Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Васильева В.Ю. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ДЕФОРМАЦИЮ ГЕРОЯ В РОМАНЕ Г. МАННА «ВЕРНОПОДДАННЫЙ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/181139 (дата обращения: 28.12.2024).

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ДЕФОРМАЦИЮ ГЕРОЯ В РОМАНЕ Г. МАННА «ВЕРНОПОДДАННЫЙ»

Васильева Виктория Юрьевна

студент, кафедра немецкой филологии, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский)Федеральный Университет,

РФ, г. Елабуга

THE PROBLEM OF INFLUENCE OF PRIVATE AND GOVERNMENTAL IDEOLOGY ON PSYCHOLOGICAL DEFORMATION OF A MAIN CHARACTER IN H.MANN’S NOVEL «THE LOYAL SUBJECT»

 

Victoria Vasileva

student, Department of German philology, Alabuga’s university, « Institute of Kazan (Volga) Federal University»

Russia, Elabuga

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена раскрытию проблемы влияния личной и государственной идеологии на становление личности героя романа Г. Манна «Верноподданный», а также анализу критической литературы на наличие исследований, посвященных заявленной проблеме.

ABSTRACT

This article is devoted to the disclosure of the problem of the influence of personal and governmental ideology on the formation of main character’s personality of H. Mann’s novel “The Loyal subject” as well as the analysis of critical literature on the availability of studies on the stated problem.

 

Ключевые слова: личная идеология, государственная идеология, деформация сознания, психологическое становление.

Keywords: personal ideology, governmental ideology, deformation of consciousness, psychological development.

 

На сегодняшний день характер межнациональных отношений на мировой политической арене отличается явным негативизмом. Конфликты все чаще провоцируются идеологией государства или отдельного его лидера, которая противоречит принципам гуманизма и, таким образом, встречает волну несогласия со стороны других стран. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности произведений немецкой литературы и необходимости переосмысления их идейно-художественного содержания в контексте современной культурной ситуации.

Целью данной работы является раскрытие проблемы влияния личной и государственной идеологии на психологическую деформацию героя в романе Г. Манна «Верноподданный».

Анализ критической литературы позволяет утверждать о том, что указанная проблема рассматривается исследователями поверхностно. Так, К.М. Мартов в своем исследовании акцентирует внимание на психологию главного героя как элемента государственной машины, однако не останавливается на теме мировоззрения второстепенных персонажей, которое повлияло на формирование личности Геслинга [3, С. 201-206].

Т.Л. Мотылева обращается к анализу романа «Верноподданный» сквозь призму новаторства немецкой литературы конца XIX - начала XX вв. Литературовед указывает на то, что содержание романа перекликается с темой фашизма, однако не делает акцент на деталях сравнения и на влиянии идеологии государства и отдельных личностей на сознание героя [4, С. 129-137].

Таким образом, стоит отметить, что заявленная проблема представляет собой литературоведческую лакуну и требует разработки.

Главное художественное открытие Г. Манна в представленном романе представляет собой образ «империалистического» подданного. Сюжет и композиция сведены к истории становления верноподданнического сознания Дидериха Геслинга. По справедливому замечанию исследователей, герой проходит «через несколько кругов имперского верноподданнического ада»: детская комната в отцовском доме, классы гимназии и учителя, пивная студенческой национал-социалистической корпорации, прусская казарма [4, с. 212].

Таким образом, формирование подданнического типа сознания персонажа обусловила личная идеология родителей, учителя гимназии и друзей-студентов.

Стоит отметить, что в настоящем исследовании под определением «личная идеология» стоит понимать жизненные взгляды и принципы исключительно второстепенных персонажей, посредством которых претерпело деформацию и окончательно сложилось мировоззрение главного героя.

Две первые главы романа являются стилизацией немецкого «романа воспитания». По замечанию исследователя О.В. Егорова, «роман воспитания» здесь превращается в «роман разложения» [1, с. 27]. Г. Манном последовательно показывается формирование социального типа, подобного Геслингу.

Геслинг-старший, являющийся мелким фабрикантом, придерживается принципа преклонения перед властью. Тому же он учит своего сына.

Типичная сентиментальная мещанка, мать Дидериха способствует формированию в его характере лживости, лицемерия и подлости.

В этом же направлении осуществляется и школьное воспитание персонажа. Здесь можно наблюдать не просто сознательную, но и «принципиальную» подлость героя. Перенятая от учителя философия преклонения перед начальством, доносов и слежек быстро делает из Геслинга первого ученика. Именно в школьном классе он учится трепетать перед вышестоящими людьми и рабски им поклоняться.

Попав на студенческую скамью, Дидерих получает воспитание в студенческой корпорации «Новая Тевтония», в полной мере усвоив обширный комплекс шовинистических идей. Шумные корпорантские попойки и рапирные дуэли развивают в нем такие черты, как наглость, фанфаронство лицемерие. Такая атмосфера быстро раскрывает фальшь и двуличие Геслинга. Являясь безмерно трусливым и корыстным человеком, он выдает себя за воинствующего героя [2, С. 266-267]. Стремясь обнажить данные качества, Г. Манн часто ставит своего персонажа в гротескные ситуации, которые посредством комизма выявляют нравственную омерзительность и социальную опасность этого героя. Так, в мечтах, навеянных алкоголем на студенческих попойках, он представляет себя владельцем «большой фабрики художественных открыток или туалетной бумаги» [2, с. 216], а Агнесе Гепель Дидерих заявляет, что лучшим видом эстетического наслаждения для него является витрина колбасного магазина [2, с. 237].

Композиция романа представляет особый интерес для раскрытия заявленной проблемы. Не случайно первые две главы романа  посвящены этической стороне воспитания главного героя, а в последних трех главах характер Геслинга предстает перед читателями только лишь в социально-политическом аспекте. Главный герой раскрывается как типичный представитель кайзеровской Германии. Таким образом, можно проследить, как личная идеология представителей детского и юношеского окружения персонажа влияет на него и плавно перерастает в государственную идеологию.

Теперь все поступки и действия Геслинга определяются его предпринимательской и одновременно активной политической деятельностью. С помощью наглости, обмана и политического шантажа против главного конкурента, герой превращается во всесильного владельца огромного предприятия. Дидериха отличают безнадежная глупость, но при этом хитрость, подлость, циничная политическая демагогия и умение пользоваться политической конъюнктурой. Все это и делает Геслинга главным лицом Нетцига.

Мировоззрение второстепенных персонажей как типичных представителей кайзеровского общества становится элементом государственной идеологии. Данный факт обусловил неизбежную психологическую деформацию главного героя: под влиянием семьи, учителей, студенческих кругов Геслинг проходит путь от чистого ребенка до подлого политикана-шовиниста.

Таким образом, проблема влияния личной и государственной идеологии на человека является главной в романе и глубже раскрывает его идейное содержание.

 

Список литературы:

  1. Егоров, О.В. «Приём в свете» Генриха Манна / О.В. Егоров // Немецкая филология: перспективы развития. – 2010. - №1. –  С. 51 – 68.
  2. Манн, Г. Верноподданный / Г. Манн. – М.: Классика, 2017. – 299 с.
  3. Мартов, К.М. Генрих Манн. Очерк творчества / К.М. Мартов. – М.: Омега, 2016. – 257 с.
  4. Мотылева, Т.Л. Первый антифашистский роман. «Верноподданный» Г. Манна / Т.Л. Мотылева. –  М.: Литера, 2014. – 307 с.

Оставить комментарий