чьего-либо дня рождения (члена семьи, правителя, близкого родственника), свадьбы, государственного праздника или даже может быть в честь какой-нибудь памятной даты.

В России о балах узнали лишь в XVIII веке, когда увеличился разрыв между западной и русской культурой [6, с. 288]. Хотя ещё ранее (а конкретно именно в 1606 году) состоялась свадьба Марины Мнишек и знаменитого Лжедмитрия I [4, с. 24].

Но потом, после проведения бала в честь их свадьбы, балы опять забылись на какое-то время, а возобновились уже в 1717 году при Петре I, который, как известно, имел к ним особое пристрастие, Свое возрождение балы начали с таких городов как Москва и Петербург. Есть мнение, что Петр I считал, что обильное и довольно частое провождение балов может помочь сплочению сословий, что сделало бы российское общество более единым. На балы, организуемые Петром I, приглашались исключительно знатные люди (писатели, политические деятельности, военные и другие люди дворянского сословия). Бал помогал сплотиться людям и тем, что на них часто можно было найти уединение с нужным знатным человеком и обсудить с ним свои дела. Таким образом, вероятнее всего и мыслил Петр Алексеевич, когда строил новую Россию [2, с. 20-22].

Если говорить уже о более поздних периодах, а именно о конце XVIII века и начале XIX века, то в них балы стали элементом повседневности в жизни знатных людей. Самый типичный «бальный» сезон начинался, как правило, с Рождества и мог протекать аж до последнего дня масленицы.

Все дворяне также ездили на мероприятие, которое устраивалось на некоторых балах – это была «ярмарка невест». Суть его проста: дворяне возили на ярмарку своих дочерей, дабы найти им достойных женихов. Также известно, что не принято было устраивать балы во время трауров или больших постов. Для России того времени это был своеобразный период застоя, отдыха от балов.

Уже ближе к середине XIX века балы стали любимым развлечением разносортной публики, даже людей не знатного рода, которые могли приглашать на бал обычных людей (дальних родственников, соседей) [2, с. 20-22]. Балы настолько полюбились российскому обществу, что в таких больших городах, как Москва и Петербург их могло проходить чуть ли не до тысячи в год. И даже в небольших уездных городках часто проходили данные мероприятия даже по 100 в год.

Важна была и внутренняя организация бала, к которой нужно было подходить не менее серьезно, чем к чему-либо другому, касающемуся бала, культура поведения бала должна была дать определенную форму общения кавалерам и дамам. Так медленно, но верно и возникала грамматика бала, которая и определяла тип социального поведения внутри самого бала [3, с. 18].

Можно смело заявить, что XIX век для России стал веком внутреннего пробуждения общества - массовые бальные рауты, светские беседы, ярмарки невест стали элементом повседневности, благодаря этим явлениям российской жизни происходит формирование бального этикета [4, с. 24].

Особенно изысканными и шикарными были балы времен правления Николая Павловича. На балах молодое поколение находило себе вторую половину, они влюблялись, веселились, вкушали жизнь во всей ее красе. Люди же более пожилого возраста, которые, возможно, были отнесены к тому или иному политическому движению, находили на балу нужных людей, устанавливали контакты и отыскивали единомышленников.

На балу особое внимание придавали внешнему виду гостей, он был строго подчеркнут культурой, зародившейся внутри балов. В течении всего XIX века на пике моды у дам были платья с открытыми плечами, декольте на спине и груди, которое делало грудь более пышной.

Что касалось вопроса платьев, то они могли быть любыми, но верхом элегантности и демонстрацией хорошего вкуса у дам считалось платье без единого яркого цвета (то есть доминирующими были черный и белый). Также известно, что если дама была замужней, то она, как правило, появлялась на балу в каком-либо головном уборе (маленькая аккуратная шляпка, берет и т.п.), а вот молодые незамужние девушки являлись на бал с роскошными бантами или небольшими цветочками в волосах, что придавало их виду незримую оригинальность. Дамы, которые не собирались танцевать на балу, являлись обычно в платьях из плотной ткани, а танцующие в платьях их легкой ткани.

