Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(108)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Сапогова Я.С. ТВОРЧЕСТВО ФРАНЦА КАФКИ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ХХ ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 22(108). URL: https://sibac.info/journal/student/108/183491 (дата обращения: 06.05.2024).

ТВОРЧЕСТВО ФРАНЦА КАФКИ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ХХ ВЕКА

Сапогова Яна Сергеевна

студент, Елабужского института, Казанского Федерального университета,

РФ, г. Елабуга

CREATIVITY OF FRANZ KAFKA AS A LITERARY PHENOMENON OF THE TWENTIETH CENTURY

 

Yana Sapogova

student of the Yelabuga Institute of Kazan Federal University - YI KFU,

Russia, Yelabuga

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты творчества немецкого писателя Франца Кафки как одного из самых ярких представителей экспрессионизма, предпринимается попытка постичь авторский стиль писателя и влияние экспрессионизма на его произведения.

ABSTRACT

This article examines some aspects of the work of the German writer Franz Kafka as one of the most prominent representatives of expressionism, attempts to understand the author's style of the writer and the influence of expressionism on his works.

 

Ключевые слова: Франц Кафка, экспрессионизм, литературный феномен.

Keyword: Franz Kafka, expressionism, a literary phenomenon.

 

Он был хикки, прожил жизнь страхового агента, под конец жизни просил своего друга и душеприказчика уничтожить после его смерти все написанные произведения… Так и не узнал, что стал самым знаменитым писателем двадцатого века, надолго определившим развитие мировой литературы. Он был евреем, который писал по-немецки, прекрасно знал чешский, неплохо владел французским. Мир, описанный в его произведениях, это царство хаоса, жестокости, одиночества и несвободы человека даже в его частной жизни, беспомощность перед равнодушием существующей действительности. И все это – Франц Кафка [2, c. 120].

Имя Франца Кафки на сегодняшний день прочно ассоциируется с философией абсурда, экзистенциализмом, иррационализмом и прочими культурно – философскими понятиями, ставшими расхожими, но так и непонятыми, как и сам Кафка.

Франц Кафка являлся самым ярким представителем экспрессионизма.  Экспрессионизм Кафки – это утверждение индивидуальности, оторванной от действительности, захлёстываемой впечатлениями, окруженной хаосом враждебного мира. Человек, живущий в этом враждебном мире, по утверждению Кафки, не в силах побороть противостоящие ему институты, а следовательно, стремление к счастью невозможно. Именно это убеждение писателя стало основной идеей экспрессионизма в литературной сфере.

Экспрессионизм явился широким идеологическим течением, который распространился на различные сферы культуры.  Период становления экспрессионизма был относительно спокойным, но приближалась Первая мировая война и волна тревоги захлестнула литературное общество. В народе нарастало психологическое напряжение, усиливалась нервозность, людей не покидало чувство беспомощности, отчужденности и одиночества. Ожидание некой катастрофы воплотились и в искусстве, характерными признаками которого стали художественное искажение того или иного объекта, представление мира как хаоса, обострение конфликтов, и доведение читателя до «шокового» состояния. Немецкий экспрессионизм отличался своим ярким, бунтарским характером, поскольку поэты, драматурги и художники сами были бунтарями в жизни и искусстве и пытались отразить этот образ жизни и в своих произведениях. Они постоянно искали новые формы самовыражения, они представляли мир и общество в своих произведениях в гротескном обличье, буржуазная действительность находила свои образы в виде карикатур. Приверженцы экспрессионизма в своих произведениях делали акцент на выражение своей собственной души, своего внутреннего «я».

О Франце Кафке можно говорить, как о писателе отчуждения. Эта черта, которая была присуща литературе ХХ века.

Кафка считается поэтом хаоса. Мир, на его взгляд, страшный и пугающий. Он полон ужаса и страха, отчаяния и безнадежности: судьба человека больше не принадлежит ему самому, теперь она во власти того, что отделилось от человека, что стало для него потусторонней силой. Для Франца Кафки хаос мира доминирует над человеком. Внутренний «свет» угас, но все же он пробивается сквозь толщу тьмы, которая охватила мир. Даже погибая в этом устрашающем хаосе, человек «светит».

Кафка был первым писателем, который смог осознать незащищенность человека от созданных им, но вышедших из-под его контроля общественных ин­ститутов: человек может внезапно попасть под следствие, им могут заин­тересоваться люди, за которыми стоят темные и непонятные силы («Про­цесс» ); человек может ощутить свое бесправие и всю жизнь тщетно доби­ваться разрешения на пребывание в этом мире («Замок»).

