Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(119)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Морозова Т.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 33(119). URL: https://sibac.info/journal/student/119/190023 (дата обращения: 01.01.2025).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Морозова Татьяна Александровна

магистрант, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

РФ, г. Владивосток

Лобач Дмитрий Владимирович

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., кафедра теории и истории российского и зарубежного права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

РФ, гВладивосток

THE DEVELOPMENT PERSPECTIVE OF LEGAL REGULATION OF THE STATE SECRET IN RUSSIAN FEDERATION

 

Tatyana Morozova

undergraduate, Vladivostok State University of Economics and Service, the Institute of Law,

Russia, Vladivostok

Dmitry Lobach

the scientific director, candidate of juridical sciences, assistant professor the Chair 0f theory and history of Russian and Foreign Law, Vladivostok State University of Economics and Service,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию перспектив развития правового регулирования института государственной тайны в Российской Федерации. Определена потребность в совершенствовании законодательных норм в сфере защиты государственной тайны.

ABSTRACT

The article is devoted to the research of the development perspective of legal regulation of the state legal institute in Russian Federation. The requirement in perfection of legislative norms in the sphere of state secret defense is defined in the article.

 

Ключевые слова: государственная тайна, правовое регулирование, обработка информации, перспективы развития.

Keywords: state secret, legal regulation, information processing, development perspective.

 

С принятием Федерального закона «О государственной тайне» прошло 27 лет. За такой внушительный период времени данный нормативно-правовой акт практически не редактировался, а ведь российское государство за это время претерпело значительные перемены в социально-экономической и внешнеполитической сферах. При этом, положения многих законодательных актов были изменены под влиянием происходящих перемен, появившихся в информационном пространстве новых угроз. Это обусловливает потребность в осмыслении и анализе процесса развития института государственной тайны в Российской Федерации.

В условиях ужесточившихся межгосударственных противоборств и экономической конкуренции защита государственной тайны признана приоритетной задачей государства. Так, правовой режим государственной тайны предполагает защиту таких сведений, которые наиболее значимы для государственной безопасности и при распространении которых неминуемо произойдут неблагоприятные, тяжелые последствия для страны.

Если затронуть советский период, в это время система обеспечения режима государственной секретности была полностью налажена и впоследствии принята Российским государством как единственный и верный регулятор защиты. Однако прошедшие годы принесли определенные правовые проблемы в данной сфере и вместе с ними формирование новых идей и взглядов, которые тем не менее не до конца конкретизировали некоторые стороны правовой защиты государственной тайны. Вследствие чего вопрос о потребности в совершенствовании действующего законодательства, регулирующего нормы по обеспечению безопасности государственной тайны, остается открытым.

Как известно, еще с принятием закона о государственной тайне в советский период любая служебная тайна проходила под грифом «Секретно» и присваивалась любым сведениям, отнесенным к государственной тайне. При данном положении дел отмечались как негативные, так и положительные последствия. В частности, В.Н. Верютин указывал на позитивность охраны огромного массива ценной и значимой для государства информации от бесконтрольного использования и распространения. Негативный аспект, как он отмечал, кроется в не всегда обоснованном увеличении объема сведений, которые должны защищаться в режиме, применяемом для государственной тайны.

Потребность переосмысления законодательства в области охраны государственной тайны, возникшая вследствие интеграционных процессов предполагает исследование следующих вопросов:

1. Насколько разумно и правильно сохранить в дальнейшем уже существующую систему по защите государственной тайны?

2. Справедливо ли и целесообразно вернуться к такой правовой категории как «государственный секрет», в котором сосредоточены государственная и служебная тайна и которая применялась в советском правовом пространстве?

Так, в данном аспекте по-новому встает вопрос о правовом режиме служебной тайны. Логично отметить, что в современном законодательстве относительно государственной тайны используются термины и понятия, которые употреблялись в рамках норм предшествующих периодов развития права. Так, например, законодатель при рассмотрении допуска юридических лиц на основе специального разрешения употреблял понятия «предприятие, организация, учреждение».

Согласно определениям и понятиям, принятым в Гражданском праве РФ. все юридические лица определяются посредством понятия «организация». В отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также имущественных комплексов ГК РФ употребляет термин «предприятия». Для некоммерческих организаций в качестве одной из организационно-правовых форм определено понятие «учреждение». В связи с этим возникают логичные вопросы следующего содержания:

1. Каковы причины выбора возможных организационно-правовых форм учреждений и предприятий?

2. Необходимо ли перечислять организационные формы юридических лиц, если под категорией «организация» понимается весь их спектр?

Такая ситуация возникает, по мнению некоторых исследователей, по причине применения правовых терминов, которые употреблялись в законодательных нормах советского периода. В качестве решения ими предлагается исключение понятий «предприятие» и «учреждение» и использование понятия «организация» для обозначения субъекта правоотношений.

Особое место в числе субъектов режима государственной тайны принадлежит лицам, которые могут быть допущены к таким сведения. Порядок допуска легализован ст. 21.1 Закона о государственной тайне, а, начиная с 2009 года, в Законе предусмотрена возможность «особого» допуска должностных лиц при замещении ими определенных должностей, перечень которых утверждается первым лицом государства, без прохождения соответствующей процедуры допуска.

