Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(108)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Тоболкина А.В., Овсянникова О.А. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИЁМАМ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 22(108). URL: https://sibac.info/journal/student/108/183252 (дата обращения: 27.04.2024).

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИЁМАМ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ

Тоболкина Александра Владимировна

студент, кафедра искусств, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

Овсянникова Оксана Александровна

зав. кафедрой искусств, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF MIDDLE-CLASS STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING DECORATIVE STYLIZATION TECHNIQUES

 

Alexandra Tobolkina

student, Department of arts, Tyumen state University,

Russia, Tyumen

Oksana Ovsyannikova

head of the Department of arts, Tyumen state University,

Russia, Tyumen

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена актуальной проблеме развития художественно-творческих способностей обучающихся средних классов на уроках изобразительного искусства. Для повышения  качества исполнения творческих работ школьников с применением стилизации на уроках изобразительного искусства, авторами было  уточнено понятие «художественно-творческие способности на уроках изобразительного искусства», а также выявлены методы для их развития, разработаны задания для обучающихся.

ABSTRACT

This article is devoted to the actual problem of the development of artistic and creative abilities of middle-class students in the visual arts classes. To improve the quality of performance of creative works of schoolchildren using stylization in the classroom, the authors clarified the concept of "artistic and creative abilities in visual arts lessons", as well as identified methods for their development, developed tasks for students.

 

Ключевые слова: «стилизация», «приёмы стилизации», «творческие способности», «художественно-творческие способности».

Keywords: «stylization», «stylization techniques», «creative abilities», «artistic and creative abilities».

 

Постановка проблемы

На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает развитие художественно-творческих способностей учащихся. Так развитие творческих способностей у детей становится одной из основных задач современного образования, основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека. Также стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека. Советский психолог Л.С. Выготский считал, что «творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные. Каждому периоду детства соответствует своя форма сложности»[1, c. 42].

Отсюда вытекает проблема поиска и теоретического обоснования использования методов развития художественно-творческих способностей на уроках изобразительного искусства в школе с подростками. Существует множество возможностей стимулирования воображения подростков и их творческих способностей.  Применение стилизации на уроках изобразительного искусства - один из них, поскольку стилизация является важным средством создания художественного образа.

Чтобы разобраться с тем, как развить художественно-творческие способности у учащихся средних классов, в процессе обучения приемам декоративной стилизации необходимо проанализировать понятие «художественно-творческие способности». Существует необходимость уточнения данного понятия, а также поиск наиболее эффективных методов развития таких способностей у детей в общеобразовательной школе.

«Способности — результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» [7, c. 12-23].

Известный психолог Н.С. Лейтес полагает что, «способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности» [4, c.98].

Согласно Большому психологическому словарю, изобразительные способности, это «вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество» [6].

Советский и российский  педагог Т.С. Комарова определяет творческие способности, как «индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления» [2, с.15].

Доктор педагогических наук В.С. Кузин выделяет основные свойства художественно-творческих способностей:

1) художественно – творческое воображение, которое обеспечивает улавливание главного и характерного в явлениях действительности, обобщение.

2) свойства зрительной памяти, которые обеспечивают создание ярких зрительных образов в сознании художника, способствуют превращению их в художественный образ.

3) эмоциональное отношение к изображаемому явлению.

4) волевые свойства личности [3, c. 256].

Необходимо также ознакомиться и с понятием «декоративная стилизация». Стилизацией называют намеренную имитацию формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте.

Автор учебного пособия «Декоративная композиция»  Логвиненко Г.М. считает, что этот термин трактуется в двух ипостасях: «свободное использование или намеренная имитация художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы», а также «процесс работы, представляющий собой декоративное изображение объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений» [5, c.87].

Декоративная же стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки. Характерной чертой для декоративной стилизации является абстрагирование, то есть мысленное отвлечение от несущественных признаков, с целью заострения внимания на более значимых деталях.

В процессе стилизации объекта главной задачей учащегося является создание нового выразительного декоративного художественного образа.

При этом надо помнить, что основным требованием к созданию любой декоративной композиции является достижение полного единства группы изображаемых объектов. Чертами стилизации являются – эксцентричность, чувственность, символичность, простота и обобщенность форм, геометричность, красочность. Как процесс работы стилизация представляет собой декоративное обобщение объектов, при помощи ряда приёмов изменения формы, цвета, объёма.

На начальном этапе развития у обучающихся художественно-творческих способностей в процессе обучения приёмам декоративной стилизации одной из проблем является затруднение в создании связи художественного образа и основ стилизации. Поэтому помимо знаний основ приёмов стилизации необходимо у подростков развивать:

- способность, опираясь на зрительное впечатление, получаемое при рассмотрении наглядного пособия, получить более полное представление об изучаемом материале.

- способность обобщать форму увиденного объекта, выделять главные его черты.

- способность создать художественный образ, используя приёмы стилизации;

- способность анализировать художественные произведения.

