Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(114)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ПОНЯТИЕ ЗАГЛАВИЯ С ПОЗИЦИИ КОГНИТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ
CONCEPT OF A TITLE FROM A POSITION OF COGNITIVE STYLISTICS
Nursulton Shaykhislamov
student, Chirchik State Pedagogical Institute
Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрено понятие заглавия и его типы исходя из его стилистических характеристик. Представлены когнитивные основания заглавия, что дает возможность рассмотрения данного понятия с позиции когнитивной стилистики.
ABSTRACT
The article discusses the concept of a title and its types based on its stylistic characteristics. The cognitive foundations of the title are presented, which makes it possible to consider this concept from this concept from the standpoint of cognitive stylistics.
Ключевые слова: заглавие, художественный текст, когнитивная стилистика.
Keywords: title, literary text, cognitive stylistics.
Заглавие - это важный элемент любого текста, в частности художественного. В лингвистическим контексте будет более уместным и правильным воспринять заглавие как имя или название художественного текста. Как отмечает Гальперин И.Р, название представляет собой "нераскрытое содержание текста, это имплицитная максимально сжатая содержательно-концептуальная информация, стремящаяся к развертыванию".
Заглавие занимает сильную позицию художественного текста и играет важную роль в его интерпретации. Однако, как отмечает Тураева З.Я., заглавие становится ключом к пониманию текста только при полной его семантизации, т.е. после полного прочтения художественного произведения и восприятия его как структурно-семантического единства. Необходимость рассмотрения заглавия в контексте объясняется также его интертекстуальной природой: многие заглавия основаны на аллюзии или цитате.
Следует отметить, что существует огромное количество типов заглавия. С точки зрения стилистических характеристик выделяются следующие заглавия:
- метафорические заглавия, образующие метафору по отношению к тексту: Worn Path (E.Welty); Old Red (C.Gordon); A Perfect Day for Banana Fish (J.D.Salinger), Betrayed Kingdom (R.Brautigan);
-метонимические заглавия, образующиеся путем установления связи с каким-либо элементом концептуальной структуры для установления связи с другим элементом той же структуры: Snows of Kilimanjaro; While the Auto waits;The Old Bus;
-заглавия-олицетворения, основанные на иносказательном изображении абстрактного понятия или явления через конкретный образ: The Old Man and the Sea;
-заглавие-ирония. Заголовок противопоставлен основному корпусу текста, то есть первая читательская проекция не совпадает и даже противоречит модели текста, созданной читателем уже после прочтения реального текста: The Pleasure of Solitude (J.Cheever); A Need for gardens (R.Brautigan);
-заглавие-эпитет, определяющий какое-либо отличительное свойство, усиливающее типичный признак при помощи различных определений, используемых в переносном значении: The Golden Bottom;
-заглавие-оксюморон, образующий новое смысловое целое и способ привлечения внимания: Squaring the Circle.
Таким образом, с точки зрения стилистики понятие заглавия изучено достаточно широко. Однако с развитием антропоцентрической парадигмы знания понятие заглавия было переосмыслено. Все больший интерес проявляется к изучению заглавия с точки зрения когнитивной стилистики.
Джусупов Н.М. отмечает: "когнитивно-стилистическая значимость заголовка определяется его способностью транслировать целый ряд существенных в когнитивном плане текстовых категорий (информативность, модальность, интертекстуальность) и актуализировать у читателя определенные структуры знаний, которые составляют его когнитивную базу, определяют его культурную память и творческую компетенцию".
Согласно Васильевой Т.В., заголовок представляет собой "когнитивное образование, обладающее глубинной структурой и формирующееся на основе взаимодействия когнитивных механизмов с принципами дискурсивной мотивации".
С когнитивной точки зрения заглавие выполняет следующие функции: функцию категоризации, функцию концептуализации, функцию выделенности и распределения информации. Функция категоризации определяется тем, что заголовок осуществляет активацию фреймовой структуры фонового знания. Функция концептуализации объясняется тем, что заголовок актуализирует концепт всего художественного текста, также в зависимости от типа заголовка создаёт сеть ассоциативных связей с другими текстами. Функция выделенности и распределения информации объясняется тем, что заголовок занимает сильную позицию в тексте и участвует в процессах распределения информации по семантическому пространству текста.
Следует также подчеркнуть, что в основе формирования и интерпретации заглавия лежат следующие когнитивно-функционалные принципы: принцип ориентации на фоновое знание, прототипический принцип, тонический принци, принцип выделенности, принцип экономии языковых средств. Отметим, что принцип ориентации на фоновое знание лежит в основе восприятия любого заголовка, но является доминирующим в случае метафорических и аллюзивных заголовков.
Список литературы:
- Гальперин А.И. Очерки по стилистике английского языка. – М., 1981.
- Шайхисламов, Н. (2020). Синтаксисни морфология билан интегратив ўргатиш. In Нутқ маданияти ва ўзбек тилшунослигининг долзарб муаммолари (pp. 383-385)
- Shayxislamov, N. (2020). Problems of sociolinguistics: status of the language. In O‘zbekistonda ilm-fan va ta’lim, 3, (pp. 279-281)
Оставить комментарий