Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(125)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Свиридова Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 39(125). URL: https://sibac.info/journal/student/125/193711 (дата обращения: 21.12.2024).

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свиридова Татьяна Анатольевна

магистрант, кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания, Оренбургский государственный педагогический университет,

РФ, г. Оренбург

Формирование музыкально-эстетических представлений у детей дошкольного возраста представляет собой процесс развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в музыкальном искусстве, воспитания стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщения к музыкально-художественной деятельности и развитие музыкально-творческих способностей

Актуальность проблемы формирования музыкально-эстетических представлений у дошкольников связана с тем, что предпочитаемые современным молодым поколением музыкальные направления в основном не отличаются ярким художественно-выразительным составом. Содержание современного музыкального искусства достаточно бедное и ограниченное, что не обеспечивает становление полноценных музыкально-эстетических представлений у детей и молодежи.

В исследовании Е.А. Булатовой раскрываются особенности современных музыкальных произведений, которые негативно сказываются на музыкально-эстетическом развитии детей. Это ограниченное развитие мелодики и гармонии, постоянно и излишне повторяющиеся звуковые ряды, примитивизм ритмических структур и их навязчивая повторяемость [11]. Соглашаясь с автором А.Л. Готсдинер отмечает, что такие произведения вводят слушающего ребенка в состояние «прострации», «транса» и не способствуют его полноценному развитию [19].

В связи с этим актуализируется необходимость построения образовательной работы с детьми, начиная с дошкольного возраста, таким образом, чтобы у детей формировались на занятиях и в повседневной жизнедеятельности целостные и яркие музыкально-эстетические представления [12].

В исследовании О.Н. Арсеневской даются характеристики музыкально-эстетических представлений дошкольников и обращается внимание, что в процессе их формирования педагогу нужно опираться и развивать способности ребенка, позволяющие ему включаться в разнообразные виды музыкально-художественной деятельности. К этим способностям автор относит способность целостного и дифференцированного восприятия произведения музыкального искусства. При этом под целостным восприятием она понимает развитие у детей навыков внимательного слушания музыкального произведения, осознания художественного образа, а под дифференцированным восприятием – ориентация в средствах музыкальной выразительности и их различение. Второй способностью О.Н. Арсеневская называет творческость ребенка, проявляющуюся в процессе восприятия произведений музыкального искусства. В этом плане педагогу важно побуждать ребенка к сопереживанию и сочувствию всему тому, что выражает музыкальное произведение, активизировать его ассоциативное мышление – только при таком подходе возможно говорить о творческом характере процесса восприятия. Все это становится возможным, по мнению автора, при организации восприятия не как отдельного вида деятельности, а при комплексном включении детей в исполнительскую деятельность [5].

Большая роль в формировании музыкально-эстетических представлений принадлежит так называемому «методу сочетанного воздействия», который предполагает интеграцию нескольких видов искусства. Например, прослушивание музыкального произведения может сочетаться с чтением стихотворений или литературных отрывков; а также дополняться просмотром произведений изобразительного искусства, иллюстрирующих воспринимаемый музыкальный сюжет. Музыкальное произведение может служить стимульным материалом для изобразительной деятельности детей, когда они в рисунках отражают навеянные музыкой образы и передают свои ощущения и впечатления. При этом от ребенка не требуется передачи какого-то конкретного образа. Вполне достаточно, чтобы он передал возникшее в процессе прослушивания мимолетное впечатление, свои эмоции, возможно даже в абстрактной форме. Таким образом, ценными для развития музыкально-эстетических представлений являются методы, основанные на синестезии восприятия [51].

Исходя из того, что природа ребенка-дошкольника имеет двигательных характер, актуальным становится включение движения в процесс взаимодействия ребенка с музыкой и постижения им ее смыслов. Здесь достаточно эффективными методами являются «метод пластического интонирования» (В. Коэн) и «сенсомоторный метод» (М. Карабо-Коун). Пластическое интонирование предполагает, что восприятие музыки происходит при непосредственном включении ребенка в двигательную активность, а сенсомоторный метод заключается в том, что для освоения музыкального произведения ребенку обеспечивается физическое участие в нем. Такой подход делает формирование музыкально-эстетических представлений более осознанным [51].

Организуя работу по формированию музыкально-эстетических представлений в исполнительской деятельности следует понимать, что ребенок-дошкольник не является профессиональным исполнителем, и связь со слушателем у него практически отсутствует. Для дошкольника исполнительская деятельность самоценна, в ней его в большей степени интересует сам процесс деятельности, а не то, чтобы донести до слушателя какую-то идею или мотивы композиции. Собственные ощущения от исполнительской деятельности, получаемое удовлетворение являются для дошкольника первостепенными, так как в ней ребенок, прежде всего, видит игру. И только к старшему дошкольному возрасту «игра в музыку» переходит на качественно более высокий уровень, а именно становится средством самовыражения, позволяющим донести до своих слушателей (зрителей) определенную идею [16].

С точки зрения теории обучения музыке музыкальная исполнительская деятельность дошкольников рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах [47].

Музыкально-исполнительская деятельность детей – это деятельность, связанная с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа [36].

Музыкально-исполнительская деятельность детей – это творческая деятельность. В исполнительстве творчество как процесс индивидуально неповторимой интерпретации музыкального образа возможен в том случае, если в деятельности ребенка интегрируются как общие, так и специальные исполнительские умения. Иными словами, полноценное исполнение песни или танца возможно тогда, когда ребенок:

  • воспринимает и понимает характер музыки, что возможно при наличии общих исполнительских умений;
  • осуществляет поиск адекватных средств выражения, что требует специальных исполнительских умений.

В этом случае можно говорить о выразительности исполнения музыки: живом, ярком отражении настроения, переживания, характера музыкального образа.

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования музыкально-эстетических представлений личности. В старшем дошкольном возрасте данные представления формируются как стихийно, под влиянием семьи, окружающей действительности, образовательной организации, так и в результате целенаправленной систематической работы педагогов. Музыкально-эстетические представления определяются свойствами воспринимаемых ребенком произведений музыкального искусства, формируя специфическое отношение к красоте различных явлений, обусловливая в значительной степени свое место в обществе и выбор жизненного пути. Большая роль в данном процессе принадлежит исполнительской музыкальной деятельности, которая для ребенка-дошкольника является не только средством развития способностей, но и способом познания окружающего мира во всем многообразии его звуков.

 

Список литературы:

  1. Арсеневская, О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 280 с.
  2. Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности / Е.А. Булатова. – Р-на-Д.: Феникс, 2011. – 145 с.
  3. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Просвещение, 2013. – 98 с.
  4. Гомонова, Е.А. Секреты музыкального воспитания дошкольников / Е.А. Гомонова. – М.: Вако, 2016. – 96 с.
  5. Микляева, Н.В. Музыкальное развитие дошкольников / Н.В. Микляева и др. – М.: Сфера, 2015. – 160 с.
  6. Равчеева, И.П. Музыкальное воспитание детей в дошкольной организации / И.П. Равчеева и др. – Волгоград: Учитель, 2018. – 192 с.
  7. Рубан, Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Т.Г. Рубан. – М., 1998. – 113 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.