Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Андреева С.Е. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЬСТВА У МОЛОДЫХ ПОКОЛЕНИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 23(109). URL: https://sibac.info/journal/student/109/184412 (дата обращения: 28.11.2024).

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЬСТВА У МОЛОДЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Андреева Софья Евгеньевна

студент магистратуры, Московский Государственный Областной Университет

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье автор пытается определить проблему в области формирования культуры родительства молодых поколений и обосновать основные причины её возникновения.

 

Ключевые слова: культура родительства, родительство, молодое поколение, институт семьи, современные проблемы.

 

В настоящее время возникают серьезные проблемы относительно состояния родительства в нашем обществе, для которого супружество, семья, рождение и воспитание детей традиционно входили в число базовых ценностей. Обеспокоенность вызывают падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, распространение в обществе антисемейных ценностных ориентаций, кардинальное изменение демографического поведения молодежи, включая поведение молодых супругов.

Прежде чем приступать к описанию проблемы и причинам её возникновения, есть смысл дать определение самому термину «культура родительства».

Под «культурой родительства» следует понимать совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этно-национальной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответсвии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качества человека («идеальный культурный облик»).

В свою очередь родительство можно рассматривать как «социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которые реализуются во всех проявлениях поведенческой составляющей». [3]

Есть также другие определения, например, М.О. Ермихина считает, что родительство – это осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания». [1]

Оба определения являются схожими по своей сути и рассматривают родительство как сложный феномен, формирование которого происходит в течение длительного времени и проходит через ряд этапов.

На формирование данного феномена влияют следующие аспекты: ближайшее социальное окружение личности (друзья, знакомые, коллеги по работе); семейное окружение, которое, как правило, ориентируется на традиции родительского воспитания, принятые в предыдущих поколениях, а также на собственные мировоззренческие установки; произведения культуры и искусства прошлых веков, знакомство с произведениями литературы, трудами выдающихся педагогов прошлого и настоящего, сюда также можно отнести продукты медиа-сферы – материалы глобальной сети Интернет, телевизионную сферу, различные печатные издания; воспитательное пространство образовательных учреждений, влияние норм, транслируемых и прививаемых в образовательных учреждениях; система государственной семейной политики, влияние государства на выбор его членами той или иной парадигмы родительской культуры; институт церкви и религиозные убеждения.

Однако из всех вышеперечисленных направлений, лишь малая часть на данный момент действительно ведёт какую-либо активную деятельность в указанном направлении и оказывает влияние на формирование тех или иных установок в отношении создания собственной семьи.

Трансформация традиционных семейных ценностей, гендерного ролевого поведения, появление новых форм брачносемейных отношений, ориентация на малодетные и бездетные браки, всё это и многое другое в течение последних десятилетий тем или иным образом характеризует тенденции в развитии института семьи и брака. Стремление к самореализации (в том числе в профессиональной деятельности), распространение ценностей индивидуализма, гедонизма, эгоцентризма – все это, по словам американского социолога Д. Попеное, ведут к сдвигу от коллективизма в сторону «Я». У молодых людей всё чаше возникает вопрос относительно собственной готовности или неготовности к родительству.

Учѐные, занимающиеся вопросами семьи, брака, родительства выделяют ряд критериев, согласно которым можно определить в какой степени индивид готов к последнему. Среди этих критериев, во-первых, желание иметь ребенка на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которое беспроблемно будет удовлетворено при появлении ребенка. Во-вторых, необходимы навыки заботы о ребѐнке, которые требуют предварительной подготовки. В-третьих, индивид должен быть эмоционально автономен от своих родителей, обладать своими взглядами и ценностями. В-четвертых, немаловажным критерием является способность полностью самостоятельно обеспечить ребенка (независимо от родителей и партнѐра). В-пятых, человек, готовящийся стать родителем должен иметь свой позитивный опыт любви, полученный в своей родительской семье (в случае его отсутствия может быть необходимость в осознании и переработке негативного опыта).

Опросы, проводимые среди молодежи, показывают, что среди главных жизненных ценностей молодые люди выбирают духовное развитие, самосовершенствование, далее идет получение образования и хорошей работы, карьерный рост, и только после этого создание семьи и рождение детей. Большинство устанавливает связь между появлением детей и возникновением ряда финансовых трудностей, делится мнением, что ребѐнок требует много сил, нервов, что также это ограничивает определённую свободу действий и выбора, меняет приоритеты. Индивид оказывается привязан к обстоятельствам (в данном случае к ребѐнку), поскольку ответственен за них.

Подводя итог, стоит отметить, что тенденции, происходящие в институте семьи и брака, служат причиной изменения отношения к родительству. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, необходимо комплексно воздействовать на все указанные сферы. Развивать практическую деятельность целенаправленной поддержки семьи и родительства институтами гражданского общества, на уровне массового сознания деформировать нормативно-ценностные представления о воспитании детей и самом институте семьи, разрабатывать и внедрять современные модели взаимодействия с молодежью, разрабатывать меры, направленные на коррекцию демографических процессов, профилактику девиантных явлений в детско-родительских отношениях, противодействие кризису нравственных ценностей, обогащение и расширение кругозора семьи.

 

Список литературы:

  1. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. … канд. псих. наук / М. О. Ермихина. – Казань, 2004
  2. Клинцова М. Н. Родительство как ценность в современном российском обществе [Электронный ресурс] / М. Н. Клинцова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelstvo-kak-tsennost-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 15.06.2020).
  3. Радостева А. Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование. // Вестник ПГГПУ. Серия №1 Психологическое и педагогические науки. №1. 2013

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.