Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Пеньковская Н.С. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА А. ДЮРЕРА И П.П. ЧИСТЯКОВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 21(107). URL: https://sibac.info/journal/student/107/182253 (дата обращения: 29.11.2024).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА А. ДЮРЕРА И П.П. ЧИСТЯКОВА

Пеньковская Наталья Сергеевна

студент 3 курса, Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Новосибирск

Одной из самых важных и значимых тем в изобразительном искусстве является тема, которая освещает методы преподавания рисунка. Педагоги и художники разных школ на протяжении столетий искали наиболее эффективные методы, которые бы носили плодотворный характер.

Данная статья рассматривает методику преподавания двух деятелей искусства, рожденных в разное время. Это художник эпохи Возрождения А. Дюрер и русский художник-педагог XIX века П.П. Чистяков.

Особое место уделялось научным знаниям. Достижение высот в искусстве невозможно без науки. И Дюрер и Чистяков основывались на этом положении. «Научные знания, утверждает Дюрер, обеспечивают художнику твердый и надежный успех в работе вместо случайных удач и взлетов» [1, с. 71]. Однако подходы к преподаванию у художников разнятся.

Структура методики преподавания Альбрехта Дюрера прежде всего состоит из метода обобщения формы, иными словами – обрубовки. Суть данного метода заключается в следующем. Какую-либо сложную форму, такую как кисть руки, голову или фигуру человека необходимо предельно обобщить до простой геометрической формы. Таким образом, изобразить ее по всем правилам линейной перспективы будет во много раз легче.

Более того, данный метод обрубовки помогает начинающим художникам правильно решать и тональные задачи рисунка. Рассматривая, к примеру, нос в виде призмы, ученик мог без труда решить тональные отношения «… покрывая одну плоскость тенью, вторую – полутенью, третью – легкими штрихами» [1, с.76].

Большое значение Дюрер также придавал конструктивному анализу формы. Это хорошо читается в его рисунках. Схема конструктивного строения головы несет в себе пропорциональное членение. С помощью линий, которые делят фигуру и все конечности тела человека на части, студенты учатся соразмерности в рисунке и соблюдению пропорций.

Дюрер затрагивал также общие вопросы педагогики и обучения детей. Это можно прочесть во введении «Книги о живописи», где приводятся несколько пунктов о правильном наставлении ребенка. По методике обучения рисования с натуры им было высказано много ценных мыслей. Большое значение он придает тщательному изучению натуры. Дюрер многое лично показывает ученикам при обучении, поэтому в третьей книге «Трактата о пропорциях» можно прочесть:  «И все это описано здесь ради краткости не очень подробно, в чем нетрудно было бы убедиться, если бы можно было показать своими руками как это следует делать» [5, с.37].

Ценны методические сочинения Дюрера «Наставления в измерении циркулем и линейкой» и «Учение о пропорциях человека». В них автор пытается найти пути построения фигуры человека, полагаясь на точную науку, геометрические доказательства и математические расчеты.

Большое значение науки в искусстве также придавал художник-педагог XIX века П.П. Чистяков. «Наука в высшем ее проявлении переходит в искусство» [2, с.115]. Особенное внимание уделяется перспективе.

В системе обучения П.П. Чистякова первостепенную роль занимала картинная плоскость, благодаря которой изображение сверялось с натурой. «Система поверочного рисования» заключалась в перспективе плоскостей головы. Каждая такая плоскость, встречаясь и пересекаясь с другой, образовывали основу рисунка головы, правильный каркас. «При этом торжествовало правило, что рельеф зависит не от тушевки, … а от линий этих правильно построенных оснований» [2, с. 116]. Его педагогическая система включала в себя такие вопросы, как:

- восприятие искусства,

- отношение художника к действительности,

-воздействие на зрителя художественных произведений,

-пути воплощения этого воздействия.

Павел Петрович рассматривал рисование как серьезный предмет, поэтому утверждал, что и методика его преподавания должна быть построена на законах науки. У педагога нет права давать ученику повод заблуждаться в своих рассуждениях, напротив же, он обязан давать лишь достоверные знания.

С другой стороны, Чистяков говорил и о том, что без мастерства наука не даст желаемого результата. Поэтому он с осторожностью и вниманием подходил к индивидуальности каждого из учеников. Как педагог его интересовало не только профессиональное обучение рисованию, но и постановка преподавания данного предмета в учебных заведениях. Необходимо вызывать познавательный интерес при обучении учеников.

Как вывод следует сказать, что методики обучения рисунку А. Дюрера и П. Чистякова существенно различаются. Однако оба художника стремятся достичь одну цель – правильность и доступность изображения натуры на листе. Опираясь на науку, совмещая ее с искусством, можно не только избежать ошибок, но и все более совершенствовать свои навыки, двигаться вперед к совершенству.

 

Список литературы:

  1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка: учебное пособие для пед. Вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР / Н.Н.Ростовцев. - Москва: Просвещение, 1982. - 192 с.
  2. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка: учебное пособие для пед. Вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР / Н.Н.Ростовцев. - Москва: Просвещение, 1982. - 240 с.
  3. Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система. / И.В.Гинзбург. Л.–М.: Искусство, 1940.
  4. Белютин Э., Молева Н. П.П.Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919: изд. Москва «Искусство» / Белютин Э., Молева Н. (сост., коммент.), М.: Искусство,1953. - 310 с.
  5. Дюрер. А. Дневники, письма, трактаты, в 2-х т. / А. Дюрер. – М., 1957. – 186 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.