Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ЛЮБОВЬ КАК СРЕДСТВО САМОИСЦЕЛЕНИЯ В РОМАНЕ СТЕФАНА ЦВЕЙГА «НЕТЕРПЕНИЕ СЕРДЦА»
Человеческие чувства – это переживание своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Живя в мире, общаясь с его обитателями, человек выражает свое отношение к тому, что происходит вокруг него. Одним из чувств человека, которое причисляют к одному из самых главных и первостепенных, является любовь. Чувство любви – это нескончаемый поток энергии, порождающее способность отдавать и жертвовать. Очень часто любовь становится средством самоисцеления и стремления стать здоровым для кого-то другого.
Актуальность данной темы обусловлена влиянием такого чувства, как любовь на поступки людей. Люди в своей жизни часто сталкиваются со стремлением стать лучше в глазах другого человека и готовы на многое ради чувства любви.
Роман «Нетерпение сердца» был написан австрийским писателем Стефаном Цвейгом в 1939 году. Он является единственным завершенным романом этого писателя. Это произведение отличается тонким психологизмом, где автор предельно четко раскрывает чувства и мотивации поступков каждого героя. Б. Сучков считает, что роман Стефана Цвейга представляет собой «попытку писателя по-новому осмыслить вопрос о жизненном долге человека», «отрицая своим романом бесплодность сентиментального «нетерпения сердца», пытается преодолеть созерцательность своего гуманизма и придать ему действенный характер» [2, с. 74].
Сюжет романа происходит в небольшом военном городке Ярославиц, который расположен в австрийско-венгерском пограничном районе незадолго до первой мировой войны.
Главный герой романа – Антон Гофмиллер, лейтенант кавалерии австрийской армии, 25 лет от роду, полк которого в 1913 году был переведен в этот город. Он родился в небогатой семье, денег на поездки в Вену у него нет, поэтому он довольствуется прелестями провинциального быта: красотой природы и дружеской обстановкой. Однажды он попадает в дом самого богатого человека в округе, землевладельца – господина фон Кекешфальва. Здесь он знакомиться с его 17-летней дочерью – Эдит фон Кекешфальва, которая уже несколько лет назад прикована к инвалидному креслу. Раньше она очень любила бегать, прыгать, танцевать вальс и целыми днями гулять по округе. Но ноги девушки сковывает паралич, и теперь она не может передвигаться без посторонней помощи. Из-за ужасной участи она превращается в обозлённую на жизнь, мнительную и подверженную перепадам настроения девочку. Теперь господин фон Кекешфальва находит для дочери лучших врачей Европы и любой ценой вернуть ей прежнюю жизнь.
Эдит была окружена людьми, которые видели в ней человека, который прикован к креслу, хотя всю жизнь до этого был активным и полным энергии. Она видит в глазах окружающих ее людей лишь сожаление и желание помочь и поддержать, и это заставляет ее еще сильнее ненавидеть себя и свою жизнь. Она хочет казаться сильной и не принимает помощь со стороны так, как она приняла бы ее раньше, потому что она понимает, что сейчас без их помощи она не прожила бы и дня. Ее к тому же терзает чувство одиночество, несмотря на то, что рядом с ней всегда кто-то есть.
Появление в их доме главного героя романа, лейтенанта Гофмиллера, вносит в жизнь Эдит и всех в этом доме свет и надежду, что не все еще потеряно. Каждое посещение Гофмиллера Эдит ждет с нетерпением, тогда как сам Гофмиллер приходит к ним в дом из чувства жалости и сострадания. Он принимает Эдит за больного ребенка, который нуждается в помощи, и относится к ней с искренним сочувствием. Но о любви к ней не может быть и речи. Гофмиллер не стремится завоевать ее сердце и провести с ней остаток жизни, а навещает больную девочку почти каждый день – это еще и стремление вырваться из плена службы в гарнизоне.
Но Эдит воспринимает его посещения совершенно иначе. Эдит окружена лишь отцом, который желает сделать все, что в его силах для здоровья дочери, кузиной Илоной, которая по просьбе господина фон Кекешфальва все свое время проводит рядом с Эдит и слугами. Спустя некоторое время из-за ежедневных посещений молодым лейтенантом ее дома его внимание и обаяние постепенно пробуждают в ней любовь. Она боготворит Гофмиллера, слушает и внимает каждому его слову, после его ухода вспоминает и интерпретирует каждое его слово. Благодаря ему в ней снова появляется желание стать здоровой и быть достойной своего избранника. Эдит соглашается на все процедуры, эффективность которых до этого капризно отрицала. Теперь ее жизнь наполнена смыслом, и она готова на все ради своего любимого. В один момент она даже смогла сделать несколько шагов, чтобы подойти к Гофмиллеру. «Больная девушка закусывает от чудовищного напряжения губы и, устремив на меня горящие, широко раскрытые глаза, отталкивается, словно пловец от берега, от дверного косяка, который был ее единственной опорой, – отталкивается, чтобы свободно, без костылей, идти ко мне. <…> Потом еще сильнее закусывает губу, выбрасывает вперед одну ногу, подтаскивает к ней другую. Эти судорожные движения вправо и влево напоминают подергивание марионетки. И все же она идет! Идет! Она шла, устремив на меня широко раскрытые глаза, шла, словно невидимая нить подтягивала ее, шла с искаженным лицом и закушенной губой. Она шла, раскачиваясь, словно лодка в бурю, но все-таки шла, впервые шла без костылей, без посторонней помощи – усилие воли каким-то чудом вдохнуло жизнь в ее мертвые ноги» [1, с. 332].
Эдит испытывает искреннее, чистое чувство любви, но в ответ получает лишь малодушное сострадание. После ее признаний Гофмиллеру о своих чувствах, молодой лейтенант испуган и понимает, что взаимного чувства любви он не испытывает. В порыве страха он мысленно называет ее «ненастоящей женщиной» и считает, что на таких не женятся. Порой мысли Гофмиллера об Эдит пугают читателя: «искалеченное существо», «как мешок с отрубями» или «позорит своими костылями». Вспоминая кредо гуманизма «Мы в ответе за тех, кого приручаем», которое Антуан де Сент-Экзюпери выразил в своем произведении «Маленький принц», мы понимаем, что данному кредо Антон Гофмиллер не следовал, каким бы хорошим человеком он ни был.
Гофмиллер убегает от чувств Эдит, чем приводит к ее самоубийству. К. Федин писал, что «не всегда тот, кто испытывает сострадание, желает помочь. Иногда человеку проще убежать от проблемы, как будто ее и нет. Ведь страдает другой человек, а себя можно убедить, что это было лучшим выходом» [3, с. 280]. Любовь Эдит, которая могла бы помочь ей исцелится, стала причиной ее смерти.
Таким образом, в романе Стефана Цвейга любовь апеллирует как средство самоисцеления героини, но приводит к неотвратимым последствиям из-за необдуманных поступков главного героя. Чувство любви, которая испытывала героиня смогло воодушевить ее настолько, что она смогла сделать шаги, чтобы оказаться рядом с любимым. Но из-за того, что чувство было не взаимно, героев ожидал трагический конец.
Список литературы:
- Цвейг С. Нетерпение сердца: Роман / Перевод с нем. Н. Бунина. – Москва: Гослитиздат, 1961. – 368 с.
- Сучков Б. Лики времени: статьи о писателях и литературном процессе. М. : ИХЛ , 1976. – 543 с.
- Федин К. Писатель, искусство, время. М. : Советский писатель, 1980. – 614 с.
Оставить комментарий