Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Чухина В.А. ИНТЕРЬЕР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИВОПИСИ «МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/181778 (дата обращения: 28.12.2024).

ИНТЕРЬЕР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИВОПИСИ «МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ»

Чухина Виктория Артуровна

студент, кафедра искусствоведения, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова,

РФ, г. Москва

INTERIOR AND ITS SIGNIFICANCE IN THE PAINTING OF THE LITTLE DUTCH

 

Victoria Chukhina

student, art history Department, The Ilya Glazunov Russian Academy of Painting, Sculpture and Architrcture,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме влияния на зрителя живописи «малых голландцев». В основе работы лежит анализ картин с изображением интерьеров, дающие возможность увидеть значимость творчества живописцев XVII века и ее связь с повседневной жизнью. Бытовые аспекты становились неотъемлемой частью художественного замысла, и несли символическую нагрузку, что было связано с развитием аллегории в искусстве Голландии. Новые живописные приемы, разработанные в живописи «малых голландцев», внесли важный вклад в развитие мирового художественного искусства.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of the influence of "Little Dutch" painting on the viewer. The work is based on the analysis of paintings depicting interiors, which make it possible to see the significance of the work of artists of the XVII century and its connection with everyday life. Everyday aspects became an integral part of the artistic design, and carried a symbolic load, which was associated with the development of allegory in Dutch art. New painting techniques developed in the painting of the "Little Dutch" made an important contribution to the development of world art.

 

Ключевые слова: живопись XVII века, интерьер, «малые голландцы», перспектива, аллегория, бытовой жанр.

Keywords: painting of the XVII century, interior, the Little Dutch masters, perspective, allegory, genre art.

 

Впервые в истории мирового искусства бытовые аспекты окружающего мира явились источником творческого вдохновения в творчестве мастеров голландской школы живописи, которая в XVII веке была одной из ведущих в Европе. Художники фиксировали повседневную действительность на полотне, бытовые аспекты становились неотъемлемой частью художественного замысла, и несли символическую нагрузку, что было связано с развитием аллегории в искусстве Голландии.

Сложную аллегорическую систему символов представляет интерьер в живописи «малых голландцев». Предметы быта становятся не просто фоном жанровой картины, у них есть и другое назначение, более глубокое. Четкая композиция, сдержанный колорит и максимальная детализация живописных произведений голландских художников XVII века играют важную роль в определении значимости полотен бытового жанра.

Анализ картин позволяет увидеть, что не все предметы, которые изображены в интерьере на полотнах «малых голландцев», соответствуют действительности того времени. Интерьеры писали для создания иллюзионистического эффекта, который бы зрительно расширял пространство комнаты. Особенности жилой архитектуры в Голландии диктовались положением страны, занимающей небольшую территорию. Земля стоила дорого и больших домов не строили. Жилые помещения были ограничены по площади, спальня одновременно могла совмещать в себе функции гостиной и кабинета. Городским жителям приходилось искать способы, чтобы с помощью элементов декора зрительно увеличить пространство комнаты. В простенках между окнами помещались зеркала, географические карты, и картины, в которых наблюдается развитие перспективного построения. Таким образом делались попытки зрительно расширить жилое помещение, что в итоге было и достигнуто. Можно предположить, что почти все интерьеры, которые представлены на картинах «малых голландцев», – выдумка, плод фантазии, целью которых является расширение пространства, а не фиксирование интерьера бюргерского дома XVII века. А все анфилады, уводящие зрителя в глубину картинного пространства, – всего лишь художественный приём, которым так хорошо владели мастера голландской школы.

Действительно, перед художником стояла задача визуально расширить пространство, и часто интерьер реальной комнаты находил своё продолжение на холсте. Картина становилась не просто элементом декора, а обманкой, разрушающей границы реального интерьера и плавно сливающейся с действительностью, что полностью соответствует иллюзионистической живописи.

Рассмотрим картину Эмануэля де Витте (Emanuel de Witte, ок. 1617–1692) «Интерьер с женщиной у клавесина» (Рисунок 1). «Достаточно просто в качестве примера рассказать об “Интерьере…” де Витте и выяснить, что было на самом деле, а чего не было. Голландец того времени опознал бы кровать с пологом, стоящую в приемной, зеркало и картину на стене и, пожалуй, довольно объемистую женскую фигуру, вероятно, облаченную в многослойную одежду, спасающую от холода. Вот и все. Остальные детали картины, как и сотен других картин этого периода, являются плодом фантазии художника» [4, c. 21].

 

Рисунок 1. Эмануэль де Витте. Интерьер с женщиной у клавесина. Ок. 1668 г. Роттердам, музей Байманс-ван Бейнинген

 

Богатство обстановки (блеск мраморного пола и золоченной рамы зеркала, полихромный рисунок ковра) подчеркивает декоративность полотна, его предназначение для украшения помещения, а также указывает на то, что интерьер – это плод воображения художника, а не списанное с натуры убранство бюргерского дома. Эмануэль де Витте нашел живописные приемы, которые смогли соединить мир картины с интерьером комнаты. Жилые покои показаны с фронтальной точки зрения и воспринимается нами как основное помещение, из которого открывается вид на анфиладу. Мастер определил траекторию движения от переднего плана в глубину картинного пространства. Женщина расположена к зрителю спиной и отдалена – таким образом художник создал световоздушную атмосферу, соединяющую мир зрителя и пространство картины. Перспективное построение способствует не только визуальному расширению и углублению пространства, но также настраивает на диалог со зрителем: художник позволяет ему войти в комнату и пройтись по анфиладе до окна, из которого открывается вид на сад. Таким образом, зритель непосредственно становится частью пространства, созданного художником, он не просто наблюдатель, а участник.