Произведения писателя считают неким «примером» человеческих отношений, рассматривают их как своеобразную модель жизни, которая действительна для всех форм и видов социального бытия, а самого писателя зачастую приписывают к писателям отчуждения, который навсегда закрепил в произведениях своего воображения вечные черты нашего мира. Это мир дисгармонии человеческого существования. По словам А. Карельского «истоки этой дисгармонии писатель видит в разрозненности людей, невозможности для них победить взаимное отчуждение, оказывается сильнее всего - родственные связи, любовь, дружбу» [5].

В произведениях Франца Кафки нельзя найти связь между миром и человеком. В его произведениях человек во вражде с миром, в котором царит страх, зло и власть. Непонятная и всепоглощающая сила разъединяет людей, она уничтожает в человеке чувство сопереживания, любви к близким и стремление, желание помочь ему. В мире Кафки человек предстает как слабое, беззащитное существо, вынужденное испытывать мучительные испытания. Судьба на каждом шагу подстерегает его, чтобы причинить еще большую муку. Подтверждает свои мысли писатель не столько психологией персонажей, как характерами его героев, а так же самой ситуацией, положением, в которое они попадают.

Произведения Кафки чрезвычайно образные, метафорические. В своих романах «Замок», «Процесс», «Преображение» он описывает всю переломленную реальность, которая его окружала.

Уникальность и мастерство Франца Кафки состоит в том, что своим стилем написания и своими философскими убеждениями, он заставляет читателя перечитывать свои произведения. Развязки его сюжетов подсказывают объяснение, но оно не проявляется сразу, для его обоснования произведение должно быть перечитано под другим углом зрения. Иногда существует возможность двойного толкования, поэтому появляется необходимость двойного прочтения. Но не стоит пытаться концентрировать все внимание на деталях. Символ всегда оказывается в целом [4].

Характерной чертой романов Кафки является определенная фантастичность, мифологичность и метафоричность. Сверхъестественные обстоятельства застают героев Кафки в самые неожиданные для них моменты, в самом неудобном временном пространстве, отчего заставляют испытывать «страх» перед бытием. Во всех произведениях Кафки он рассказывает историю человека, который оказался в центре борьбы добра и зла, но он не может до конца осознать, к какой стороне присоединиться, и, в конце концов, позволяет этим стихиям контролировать свои разум и чувства. Абсурдный герой живет в абсурдном мире, но у него еще остаются силы, чтобы попытаться вырваться из него в мир людей, - и умирает в отчаянии и непонимании со стороны других.

Главная тема романов – это мысль о постоянном балансировании между естественным и потустороннем, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой. Особенность стиля Кафки заключается в том, что он, сохранив всю традиционную структуру языкового сообщения, его грамматико-синтаксическую связность и логичность, связность языковой формы, воплотил в этой структуре вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания. Эффект Кафки - все ясно, но ничего не понятно. Но при вдумчивом чтении, осознав и приняв смысл его философии, читатель может убедиться, что Кафка рассказал много важного о своем времени. Начиная с того, что он абсурд назвал абсурдом и не побоялся воплотить его в своих произведениях [1].

Таким образом, можно сказать, что художественный мир Кафки необычен – в его мире всегда есть что – то фантастическое и сказочное, что комбинирует с устрашающим, жестоким и бессмысленным реальным миром. Он очень точно изображает и описывает каждую деталь, чтобы не потерять суть его мыслей и чувств, воспроизводя со всех сторон поведение людей.

Своим искусством Кафка хотел «возвысить мир к чистоте, истинности и незыблемости», зная заранее, что «внутренней жизнью можно только жить, описанию она не поддается». Все его муки вытекали из неразрешимого противоречия между земным и небесным, преходящим и вечным, несовершенством творения и абсолютным совершенством Творца.

 

Список литературы:

  1. Бланшо М. От Кафки к Кафке. /М. Бланшо. - Изд-во: Маяк., М., 2009. – С. 240
  2. Герман Гессе, 1935. Источник: Гессе Г. Франц Кафка // Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987. – C. 120
  3. Затонский Д. В. Предисловие //Франц Кафка. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Из дневников: Пер. с нем. Р. Райт-Ковалевой. — М., 1989.
  4. Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза и романы. Нижний Новгород, 1996. – С. 77.
  5. Карельский А. В. Лекция о творчестве Франца Кафки //Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. — Вып. 2. Хрупкая лира. — М., 1999. – 304 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.