Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Сазонова Е.С. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА А. АШБЕ И Д.Н. КАРДОВСКОГО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 23(109). URL: https://sibac.info/journal/student/109/184049 (дата обращения: 26.12.2024).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА А. АШБЕ И Д.Н. КАРДОВСКОГО

Сазонова Екатерина Сергеевна

студент 3 курса, Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF METHODS OF TEACHING DRAWING BY A. AHBE AND D. N. KARDOVSKY

 

Ekaterina Sazonova

3rd year, Institute of arts, Novosibirsk state pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает методику преподавания А.Ашбе и Д.Н. Кардовского. Сравнивает эти методики, говорит о их принципах, рассказывает о конструктивно-пространственной системе изображения, её значении.

ABSTRACT

This article examines the methodology of teaching A.Azhbe and D. N. Kardovsky. Compares these techniques, talks about their principles, tells about the structural-spatial system of the image, its meaning.

 

Ключевые слова: методика, конструктивно-пространственная система, метод А. Ашбе, метод Д.Н. Кардовского, методика преподавания, обруб, обрубовка.

Keywords: methodology, structural and spatial system, the method A.Azhbe, method of D. N. Kardovsky, teaching methods, obrub, obrubovka.

 

Ещё с глубокой древности с появлением и приобретением изобразительных навыков, человек стремился с помощью средств рисунка передать окружающий мир. Так с течением времени стали появляться методы рисования и обучения рисунку. На протяжении разных эпох, в художественном образовании, остаётся проблема выбора методики преподавания рисунка, поднимаются вопросы о различных системах обучения, совершенствовании методов и методик. Рисунок - фундаментальный предмет, от качественного изучения которого, зависит уровень подготовки специалистов.

Для сравнения методов рисования мы обращаемся к методикам рисования Ашбе и Кардовского, тем самым мы сможем осветить тему методологии рисования.

Зарождение конструктивно-пространственного метода произошло в эпоху Возрождения и продолжает развиваться и активно использоваться художниками-педагогами в настоящее время. Данный метод рассматривает форму как совокупность геометрических тел, находящихся в определенном световоздушном пространстве [3].

В основу метода преподавания Ашбе положил последовательное построение формы предмета от простейших геометрических тел — шара, цилиндра. Он говорил, что в основе даже самой сложной формы, например головы человека, лежит некая большая форма, напоминающая какую-либо простейшую геометрическую форму: голова — шарообразное тело, шея — цилиндр.

Поэтому на начальной стадии построения изображения нужно наметить его геометрическую первооснову, а затем переходить к последовательному выражению характера натуры.

Тональное решение рисунка — моделировка тоном — составляет вторую особенность метода обучения рисунку Ашбе.

Но методика Ашбе рассчитана только на профессионально подготовленных художников, Кардовский для своей методики взял за основу методику А.Ашбе, многое подчеркнул и по итогу обогатил её. Его система и по сей день остаётся востребованной и обсуждаемой. Конструктивно-пространственный метод является главным и ведущим в обучении рисунку и подготовке специалистов в художественных учреждениях.

Д.Н. Кардовский призывал своих учеников прежде всего глубоко анализировать натуру и «выражать ее в пластически-художественных образах», строить сложную форму исходя из более простых.

Основная его заслуга, состоит в том, что он учил молодёжь внимательно изучать пластическую форму, правильно передавать объёмность изображения, видеть и понимать закономерность строения формы.

Он понял, что начинающему художнику сложно понимать всё разнообразие форм природы и именно поэтому для начала он должен понять основу простой формы и только потом переходить к уточнению. Так в основе метода появился метод «обруб», что значит упрощение сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм, всё остальное же второстепенно.

Он, подобно Дюреру, призывал своих учеников прежде всего глубоко анализировать натуру и «выражать ее в пластически-художественных образах», строить сложную форму исходя из более простых [2].

По Д.Н. Кардовскому методика преподавания должна быть построена на следующих принципиальных положениях:

1. обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре;

2. сложную натурную форму ученик должен воспринимать через общую геометрическую форму – идти от общего к частному по принципу конструктивного построения.

3. тон, свет, тень класть по форме выстраивая отношения между главным (максимумом);

4. второстепенным (минимумом), к примеру, выявить самое освещенное место, держаться него как вехи, остальное сводить к градации минимума – к тени.

Кардовский старался не только «поставить глаз и руку» ученика, но, как и его учитель - П. П. Чистяков, стремился повысить художественную культуру учащегося. Он давал правильное понимание реалистического рисунка, внушал любовь к природе и искусству, уважение к научным знаниям.

Сегодня, конструктивно-пространственный метод является ведущим и доступным для разного уровня специалистов методом обучения. Он прошел в своем развитии большой исторический путь и является доминирующим в обучении на художественно-графических факультетах в России [1]. Это обусловлено тем, что методика Кардовского ориентирована как для только начинающих, так и уже подготовленных специалистов, она даёт возможность рисовать осознанно, развивает мышление и восприятие.

 

Список литературы:

  1. Лыкова Е. С. История становления предмета «Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. – 2014. – №3(129).
  2. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка: Учеб. пособие для пед. вузов / Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1982. – 240 с.
  3. Шабанов Н. К., Степанова-Третьякова Н. С. Проблемы конструктивно-пространственного решения формы студентами на занятиях по академическому рисунку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. –2016. – №2(38).

Оставить комментарий