Следует обратить внимание на нерешенность вопроса о порядке допуска присяжных заседателей к государственной тайне. Так, согласно пункту 24 статьи 328 Уголовно-процессуального кодекса РФ, при наличии в материалах уголовного дела сведений, которые составляют любую охраняемую законом тайну, в том числе государственную, у присяжных заседателей изымается подписка о ее неразглашении, а присяжный, отказавшийся подписаться, заменяется запасным присяжным заседателем. Такой порядок относится к форме особого порядка и должен быть отражен в норме Закона о государственной тайне, конкретнее, в статье 21.1. Относительно других участников процесса также имеются неразрешенные вопросы. Например, по мнению О.Ю. Бакаевой, «отсутствие допуска к государственной тайне у лиц, которые участвуют в деле, их переводчиков либо представителей, не может рассматриваться как основание для их отстранения от участия в судебном разбирательстве». Но также важно правильно оценить ситуацию, определив, возможно ли проводить процесс без конкретного лица в качестве участника, чтобы при этом права и свободы других участников и всех заинтересованных лиц не нарушались, либо его следует заменить другим лицом.

В постановлении Конституционного суда РФ от 23.11.2017 определено, что в процессе допуска к государственной тайне необходимо учитывать статус участников судебного разбирательства, который определяется обособленно от норм и требований Конституции РФ. Данное положение не должно приводить к тому, что лица, не имеющие допуска к государственной тайне, ограничиваются в своем конституционном праве на судебную защиту.

В процессе установления правового статуса лиц, которые допускаются к государственной тайне, статьей 10 Закона о государственной тайне» предусматривается ограничение прав собственности на информацию по причине ее засекречивания. Данное положение требует уточнения, поскольку в соответствии с положениями информационного и гражданского права возможно рассуждать исключительно об ограничении прав обладателя таких сведений, либо собственника носителя информации, а также обладателя права интеллектуальной собственности на информационный результат интеллектуальной деятельности.

Правовая конструкция ограничения прав обладателя информации по причине ее принадлежности к государственной тайне дает возможность усмотреть факт ограничения права:

- интеллектуальной собственности правообладателя;

- свободного использования и распространения засекреченной информации;

- собственности на материальные носители государственной тайны, в том числе соответствующие документы и предметы, относящиеся к тайне.

Защита прав авторов и патентообладателей применительно к объектам права интеллектуальной собственности, сведения о которых отнесены к государственной тайне, основана на положениях гражданского законодательства, где преимущественно используются правовые концепции, применяемые к незасекреченным объектам, и имеется незначительное число норм, которые охватывают ситуации засекречивания. При этом отмечается конкуренция правовых норм, направленных на поддержку и стимулирование творческой деятельности и ограничивающих информационные права и свободы. В исследовательском кругу по проблемам государственной тайны принято считать, что недостаточная изученность специфики охраны интеллектуальной собственности на засекречиваемые объекты определенным образом тормозит развитие новаторских механизмов в государстве.

Рассмотрев действующее законодательство в сфере защиты государственной тайны, наметились некоторые выводы. Так, целесообразно будет исключить понятия «предприятие» и «учреждение» из законодательных норм и ограничиться понятием «организация». Это позволит ограничиться одним термином применительно к субъекту правоотношений и избежать размытости понятий. Кроме того, важно урегулировать вопросы ограничения прав собственности на информацию, в случае если ее признают содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, поскольку это ограничение может быть истолковано как ограничение права интеллектуальной собственности, а также как распространение информации, которая считается засекреченной. В этой связи требуется уточнение вида права, которое ограничивается, и объема ограничения, которое к нему применяется. Все это указывает на то, что в современных условиях реализации права, когда происходит глобализация информационного пространства, остро назрел вопрос совершенствования законодательных норм в области защиты государственной тайны.

 

Список литературы:

  1. О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 13.10.1997. – № 41. – стр. 8220-8235.
  2. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 03.01.2011. – № 1. – Ст. 2.
  3. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 19.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 15.02.2010. – № 7. – ст. 762.
  4. Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 (ред. от 18.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 11.09.1995. – № 37. – ст. 3619.
  5. Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 08.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 04.12.1995. – № 49. – ст. 4775.
  6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – 31.12.2015. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
  7. Вус М. А., Кондратьев В. В. К вопросу о государственной тайне / М.А.Вус, В. В. Кондратьев // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 29-31.
  8. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс] / В. В. Гафнер. – Режим доступа: http://информационная-безопасность.гафнер.рф/chitat-posobie/glava-2/2-2-zashchita-gosudarstvennoy-tayny/
  9. Платонова Е. В. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения / Е. В. Платонова // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 676-678.
  10. Полякова Т.А. Базовые принципы организационно-правового обеспечения информационной безопасности и современные тенденции / Т.А. Полякова // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: Материалы конференции: В 4 частях. М.: Проспект, 2017. – С. 262 – 268.
  11. Шигапова К. Р. Об актуальности исследования проблем института государственной тайны как объекта конституционно-правового регулирования / К. Р. Шигапова // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 254-256.
  12. Шигапова К.Р. Правовые основы института государственной тайны в России: эволюция и характеристика [Электронный ресурс] / К. Р. Шигапова // Молодой ученый. – 2017. – № 18. – С. 261-263. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/152/43178/

Оставить комментарий