Изложение основного материала

Проанализировав литературу по теме исследования, мы изучили понятие «стилизация», её характеристики. Мы рассмотрели понятия «способности», «творческие способности», «изобразительные способности», чтобы уточнить понятие «художественно-творческие способности в изобразительном искусстве».

Художественно-творческие способности в изобразительном искусстве – процесс создания оригинального художественного образа, в который автор вкладывает своё эмоционально-личностное отношение.

С практической точки зрения нами были определены методы развития художественно-творческих способностей школьников средних классов на уроках изобразительного искусства. Выявленные методы направлены на способность использовать приёмы в процессе создания оригинального художественного образа, на применение изученных знаний на практике в процессе выполнения творческой работы.

В разработанных нами занятиях были задействованы технологические методы и приёмы стилизации.

Метод обобщения заключается в способности лучше видеть форму изображаемого предмета, понимать ее. Данный метод позволяет сосредоточить внимание не на второстепенных деталях, а на основном строении – «большой» форме, тем самым являясь одним из эффективных методов отбора основного и характерного в изображаемом объекте или явлении для создания выразительного художественного образа. Чтобы закрепить данный метод школьникам предлагается выполнить следующее задание - обобщить 3 объекта: удав, хомяк, кошка. Главная задача – показать основную форму изображаемого животного (удав – вытянутый, длинный, узкий овал; хомяк – круглый, маленький; кошка – овальная, пластичная).

Трансформация представляет собой преобразование формы, вида и существенных свойств объекта. В данном приёме используют, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, элементов, округление, вытягивание, подчеркивание угловатости и другое. Она означает большую степень преобразования формы в изображения, утрирование. Учащийся способен создавать оригинальный художественный образ, через заострение на наиболее характерных чертах, вносить необходимые новые элементы. Способы могут быть различными, например, в задании «Стилизация природных форм» учащиеся должны изобразить природный объект в линиарном решении, точечном, пятновом, чтобы придать создаваемому объекту новый вид.

Оверлеппинг, как приём стилизации, заключается в наложении или частичном наложении одной формы на другую. За счёт введения контрастов в местах наложения действие оверлеппинга можно усилить. Практиковать данный приём предлагается в «стилизации декоративного натюрморта» –наложение предметов натюрморта друг на друга.

Были изучены и использованы также педагогические методы для развития художественно-творческих способностей. Опишем некоторые из них.

Метод наглядности. Наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, выполнение этапов стилизации объекта, сопровождающихся объяснением учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, что положительно сказывается при создании собственного художественного образа.

В процессе урока учитель демонстрирует на доске метод обобщения формы заданного объекта (например, роза – округлая, баран – овальный). Таким образом, дети понимают общую форму, могут изобразить предмет, обобщив его, выделить его главные черты.

Метод сравнения даёт учащимся представление об основах стилизации при сравнении представленных учителем образцов, направлен на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные приёмы и находить свой, новый художественный образ.

Учащимся предлагается сравнить несколько изображений цветка, выполненных в различных приёмах стилизации – в геометрическом, в пластическом, линеарном, пятновом, линеарно-пятновом, точечном и т.д.

В процессе сравнения учащийся учится анализировать, выделяет характерные особенности того или иного приёма.  Впоследствии полученные знания он сможет применять на практике, для создания художественно-творческого образа того или иного объекта.

Метод анализа художественных произведений (на основе их восприятия) предполагает наличие знаний о приёмах стилизации, с помощью которых выражается эмоциональная составляющая художника, его состояние и настроение. Предлагается рассмотреть работы художников Альфонса Мухи – «Голова византийки» и Пабло Пикассо «Женщина, сидящая в кресле». Задать учащимся вопросы: «Что вы испытываете при просмотре картин? Почему создаётся такое ощущение (за счёт цвета, стиля)? Как передано настроение? Какие приёмы стилизации используют художники»?

Выводы

Таким образом, проанализировав литературу и рассмотрев понятия «творческие способности», «способности», «художественные способности» мы уточнили определение «художественно-творческие способности в изобразительном искусстве». Помимо этого доказали, что выявленные нами методы развития художественно-творческих способностей учащихся средних классов действительно эффективны, поскольку способствуют на уроках изобразительного искусства созданию связи художественного образа и основ стилизации.

 

Список литературы:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих потребностей [Текст] / В. Н.Дружинин – СПб: Питер Ком, 1999. – с. 42
  2. Комарова, Т. С.  Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – с.15
  3. Кузин, B.C. Психология : учебник для художественных училищ / B.C. Кузин // – М. : Педагогика, 1982. – с. 256
  4. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб.пособие /Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 1996. – с. 98
  5. Логвиненко Г.М Декоративная композиция - учеб. пособие [Текст]: учеб. Пособие, 2005. – с. 87
  6. Мещерякова Б.Г., акад. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - 2003.  URL: https://psychology.academic.ru (дата обращения 13.06.2020)
  7. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] // Вопросы психологии, 1960 – c. 12-23

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.