Значимость бытовых аспектов можно увидеть в творчестве Питера де Хоха (Pieter de Hooch, 1629–1684), представителя делфтской школы бытового жанра середины XVII века. В своих работах художник изображает эпизоды из жизни бюргерских семей, показывая быт и повседневные заботы семьи. Главные персонажи полотен голландского живописца – дети и женщины. Мастер создает сюжеты, рассказывающие о том, как заботливые матери и хлопотливые хозяйки трудятся для поддержания домашнего очага. Художника, изображающего бытовые сцены и интерьер, интересует не только расширение пространства и демонстрация его глубины, но и раскрытие социальных основ голландского общества того времени. В системе ценностей буржуазного строя XVII века семья занимала главное место. Семейное единство олицетворяло крепость и силу молодой Республики Семи Объединенных Нижних Земель. Примером может служить бытовая сцена, созданная Питером де Хохом. В произведение «Кладовая» или «Женщина с ребенком у кладовки» (Рисунок 2) на фоне бытовой сцены, раскрывается значимость семейных ценностей для жителей Голландии. Пространство типичного жилого дома с двумя входами и лестницей на второй этаж показано без лишних подробностей, тематическая линия произведения очень лаконична. Мать передаёт ребенку кувшин «Вестервальд Беккер» с узким горлом, небольшой крышечкой и рифленым рисунком сине-белого цвета, который встречается и на других полотнах Питера де Хоха. Видимо, женщина достала сосуд из кладовки, изображенной у неё за спиной. На полу у входа в небольшое темное помещение с маленьким окном художник изобразил фарфоровую чашку с круглой ручкой. Реалистично прописанные детали не только подчеркивают быт, но и служат прекрасным примером для изучения декоративно-прикладного искусства Голландии XVII века. А сцена между женщиной и девочкой, подчеркивает важность семейных ценностей, заботы друг о друге, близость матери и дочери. Художник с высоким мастерством сопоставляет передний план и изображенные фигуры с фрагментами помещения на втором плане, которое мы видим через открытую дверь. На втором плане обращает на себя внимание портрет мужчины. Хозяин дома и отец семейства, как будто присутствует незримо.

 

Рисунок 2. Питер де Хох. Кладовая. Ок. 1658 г. Амстердам, Рейксмузеум

 

Отражая в своих полотнах повседневную действительность, голландский художник акцентирует внимание на интерьерах бюргерских домов, и зритель понимает, насколько важен для Хоха и его современников семейные ценности. Питер де Хох – новатор в области композиции. Расположение дверей, окон и малочисленных предметов мебели в интерьере, подчинено строгой логике. Ритм и симметрию композиции, а также глубину пространства подчеркивает шахматный рисунок пола, который художник использует во многих своих полотнах конца 1650-х годов.

Художник уделяет особое внимание не только содержательная части, его волнуют проблемы передачи световоздушной среды. Мастер бытового жанра демонстрирует не замкнутые помещения, а открытые проемы, наделяя пространство значительной глубиной. Помещение на втором плане не случайно залито солнечным светом: этот живописный прием направлен на мотивирование у зрителя интереса ко всему полотну, а не только к фигурной группе. Так из простого элемента декора картина с интерьером превращается в часть жилого пространства.

Произведения искусства «золотого века» голландской показывают быт Голландии и через аллегории и детали позволяют понять особенности социальной жизни. Ведь мастера голландской школы XVII века могли использовать интерьер как фон и иллюзию, чтобы расширить пространство картины и стереть грань между  реальным и нереальным, чтобы «ввести» зрителя в созданное нереальное и сделать его не просто наблюдателем, а участником.

Таким образом несмотря на «приземленность» сюжетов голландских живописцев XVII века – «малых голландцев» – думающий и чувствующий зритель может постигнуть более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности. Развивая тему интерьера в бытовом жанре, экспериментируя с построением композиции, создавая образы-символы, живописцы приглашают зрителя к диалогу, и заставляют задуматься о жизненных ценностях, о реальном и нереальном в живописи, о творческом вдохновении и самовыражении художника.

 

Список литературы:

  1. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М., 1957. – 366 с.
  2. Колпинский Ю.Д., Ротенберг Е.И. Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство XVII–XVIII веков // Под общей ред. Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга. – М.: Искусство, 1963. C. 102–127.
  3. Новикова О.А. Делфтский фаянс XVII–XVIII веков // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 6 (48). С. 102–107.
  4.  Фландерс Дж. Сотворение дома / Пер. с англ. Г.В. Храмова. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2016– 319 с.
  5. Юренева Т.Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI–XVII веков // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4. С. 765–786.
  6. Sutton P. Pieter de Hooch, 1629–1684. Dulwich Picture Gallery, Exhibition: Catalogue. London: Yale University Press, 1998. – 184 p.

Оставить комментарий