Бал стал настолько одной из основ жизни общества тех времен, что нашел отражение даже во многих произведениях российских классиков, что, на самом-то деле, было вполне естественно. Как правило, на балах на страницах российской классики происходили кульминационные моменты произведения. Часто на балах в русской литературе появляются новые герои, которые тоже в той или иной степени влияют на развитие сюжета. Также, смотря на героев произведения на балу, когда они находятся в привычном им обществе и в привычной для них обстановке, мы можем намного легче определить доминирующие качества тех или иных лирических героев, а также грани их взаимодействия.

Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» [1, с. 192] почти сразу изображен бал, все кульминационные моменты происходят именно на балу в доме семьи Фамусовых. На балу в доме Фамусовых, куда съехались достаточно знатные люди, Чацкий успевает перессориться со всеми гостями, просто высказывая им свою точку зрения. Тем самым Чацкий, даже при том, что говорил правду, показал гостям свой грубый тон, после чего и был выставлен и сумасшедшим, и бывшим заключенным и т.п., эти слова в итоге дошли и до самого Чацкого. А. С. Грибоедов показывает характеры героев в типичной для них обстановке.

Другим примером произведения, в котором сцены бала являются ключевыми, является, несомненно, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [5, с. 256]. Так же, как все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и балы в романе можно разбить на типы.  Каждый бал относится к определенному типу.  А деление происходит, собственно, потому что в каждом балу мы наблюдаем нового Евгения Онегина, который ведет себя по-разному на каждом из балов.

На балу, на который приезжает Евгений Онегин, завершая роскошную жизнь в Петербурге, мы видим тщательное раскрытие характера персонажа-этакого петербургского денди. И наблюдаем все сцены и интриги, демонстрирующиеся на балах, которых в произведении, кстати, приведено даже несколько. Здесь бал в Петербурге выступает в качестве первого типа.

На балу в доме Лариных мы наблюдаем уставшего от светской жизни, от всех этих балов и развлечений молодого человека, который решает разозлить своего друга Ленского танцами с его дамой. Разъяренный наглостью Евгения Онегина Ленский вызывает Онегина на дуэль, после чего первый трагически умирает от полученной на ней пули. Весь конфликт перерос в такую форму после бала. То есть, мы наблюдаем очередное ключевое событие романа, разворачивающееся в связи с событиями на балу. Отнесем этот бал к балам второго типа.

И рассматривая последний бал нужно также подчеркнуть его важность. Так как после отвержения Татьяны Евгением Онегиным она кардинально изменилась, причем настолько, что Евгений Онегин, попавший на данный бал, оказался на том же месте, что и Татьяна ранее. Герой почувствовал, что безнадежно влюбился в Татьяну Ларину, но чувства его были отвергнуты. И данный бал мы смело относим к третьему типу балов в романе,

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что балы играют особую роль в классике русской литературы. В основном балы в литературе становились местом кульминационных событий и ситуаций, влияющих на развитие сюжета или дающих возможность проявиться ключевым качествам героев.

В связи со сложной политической обстановкой реализм начинает сдавать позиции в русском искусстве в XIX веке [7, с. 480]. Балы в русской культуре XIX века стали атрибутом роскоши и изящной жизни аристократического общества. Балы имели свой строгий этикет, они не устраивались во времена большого поста или траура. Балы всегда становились местом встречи с новыми людьми.

Ну и, конечно же, мы считаем важным подчеркнуть тот факт, что такое явление как балы в общем отразилось на культуре российского общества XIX века и повлияло на дальнейшее ее развитие.

 

Список литературы:

  1. Грибоедов А. С. Горе от ума: художественная литература / Грибоедов А. С. М.: Стрекоза, 2013, Москва. -С 192.
  2. Гормалева И. Н. Балы XIX века. Исторические реалии и художественный вымысел: автореф. дисс. … канд. филологич. наук. Москва, 2017. - С 20-22.
  3. Дружининская О. В. Лексика бала в русском языке XVIII-XIX вв.: Происхождение, семантика, эволюция: автореф. дисс. … канд. филологич. наук. Вологда, 2005. - С 18.
  4. Колесникова А. В. Бал в истории русской культуры: автореф. дисс. … канд. культурол. наук. Санкт-Петербург, 1999. - С 24.
  5. Пушкин А. С. Евгений Онегин: художественная литература / Пушкин А. С. М.: АСТ, Астрель, 2010, Москва. - С. 256.
  6. Чернокозов А. И. Мировая художественная культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С 288
  7. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.  - С 480

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.