Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(121)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Кильметьева А.Р. РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 35(121). URL: https://sibac.info/journal/student/121/190803 (дата обращения: 11.10.2024).

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кильметьева Алина Романовна

магистрант, кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания, Оренбургский государственный педагогический университет,

РФ, г. Оренбург

В исследованиях многих авторов, как теоретиков, так и практиков (O.А. Апраксина, JI.A. Безбородова, M.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Е.В. Мстиславская, Е.В. Николаева и др.) разрабатывается проблема формирования музыкальной культуры учащихся разных возрастных групп в образовательных организациях разной направленности. Особое внимание уделяется при этом младшему школьному возрасту. Это обуславливается психолого-возрастными особенностями младших школьников, а именно тем фактом, что на данном этапе возрастного развития влияние музыкального искусства на детей является стихийным и неуправляемым, что снижает эффективность многих действенных педагогических средств музыкального образования [1].

Одной из значимых задач российской государственной политики в области образования выступает формирование жизнеспособной личности, которое становится возможным при обеспечении взаимодействия социального и индивидуального опыта человека. Формирование индивидуального опыта учащихся происходит на основе освоения ими социального опыта в специально организованном образовательном процессе в широком его понимании. Большая роль здесь принадлежит системе дополнительного образования, которая является одним из элементов общего образования, обеспечивает удовлетворение индивидуально-личностных потребностей обучающихся, направлена «на сохранение и качественное совершенствование уникальности каждого ребенка в динамично развивающемся современном мире» [1].

Социально-экономические условия жизнедеятельности общества сегодня диктуют необходимость формирования расширенного образовательного пространства, что становится возможным при внедрении в образовательный процесс новых форм и методов организации образовательной работы с детьми. При этом важным аспектом становится интеграция элементов образовательной системы, среди которых одна из ведущих ролей принадлежит такому компоненту как дополнительное образование.

Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» именно дополнительное образование призвано формировать ребенка как высоконравственную личность, способную ориентироваться в ценностях человеческого общества, вырабатывать собственный эстетический вкус и отторгать безнравственные образцы некоторых видов современного искусства [4].

Система дополнительного образования включает в себя множество различных элементов, среди которых музыкальные школы и школы искусств, которые представляют собой значимые факторы распространения музыкальной культуры среди подрастающего поколения и общества в целом. Данные учреждения как составные элементы дополнительного образования являются достаточно приоритетными у потребителя образовательных услуг, а обучение музыки является одним из наиболее востребованных образовательных направлений на разных возрастных ступенях. Это обусловлено тем, что музыка обеспечивает максимальный личностный рост человека, формирует его эстетический вкус, помогает преодолевать негативные явления духовной составляющей жизнедеятельности общества [1].

Процесс формирования музыкальной культуры у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании на сегодняшний день осложняется тем, что в обществе наблюдается недооценка потенциала искусства как средства развития личности ребенка. В условиях, когда в общеобразовательных организациях происходит увеличение учебной нагрузки, одной из главнейших задач в системе дополнительного образования становится поиск эффективных способов воспитания подрастающего поколения, обеспечивающего формирование и развитие личности, а также психологическую разгрузку и снижение стрессогенных факторов общего образования [2].

Все это актуализирует значимость формирования музыкальной культуры у детей в дополнительном образовании, где они в непринужденной, естественной, творческой атмосфере смогут познакомиться с высокохудожественными музыкальными произведениями, которые будут способствовать развитию психических познавательных процессов, эмоциональности, чуткости и эмпатии, волевых качеств и нравственно-эстетических потребностей. Занятия музыкой в дополнительном образовании, предполагающие интеграцию разных видов музыкально-художественной деятельности, обеспечивают раскрытие внутреннего потенциала ребенка, его самореализацию в творчестве, способствуют формированию умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях [3].

Дополнительное образование способно формировать у детей совокупность установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют им отличать подлинные культурные ценности от сугубо развлекательных музыкальных направлений. Взаимодействие с музыкой на занятиях и творческих мероприятиях открывает для ребенка путь к познанию по-настоящему ценного и прекрасного, учит противостоять негативному воздействию различных суррогатов, избегать навязывания чужих вкусов и взглядов, а также найти свои конструктивные направления и способы для самовыражения и самореализации [2].

Образовательная работа в системе дополнительного образования строится по принципам развивающего обучения, что обеспечивает оптимальное формирование музыкальной культуры младших школьников. Такие факторы, как применение современных педагогических технологий; сочетание форм и методов обучения в зависимости от дидактических проблем, условий, потребностей обучающихся, их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей; использование интенсивных методик обучения значительно повышают эффективность формирования музыкальной культуры у детей [2].

Особая роль в этом процессе, по мнению Ю.А. Городецкой, принадлежит педагогу дополнительного образования. Его первостепенной задачей является активизация познавательно-творческого интереса детей к музыкальному искусству, что диктует определенные требования к его профессиональной компетентности. Автор отмечает, что в подавляющем большинстве педагоги дополнительного образования достаточно сильно сами увлечены музыкой, имеют высокоразвитый музыкально-эстетический вкус и поэтому выступают для обучающихся эталоном культурного человека, образцом для подражания. Также педагоги обладают специальными знаниями и умениями, которые способствуют приобщению детей к музыкальному искусству, как на занятиях, так и на разнообразных творческих мероприятиях, которые активизируют духовно-нравственные ценности обучающихся и их эстетический вкус. Педагог при этом выступает не как руководитель и контролер, а как посредник между учащимся и музыкальным искусством, как наставник ребенка на пути к общечеловеческим ценностям [3].

Большая роль в образовательном процессе дополнительного образования принадлежит диагностической работе, без которой становится практически невозможным эффективное построение образовательного процесса. Во время диагностических процедур выявляются способности и потребности обучающихся, оцениваются их силы и возможности, на основе чело конструируется план образовательной работы, определяются стратегия и тактика деятельности педагога, логика учебного процесса, методы и приемы обучающего воздействия, что в совокупности обеспечивает комфортную психологическую среду обучения ребенка и его интенсивное развитие [1].

Таким образом, учреждения дополнительного образования имеют большие педагогические возможности в формировании музыкальной культуры обучающихся младшего школьного возраста, что обеспечивается включением детей в музыкальное творчество посредством различных форм музыкальной деятельности с учетом субъектности каждого конкретного ребенка и при координирующей роли творческого увлеченного педагога. Такой подход способствует не только формированию у школьников знаний и оценочных представлений о музыке, но и развитию нравственно-эстетических сторон их личности, активизации музыкально-культурного потенциала. Формирование музыкальной культуры младших школьников в образовательном процессе учреждений дополнительного образования является целенаправленной деятельностью, которая представляет собой определение наиболее оптимальных условий и эффективных путей музыкального воспитания обучающихся на диагностической основе.

 

Список литературы:

  1. Буйлова, Л.Н. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 192 с.
  2. Воскобойникова, Э.Г. Музыкальная педагогика в ДШИ: общеразвивающее и предпрофессиональное обучение (фортепиано): учебник и практикум для вузов / Э.Г. Воскобойникова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 200 с.
  3. Городецкая, Ю.А. Эстетическое воспитание школьников в дополнительном образовании общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / Ю.А. Городецкая // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 2-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-dopolnitelnom-obrazovanii-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.