Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(110)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Ахмерова А.А. ТЕМА ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БЕРНГАРДА КЕЛЛЕРМАНА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 24(110). URL: https://sibac.info/journal/student/110/184689 (дата обращения: 24.12.2024).

ТЕМА ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БЕРНГАРДА КЕЛЛЕРМАНА

Ахмерова Альфия Айратовна

студент, факультет иностранных языков, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

РФ, г. Елабуга

Бернгард Келлерман немецкий писатель-реалист XX века, автор романов и очерков, завоевавших мировую популярность. Своим творчеством он внес значительный вклад в немецкую литературу, рассказывая читателям со страниц своих книг об ужасах первой мировой войны, об аморальности фашизма во время второй мировой, и о тягостной жизни простых людей Гитлеровской Германии. Бернгард Келлерман был решительным противников любых вооруженных действий. Осуждение военных конфликтов – основная тема его романов.

Первые произведения Келлермана «Йестер и Ли», «Ингеборг», «Глупец» и «Море» принесли ему первую популярность. В них прослеживаются идеализм и индивидуализм, как главные направления в мировоззрении автора в то время.  Следующий роман «Туннель» стал мировым бестселлером и закрепил его успех, как писателя. С него началось зрелое творчество Келлермана и переход его взглядов на критический реализм.

Прошли годы со времени создания «Тунелля», и мировоззрение автора во многих вопросах изменилось. В особенности поменялось его отношение к войне, что вскоре отразилось на всем его творчестве. С началом первой мировой войны Келлерман подвергся влиянию шовинистической пропаганды, когда работал военным корреспондентом. В очерках «Война на западе», «Война в Арагонском лесу» писатель хотел поддержать боевой дух армии, описывая фронтовую жизнь и ее лишения. В этих произведениях находит отражение двойственное отношения автора к войне. Он героизировал армию и оправдывал интересы родины, несмотря на свое негативное отношение к милитаристам. Уже тогда Келлерман начал чувствовать осуждение к войне, как к средству разрешения конфликтов.

После поражения Германии в первой мировой войне Келлерман стал категоричным противником милитаризма. В 1920 году выходит его первый антивоенный роман «9 ноября», в котором автор показывает свое отношение к нацистам, пришедшим к власти. В нем Келлерман обличает антинародную сущность правящей верхушки Германии. Название произведения подразумевает Ноябрьскую революцию, однако писатель делает акцент на события в стране в последний период первой мировой. Келлерман описывает мрачные картины жизни Берлина в последний год войны: голод, болезни и горе. Страдания гражданского населения в полной мере переданы в образе молодой немки, умершей от истощения в вагоне метро; в образе обойщика Генлейна, искалеченного на войне, и убившего себя и свою семью в страхе голодной смерти; в детских гробах, которые скидывались в общие ямы.

Но самый яркий образ был передан Келлерманом через генерала фон Гехт-Бабенберга. Он показывает весь жизненный путь генерала с детства до самой смерти. Раскрывает его характер через военную службу и личную жизнь. Кажется, что пренебрежение к простому человеку и антинародные стремления у него в крови. Главная черта в характере генерала – это презрение к любому, кто не носит мундира. Его идеал – это армейский долг, который в его понимании сводится к убийствам, грабежу и военным завоеваниям. Его мечты – это немецкие снаряды, рвущиеся над Парижем, которые сулят ему лавры победителя. Жизни тысяч немецких солдат для него ничего не значат. Образ генерала фон Гехт-Бабенберга становится в романе кровавым призраком милитаризма.

Противопоставлением генералу в романе служит образ рядового солдата Аккермана. Его голосом, Келлерман произносит антивоенные речи и обличает виновников войны. Несмотря на явную симпатию автора к персонажу, образ Аккермана не раскрыт полностью. Если генерал показан со всех сторон и с яркостью деталей, то рядовой напротив – вялый и бездейственный. Однако, он выступает рупором мыслей Келлермана о влиянии Октябрьской революции в России на освободительное движение народов всего мира. «Жаром горит на небе молодое солнце. Оно поднялось из далекой России, омытое кровью и слезами. Оно перешагнуло Вислу. Оно перешагнет Рейн…», - говорит Аккерман о социалистической революции в России, называя ее освободительницей миллионов [1, с.49]. Германская Ноябрьская революция была показана автором лишь в конце произведения, но без ее сложностей и противоречий. Однако, роман сыграл важную роль в прогрессивной немецкой литературе, за что гитлеровцы позже показательно сожгли его на костре.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году, писатель остается в Германии, но живет жизнью внутреннего эмигранта. Несмотря на запугивания и исключение из Академии искусств, сотрудничать с нацистами Келлерман отказался. Не имея возможности открыто выражать свои мысли о фашизме, Келлерман пишет романы «Песнь дружбы» и «Голубая лента», действие в которых происходит еще до первой мировой войны. В них он косвенно высказывает свое отношение к нацистской идеологии и восхваляет дружбу простых людей и их труд. Вопреки гонениям в трагические годы фашизма писатель остался верен своим гуманистическим идеалам.

