Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Васильева В.Ю. ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РОМАНЕ П. ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/181143 (дата обращения: 23.09.2024).

ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РОМАНЕ П. ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР»

Васильева Виктория Юрьевна

студент, кафедра немецкой филологии, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский)Федеральный Университет,

РФ, г. Елабуга

EPITHET AS A MEANS OF CREATING AN OLFACTORY IMAGE IN THE NOVEL BY P. SUSKIND “PERFUMER”

 

Victoria Vasileva

student, Department of German philology, Alabuga’s university, « Institute of Kazan (Volga) Federal University»

Russia, Elabuga

 

АННОТАЦИЯ

В настоящем исследовании рассматривается понятие эпитета как способа создания обонятельных образов в романе П. Зюскинда «Парфюмер»: приводится обзор исследовательской литературы и анализ романа в контексте заявленной темы.

ABSTRACT

This study examines the concept of epithet as a way to create olfactory images in the novel by P. Suskind “Perfumer”: a review of the research literature and analysis of the novel in the context of the stated theme is given.

 

Ключевые слова: эпитет, обонятельный образ, запах.

Keywords: epithet, olfactory image, smell.

 

Эпитет является одним из важных и часто употребляемых стилистических приемов в поэзии и художественной литературе. Он служит для создания различных художественных образов и некой особой атмосферы произведения, оказывает определенное воздействие на читателя. На сегодняшний день современная стилистика проявляет особый интерес к исследованию языковой личности писателя, специфике использования отдельных стилистических средств. Данный факт определяет актуальность заявленной темы.

Целью настоящего исследования является определение особенностей эпитета как средства создания обонятельного образа в романе П. Зюскинда «Парфюмер».

Изучению эпитета как стилистического приема посвящены труды многих исследователей. Так, И.С. Блинова, наряду с другими основными определениями, особое место отводит систематизированной характеристике понятия «эпитет»: рассматривает его специфические черты и различные классификации на основе определенных признаков [1].

Литературоведческих работ по роману П. Зюскинда «Парфюмер» также насчитывается, несмотря на его относительную «свежесть», достаточно много. Например, С.Б. Борзенко в своем исследовании делает акцент на анализе идейного содержания романа, его интертекстуальных связей, а также историко-культурного фона повествования [2].

Анализ лингвистической и литературоведческой исследовательской базы позволяет сделать вывод о том, что теме эпитета как средства создания обонятельного образа в произведении П. Зюскинда уделено недостаточно внимания, что обуславливает необходимость более детального изучения данного аспекта анализа романа.

Эпитет представляет собой стилистический приём, образное определение, которое не только указывает на признак определяемого явления, но и сообщает данному признаку дополнительное значение, а именно переносное или символическое [1, с. 74]. Современные поэтические и лингвистические словари подчеркивают, что эпитет обязательно должен носить экспрессивный, образный, тропический (метафорический) характер, давать определенному лицу, предмету или какому–либо явлению дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается [4, с. 87].

В художественном произведении эпитет выполняет следующие функции:

– образная характеристика предмета: сияющие глаза;

– создание настроения, атмосферы: хмурое утро;

– передача отношения автора (героя рассказа, рассказчика) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.С. Пушкин) [1, с. 75].

Изучение эпитетов является одним из необходимых условий для полного анализа произведения, так как они помогают читателям определить стиль автора и его отношение к своим героям и событиям, описанным в книге.

В результате исследования романа П. Зюскинда «Парфюмер» [3] были выявлены эпитеты, связанные с обозначением запаха.

В связи с нехваткой специальных лексем для передачи чувства обоняния существуют два направления его языковой кодировки: это конструкции «запах чего–либо» и категории хорошего/плохого или приятного/неприятного запаха [4, с. 50].

С помощью эпитетов автор описывает приятные и неприятные запахи, которые чувствует главный герой романа Гренуй Жан–Батист.

Языковая кодировка запаха предполагает категории хорошего или плохого, приятного или неприятного запаха, то есть качественную характеристику запаха. В романе запах характеризуют, в основном, прилагательные и причастия.

Данные части речи образуют эпитеты и служат для передачи семантического поля запахов, передаваемых с помощью существительных der Gestank, der Dunst, das Parfum.

С существительным der Gestank употребляются следующие эпитеты: übel – плохой, дурной; stechend – пронизывающий, едкий; beißend – едкий; infernalisch – адский, дъявольский; pestillenzartig – чумной, заразный; grob – грубый; plump – пошлый; zusammengepanscht – смешанный.

С лексемой der Dunst сочетаются прилагательные и причастия: beissend – едкий; dampfig – дымный, чадный; warm – теплый; feindlich – чужой; mild – мягкий; stinkend – вонючий.

 С существительными das Parfum сочетаются 17 прилагательных и причастий: echt – настоящий, подлинный; ekelhaft gut – отвратительно хороший; ordinär – обычный, ординарный; вульгарный; absolut – абсолютный; klassisch – классический; rund – полный, законченный; harmonisch – гармоничный; frisch – свежий; blumig – цветочный; herrlich – великолепный, прекрасный; naftend – запоминающийся; schwelgerisch – роскошный; wunderbar – чудесный; lieblich – прелестный; neumodisch – новомодный; verflucht – проклятый, омерзительный; persönlich – личный.

Запах в романе очень часто рассматривается в паре со вкусом. При описании различных запахов продуктов питания автором также были использованы эпитеты, например: nach saurem Wein und Schnaps, der Dunst von frischgebackenen Brot und von Eiern.

Автор подчеркивает силу обоняния главного героя, употребляя эпитет «изощренное обоняние» – exquisite Nase и «феноменальная память» – sein phänomenales  Gedüchtnis.

Благодаря эпитетам, характеризующим различные запахи с точки зрения главного героя, становится очевидным отношение Гренуя к людям вообще и к девушкам – источнику прекрасного аромата – в частности.

Таким образом, эпитеты в романе П. Зюскинда «Парфюмер» служат способом создания обонятельных образов. Причем основная роль отведена автором изобразительным и эмоционально–оценочным эпитетам. Именно с помощью них более полно выражается отношение главного героя к тому или иному запаху. Обозначенные эпитеты помогают повествователю выразить отношение, эмоции и оценки различных приятных и неприятных запахов. Посредством использования значительного количества эпитетов создается неповторимая атмосфера и задается ритм повествования в романе.

 

Список литературы:

  1. Блинова, И.С. Функции эпитета в художественном тексте / И.С. Блинова, Н.А. Красавский // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. – Санкт–Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 74–79.
  2. Борзенко, С.Б. Код "Парфюмера" Патрика Зюскинда: правда и вымысел в тексте знаменитого романа / С.Б. Борзенко. – Санкт–Петербург: Живая история, 2017. – 111 с.
  3. Зюскинд, П. Парфюмер. История одного убийцы / П. Зюскинд. – СПб.: Азбука, 2018. – 320 с.
  4. Красавский, Н.А. Биоморфная метафора как способ экспликации эмоций в немецких и русских художественных текстах / Н.А. Красавский // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2013. – № 9 (84). – С. 49–52.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.