После разгрома нацистов, уже немолодой писатель пишет статьи в сборник «Что мы должны делать?» о задачах, которые стоят перед народом Германии. Келлерман принимает самое активное участие в строительстве новой политической системы и становится основателем «Союза демократического обновления немецкой культуры». Писатель берет на себя инициативную деятельность в комитетах «За управление мира между народами» и «Германского комитета защиты».

Основная мысль последнего произведения писателя «Пляски смерти» - преступность и аморальность фашизма. Будучи свидетелем настоящей жизни обычных людей в Гитлеровской Германии, Келлерман с особой достоверностью показал власть нацизма глазами очевидца. Были и слабые стороны в романе из-за отдаленности писателя от рабочего класса и его партии. В годы фашизма, находясь в молчаливой оппозиции, Келлерман был далек от борьбы простого народа, поэтому нацизм у героев писателя представляется, как нечто стихийное и трагичное в своей необъяснимости. Тем не менее автор мастерски показал, как фашизм вторгается в жизнь обычного промышленного города, неся произвол и насилие. То же самое происходит и в других немецких городах: доносы, выслеживания, аресты, концлагеря, и общая атмосфера страха и ужаса. Простые служащие увольняются и на их место приходят бездарности из нацистской партии. Пропаганда национализма заполняет страницы газет, и страна погружается в варварство еврейских погромов и беспредел эсэсовских банд, о которых с ужасом шепчутся местные жители.

Судьбы интеллигентов всегда были в центре внимания Келлермана, поэтому в его последнем романе главным героем становится Франк Фабиан – типичный буржуа, юрист по образованию. Он разыгрывает из себя человека независимого, с собственными суждениями. Но возможность сделать карьеру в условиях нового режима, заставляет его уступить и перейти на сторону фашистов. За восхождение по социальной лестнице режима он расплачивается моральным падением – в угоду своему карьеризму он вступает в партию нацистов.  Опираясь на его трусость, любовь к материальным благам и честолюбие, фашисты продвигают его по службе. Продавшись за высокий пост, Фабиан теряет любовь прекрасной девушки Кристы. Его младший сын погибает во время бомбардировки, а старший пропадает без вести, родной город превращается в руины. Будучи нацистом, убежденным членом партии он так и не стал. Нацистский фанатик Румпф говорит о нем: «Всей душой он нам не принадлежит» [4]. Карьера Фабиана заканчивается полным идеологическим и моральным провалом. Предвидя надвигающуюся катастрофу из-за поражений Германии, он кончает жизнь самоубийством.

Противоположностью Франка в романе показан его брат Вольфганг. Скульптор, интеллигент и творческая личность – он отказывается вступать в партию нацистов. Через всю сюжетную линию романа проходит борьба двух противоположных взглядов на жизнь и на фашистский режим. Противниками нацизма выступают и другие интеллигенты, но только Гляйхен нелегально участвует в антифашистской борьбе. Роман создавался Келлерманом под впечатлением от военных лет и к пониманию, что настоящей основой антифашизма служило революционное, пролетарское движение - он пришел несколько позже. Эти мысли писатель изложит в своей послевоенной публицистике, которая имела колоссальное значение для понимания эволюции его взглядов в последние годы жизни. Роман Келлермана «Пляски смерти» заканчивается мыслью о кровавом уроке, преподнесенном историей, и что этот урок будет усвоен немцами. Это произведение – достойный художественный итог творчества писателя.

После войны Бернгард Келлерман принимает самое активное участие в культурной и политической жизни страны. Его волнуют вопросы нравственного и духовного возрождения немецкого народа и историческая судьба Германии. Келлерман становится активным сторонником мирного существования своей страны с соседями и другом СССР. Его занимают вопросы установления новых отношений с советским народом. В 1948 году после путешествия в СССР, вместе со своей супругой писатель выпускает путевые очерки «Мы возвращаемся из Советской России».

Писатель сыграл важную роль в обновлении немецкой культуры и в 1949 году ему присудили Национальную премию В.С. Фадеева «Писатели внутренней эмиграции».

 

Список литературы:

  1. Бергельсон Г. Бернгард Келлерман. М. — Л., 1965, с, 49.
  2. Ма́ца И., Литература и пролетариат на Западе, М., 1927, С. 135.
  3. Фриче В., Новейшая европейская литература, 1919, с. 244-247.
  4. https://biblioman.org/authors/kellerman/

Оставить комментарий